Давно хотел написать подобный пост, но френд Руслан Давидов опередил.
Когда уважаемые армяне рассказывают вам, что Армения - первая в мире страна, принявшая христианство в качестве государственной религии, это, мягко говоря, неправда. Первым в мире христианским государством стала ассирийская
Осроена (по ассирийски Бет - Осройо) во главе с царём
Абгарем V Уккамой, с чьим именем связана история о
Нерукотворном Образе Иисуса Христа. Даже историки, скептически относящиеся к рассказу церковного историка Евсевия Кесарийского, относят христианизацию Осроены ко временам
Абгаря IX Великого, правившего веком ранее крещения армянского царя
Тиридата Великого. Впрочем, замечу, что в
свете последних открытий турецких археологов на территории Урфы (античной Эдессы), скептикам будет очень трудно доказать свою правоту.
Благодаря мозаике и ассирийской надписи на плите с так называемым «несторианским» крестом датируемой, по мнению археологов 55 г. н.э. считается, что гробница принадлежит членам семьи августейшей династии небезызвестного царя Осроэны Абгара V Укамы. Часть ассирийской надписи обнаруженной на плите гласит: «Великий царь Абгар V Укама Манну, первый христианский правитель Эдессы».
Эта находка, к слову, развенчивает и другой армянский исторический миф. О том, что Авгарь V якобы был царём из армянской династии Аршакуни. Армянская Апостольская Церковь вроде как до сих пор его почитает в лике святых именно как армянского царя. Смотрите например на сайте Гевода Вардапеда, священника ААЦ из Иерусалима:
http://ghevondvardapet.com/2014/12/20/20%D1%81%D0%B1-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%B8-%D1%81%D0%B2-%D0%B0%D0%B1%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D0%B2%D0%B5%D1%80/ Армянская фреска с изображением св. Абгара
Разоблачению этого мифа и посвящен пост Руслана Давидова. Оригинал
здесь.
Миф об армянстве ассирийского царя Абгара Укамы , который по церковному преданию первым из царей принял христианство , свое начало берет от Мовсеса Хоренаци , как его еще называют - Геродот армянской истории . В его труде "История Армении" царь Аршам назван отцом Абгара .
Но история знает двух царей Армении с именем Аршам . Это
Аршам I (ок. 240 до н. э.), который первым из армянских царей стал чеканить монеты и его преемник Аршам II (ок. 230 до н. э.). Как видим оба царя жили за два столетия до царя Абгара и , как минимум близких родственных связей иметь не могли .
Дело в том, что Мовсес Хоренаци имя Аршама связал с царем Абгаром по недоразумению :
« Исследователи и комментаторы «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци отмечают, что это имя возникло по недоразумению: у царя Эдессы Абгара было прозвище Укама («Черный» которое в армянском переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского передано в форме Арджама (от арджн - «черный»), а в переводе труда Лабубны (см, прим. 367) - Аршама. «Абгар Аршама» было воспринято как «Аршамов Абгар», т. е. Абгар, сын Аршама. Отсюда возникло представление, что Абгару на троне Эдессы предшествовал Аршам. К этому, однако, мы должны добавить, что имя Аршам, как таковое, не является случайным среди имен армянских царей. Так именовался один из царей династии Ервандакан (Ервандуни) (Арсамес), царствовавший в Коммагене-Софене в 30-е гг. III в. до н. э. и основавший городя Аршамашат в Софене и две Арсамеи в Коммагене. »
http://www.vostlit.narod.ru/Texts/rus5/Horen/primtext..
****
«В работах Ю. Веселовского (1900 г.)58 и Гарегина Левоняна (1941 г.)1 театр в Северной Месопотамии рассматривается как армянский античный: театр, а сам Абгар Укамо - как армянский царь, один из преемников Тиграна и Артавазда.
Леон Калантар в рецензии на книгу Гарегина Левоняна справедливо возразил против этой точки
зрения, указав, что Абгар давно уже признан сирийцем, а его театр - явление сирийской культуры1. »
http://armenianhouse.org/goyan/ancient-armenian/4.html ****
В недавно обнаруженом месте погребения царской династии в Замке Урфы (Эдессы) содержится надпись на ассирийском языке «Великий царь Абгар V Укама Манну, первый христианский правитель Эдессы»
http://www.bnetha.org/news/2016-07-10-267 Примечательно, что в надписи он назван царем Эдессы, а не Армении, как у Мовсеса Хорненаци.