Click to view
Аудиоверсия жития армянской мученицы Тамар Мокаци, в 1396 (8) году пострадавшей за христианскую веру и целомудрие от курдов и туркменов (т.е. тюрок). Забавный эпизод с 4 минуты 8 секунды. О жене правителя говорится: "но жена его была туркменкой, по природе злой, распутной, наглой; была сия ВТОРАЯ ШАМИРАМ..."
Отголоски легенды о Шамирам и Аре Прекрасном?
В любом случае, крепко
Семирамида чем-то насолила урартийцам, так что их потомки и через пару тысяч лет ее "добрым" словом поминали.
О реальной царице Шамирам можно прочитать здесь:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%82 Кстати, про легенду о Шамирам и Аре Прекрасном.
Сказания о "беспутной Шамирам" восходят к средневековому писателю в стиле фэнтези
Мовсесу Хоренаци. Тому самому, который писал про "
армянского царя Авгаря".
Про Шамирам и Ару Прекрасного:
Об Аре и его гибели в войне с Шамирам
Ара стал попечителем своего отечества за несколько лет до кончины Нина, удостоенный им такой же участи, какой (был удостоен) его отец. А сладострастная и беспутная Шамирам, с давних пор слыхавшая о его красоте, желала добиться его, однако явно ни чего предпринимать не смела. Но умирает Нин или, как я убежден, бежит на Крит, и Шамирам, открыто отдаваясь страсти, шлет вестников к Ара Прекрасному с дарами и подношениями, со мно жеством обещаний и с мольбой прибыть к ней в Ниневию и, же нившись на ней, царствовать над всем, чем владел Нин, либо же исполнить ее волю и желание и вернуться к себе с миром и с ве ликими пожалованиями.
Так она многократно шлет вестников, но Ара не соглашается, и тогда Шамирам, в великом гневе, прекратив посылку гонцов, спешит с огромными полчищами достигнуть Армянской страны и напасть на Ара. Но по лицу ее было видно, что не столько убить его она хотела или изгнать, сколько покорить его и завладеть им, дабы он удовлетворил ее желание; ибо при присущих ей безумных страстях, она была распалена рассказами о нем так, как если бы видела его. Поспешно достигает она равнины Ара, которая и на звана по его имени Айраратом. Перед сражением она наказы вает своим полководцам всячески стараться сохранить жизнь Ара. Но в битве рать Ара терпит поражение и сам Ара гибнет в бою от рук воинов Шамирам. После победы царица посылает на место сражения грабителей трупов искать среди павших предмет ее страстного вожделения. Ара находят мертвым среди отважных бойцов, и она велит положить его в горнице дворца.
Когда же армянская рать вновь ополчается на битву с царицей Шамирам, дабы отомстить за смерть Ара, она говорит: «Я ве лела своим богам зализать его раны, и он оживет». Она, обез умевшая от вожделения, и действительно надеялась оживить Ара чарами своего колдовства. Когда же его труп разложился, она повелела бросить его в глубокую яму и засыпать. При этом, тайно вырядив одного из своих любовников, распускает о нем такую молву: «Боги облизали (раны) Ара и, оживив его, осуществили на ше заветное желание нам на усладу; поэтому они отныне достойны еще большего нашего поклонения и прославления как исполнители нашей воли, доставляющие радость». Она возводит некое новое изображение во славу богов и торжественно чествует его жертво приношениями, желая показать всем, якобы сила этих богов возвратила Ара к жизни. Таким образом, распустив по Армянской стране эту молву о нем и удовлетворив всех, она добилась прекращения войны.
https://history.wikireading.ru/213636 С легендой про Ару Прекрасного и Шамирам народная этимология связывает происхождение названия ассирийского селения
Арзни в Армении. Хотя село возникло не так давно - в XIX веке. Как мне поведала уважаемая френдесса-ассирийка (она родом из этого села) - старики рассказывали, что до того как здесь поселились ассирийцы, там обитали тюрки и их прогнали русские (при поддержке армян и ассирийцев). В Арзни даже какое-то время показывали старые тюркские могилы, а церковь, фотография которой помещена в статье в Википедии, носит тюркское название Джумбас. Всё сказанное конечно же не попытка "лить воду на мельницу азерпропа" не является доказательством того, что тюркские кочевники (предки азербайджанцев) исконные обитатели территории ныненшней Армении. Они там сами пришельцы примерно с 18 века (как и в Арцахе - Карабахе), изгнавшие прежнее армянское население. Так что переселение армян в 19 веке, организованное Российской империей - всего лишь восстановление исторической справедливости.
Ну да я отвлёкся на лирическое отступление. Само предание о происхождении названия Арзни.
Вот какую информацию нашел в инете:
Поселение, ставшее впоследствии курортной зоной, было основано ассирийцами еще в XIX веке. О происхождении названия населенного пункта существует легенда, историческая эпопея армянской истории.
В давние времена на склонах Разданского ущелья началась страшная битва. Вовлечены в нее оказались два соседствующих народа: армяне во главе с царем Ара Гехециком и ассирийцы, возглавляемые царицей Семирамидой (Шамирам). Царица Семирамида была влюблена в прекрасного армянского царя и мечтала однажды стать его возлюбленной. Она неоднократно отправляла ему послов с обильными подношениями, приглашая Ара Гехецика в свои земли и предлагая занять место ассирийского царя, став ее мужем. Но царь Ара не хотел покидать свой дом и свой народ, оставаясь патриотом своей родины, поэтому каждый раз отказывал ассирийской владычице. В итоге царица Шамирам, собрав могучее войско, пошла войной на Армению с надеждой пленить несговорчивого армянина. Перед началом битвы царица отдала приказ своим воинам не убивать царскую особу Армении. Но в пылу сражения он все же погиб.
Опечаленная царица, в надежде вернуть к жизни возлюбленного, призвала на помощь аралезов, духов в обличье собак, которые, в соответствии с мифологическими преданиями армянского народа, оживляли воинов, погибших в битве, зализывая их раны. Шамирам отдала приказ своим воинам доставить к ней тело Ары. А так как кроме самой царицы в лицо его никто не знал, то, принося к ногам Шамирам очередное тело павшего воина, ее люди говорили: «Ар, зни...», что означает «на, гляди».
Так, согласно легенде, и стало называться поселение, возникшее в ущелье реки Раздан - Арзни.