Я сегодня уже цитировал своего друга-историка, проверяющего экзаменационные работы школьников:
https://serg07011972.livejournal.com/3181267.html Сегодня вечером он продолжил излагать свои наблюдения:
"Вообще ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам - это такой своеобразный барометр идеологии режима. Слежу за эволюцией вопросов по обществознанию и истории с конца нулевых и накопил за последние 12-13 лет уже кое-какой эмпирический багаж. В обществознании тенденции следующие - если первоначально задавали тон вопросы про демократический режим и правовое государство, то в последнее время абитуриентам все чаще предлагается обьяснить преимущество стабильного в политическом плане и крепкого в плане социально-экономическом государства перед абстрактной свободой, демократией и децентрализацией. Ближе к середине десятых годов появились вопросы, косвенно оправдывающие социальное неравенство в обществе (необходимое, по мысли разработчиков ФИПИ, для развития социальной конкуренции, тогда как конкуренция - двигатель прогресса). Примерно в то же время цитаты Руссо и Вольтера, на основе которых следовало писать итоговое эссе, постепенно начали заменяться на цитаты Наполеона Бонапарта. Справедливости ради следует признать, что в последние годы на экзамене по обществознанию появились и цитаты Ильина и даже Деникина (о природе русской идентичности). В политическом разделе обществознания сохраняются все прежние вопросы о природе разделения властей, парламентаризма, системы сдержек и противовесов, многопартийности, но, согласно новым требованиям, иллюстрировать все эти явления все чаще нужно на примерах именно из политической практики современной РФ. Я думаю, тут можно не пояснять, зачем это делается.
В заданиях и ответах по истории еще в нулевые можно было встретить море плюрализма и дискуссионности. Мне тогда интересно было исследовать границы этой официозной свободы, поэтому я выискивал и подбрасывал своим подопечным наиболее интересные экземпляры - они касались теории Суворова-Резуна, германских связей Ленина в 1917, советско-германских отношений в 1939-1941 (по этому периоду у меня накопилась целая коллекция заданий ФИПИ, которые теперь, думаю, после известной статьи Путина, уже вряд ли когда-нибудь попадутся абитуриентам на ЕГЭ). И когда я показывал ребятам эти задания и ответы к ним, я в некоторой степени торжествовал - дескать, смотрите - само государство признает эти факты. С тех пор, насколько я могу понять, неуклонно продолжается процесс привязки егэшных вопросов к существовавшему некогда стержню официальной советской историографии. Вопросы по предвоенному периоду практически перестали встречаться, события гражданской войны, военного коммунизма, нэпа, индустриализации и коллективизации трактуются преимущественно в старом советском ключе. Нэп все чаще изображается нежизнеспособным, обремененным грузом противоречий. Тогда как коллективизация и индустриализация (через призму вопросов и ответов ФИПИ) воспринимаются как объективные, неизбежные и полезные этапы в истории нашей страны, обеспечившие сами знаете какую Победу, а за ценой, как известно, мы не постоим. Дискуссионность еще сохраняется в вопросах про оттепель и застой, но, по моим ощущениям, критики Хрущева намного больше, чем критики Брежнева. Андропова задания ФИПИ рисуют как супер-героя, последнюю надежду отечества. Перестройка трактуется, как объективное явление, но сценарий ее нагружается альтернативностью. Удивительно, как часто в последние годы всплывает вопрос о гласности. Такое задание было и в этот раз - абитуриентам предлагается подискутировать на тему вреда гласности. Минимум 2 аргумента они обязаны были 13 июля привести в пользу того, что гласность способствовала не преодолению, а усугублению «кризисных явлений в социально-политической обстановке в стране».
События 1991 г. показываются в ключе «величайшей геополитической катастрофы ХХ в.»
Деятели ГКЧП в ЕГЭ давно стали героями, опирающимися на результаты народного референдума о сохранении Союза и положения советской конституции 1977 года. Ельциновский период если и присутствует, то крайне схематично. Фигура Ельцина почти не представлена в вопросах, в отличие от Горбачева. Ну а период с 1999 г. само собой табуирован полностью, по нему никаких вопросов нет.
Интересная черта ЕГЭ последних лет - актуализация в заданиях по истории некоторых современных событий и процессов. Например, в 2014 и 2015 в разных вариантах было непропорционально много вопросов про Крымскую войну, освоение северного Причерноморья и присоединение Крыма в 1783 г. Крымскую тему ФИПИ продолжает активно эксплуатировать и по сей день. В этот раз в первой части вопросов был текст про покорение князем Владимиром Корсуня в 988 г. И среди вариантов ответа нужно было в том числе выбрать и такой: «Сегодня указанный город входит в состав Российской Федерации». Представляю, что найдутся среди абитуриентов и такие, хотя они, конечно, и будут составлять крошечное меньшинство, кому выбрать этот вариант ответа будет непросто, но и балл потерять будет обидно))"