Количество жертв геноцида ассирийцев ("Сейфо") в Османской империи.

May 26, 2017 20:50

Продолжаю публиковать мой перевод книги "Сейфо. Ассирийский геноцид. Когда, где, как" Дэвида Гонта (Gaunt), профессора истории в Университете Сёдертёрн (Södertörn).

Глава шестая. После геноцида.

Геноцид ассирийцев случился в сумраке мировой войны, и созданный ею хаос сделал невозможным получение точной статистики о количестве погибших или пропавших без вести. Но те, кто был лучше, чем кто бы то ни было информирован - члены ассиро - халдейской делегации на Парижской мирной конференции - представили свои подсчёты потерь дабы снискать симпатию к своему национальному вопросу. Это была примерно половина изначальной численности ассирийцев в затронутых геноцидом провинциях.

Географическое распределение жертв представлено в таблице:




Несколько лет спустя (1923) в Лозанне прошли новые мирные переговоры, и там присутствовала новая ассирийская делегация, выдвигавшая требования к Турции. Была, возможно на основе более полной информации озвучена цифра в 275000 ассирийских жертв.



Нельзя точно установить, как делегация получила такие цифры. Они, возможно, базировались на наблюдениях, сделанных несколькими священниками и миссионерами, но не ясно как систематизировались данные. По некоторым провинциям мы знаем детали, но статистика незначительно варьируется в зависимости от очевидца. Трое доминиканских монахов, содержавшиеся под домашним арестом в Мардине произвели собственные подсчёты христианских жертв в районе Мардина, но сообщаемые ими данные разнятся. По - видимому, только Сиро - православная Церковь провела своё собственное расследование относительно количества потерь. Епископ Мор Северус Афрам Барсаум (ставший впоследствии патриархом Афрамом Барсаумом) в 1920 году составил точный список и направил его британскому правительству. Он обнаружил, что было убито 90,313 чад его Церкви, включая 7 епископов и 154 священника. Кроме того, было уничтожено 156 церквей. Потери среди прихожан Сиро-Православной церкви составляли: в провинции Дьярбакыр - 77963 человека, в провинции Битлис - 8510 человек, в провинции Харпут (официальное название - Мамурет - уль - Азиз, Mamuret-ul- Aziz) 3,500 человек и, наконец, 340 человек в Урфе - согласно расследованию Барсаума.

При подсчётах численности армянских жертв сталкиваются с теми же проблемами, что и в случае с ассирийцами. В большинстве случаев указывается цифра в более, чем миллион убитых в ходе Первой мировой войны. О судьбе греческого населения наши знания в данный момент поверхностны. В целом, кажется, что греки не были постоянным объектом геноцида во время войны. Но множество греков, живших по берегам Эгейского моря, жестоко депортировали в 1914 году и даже после окончания войны. Большое число жертв относится к 1922 году, когда армия турецких националистов разгромила греческие оккупационные войска, и преимущественно греческое население города Смирны подверглось изгнанию, а греческие кварталы сожжены. Заключённый после этого мирный договор между Грецией и Турцией предполагал обмен населением. Понтийские греки, жившие вдоль берега Чёрного моря, были обменены на греческих мусульман из Македонии и Фракии. Депортация греков из Турции вышла из-под контроля и стала очень хаотичной, в результате чего погибло много людей. Греческие активисты утверждают, что 350000 черноморских греков исчезло из-за резни, преследований и «маршей смерти». Езиды из Синджара подверглись нападениям карателей в конце войны. Частично из - за их поддержки христиан дерсимские (Dersim) курды в 1938 году подверглись геноциду с десятками тысяч жертв. Кажется, еврейское население Курдистана не подверглось истреблению. Но в нескольких гjродах евреям было приказано хоронить тела убитых христиан. Многие разбросанные по деревням еврейские общины попросту прекратили существование во время войны, население бежало из-за боевых действий.

Что случилось с выжившими ассирийцами? Имелось несколько категорий выживших. Несколько тысяч остались в своих домах в Азахе, Айн-Вардо и Анхеле (Anhel) после того, как на местном уровне были заключены соглашения о прекращении огня в течение августа 1915 года. Многие крестьяне бежали из близлежащих деревень. Сохранилось несколько деревень в лесу Райт (Raite). Группы беженцев, в основном женщины и дети, нашли убежище в церквях Дьярбакыра. Когда война наконец закончилась, большинство пыталось вернуться в свои родные деревни. Это было непросто из-за перемещения населения, в некоторых местах османское министерство по делам беженцев захватило имущество и отдало его мусульманским беженцам из других регионов. Курдские лидеры, особенно Челеби - Ага (Chelebi agha) из племенной конфедерации Хеверкан, иногда могли помочь ассирийцам вернуться. Вдовы и сироты составляли очень уязвимую группу беженцев, их часто брали в мусульманские семьи в качестве секс - рабов, слуг или наложниц. Большинство из них вынудили обратиться в ислам и принять новые мусульманские имена. После войны их разыскивали родственники для воссоединения семей, но иногда дети предпочитали оставаться в мусульманских семьях, в иных случаях мусульманские семьи сами отказывались отдавать детей. Благодаря британскому политическому чиновнику, майору Эдварду Ноэлю (Edward Noel), мы знаем о количестве выживших в провинции Дьярбакыр. Согласно Ноэлю в июне 1919 года здесь находилось. Из них 12,981 (68 процентов) были «вдовы и сироты в более или менее нищем состоянии».

Что делали ассирийцы после Сейфо? После Сейфо ассирийцы оказались в рассеянии, в большинстве своём оказались далеко от родных мест. Десятки тысяч ассирийцев - несториан томились в лагерях беженцев - либо в революционной России, либо в подмандатном Британии Ираке. В России множество беженцев рассеялись по всему Советскому Союзу, работая чистильщиками обуви в Киеве, Москве, Ленинграде и других больших городах. Во времена сталинского террора многие были сосланы в Сибирь, другие ликвидированы тайной полицией. Некоторые беженцы на Кавказе по призыву Малика Камбара (Malik Cambar), вождя племени Джилу поступили на службу в Армию Леванта (Armee du Levant) в подмандатной французам Сирии. Здесь они смешались с теми беженцами из Тур Абдина, кто перебрался в провинцию Джазире (Jazire) в Сирии. Много новых деревень, полностью населённых ассирийцами, было основано по берегам реки Хабур. Обычно каждое несторианское племя создавало свою собственную деревню. В новосозданных городах Камишли и Хассаке большинство населения составляли христиане. В сельском хозяйстве ассирийцы успешно развивали ирригацию и добились значительного экономического прогресса. Французскому комиссару по Сирии генералу Гуро удалось привлечь ассирийцев к сотрудничеству, предложив им район самоуправления в провинции Джазир, но он так и не стал реальностью.

В Ираке десятки тысяч ассирийцев - несториан находились в нескольких лагерях беженцев. Самым крупным была Бакуба, к северо - востоку от Багдада. Британцы имели большие проблемы из - за мятежей арабов и курдов. Колониальная администрация активно рекрутировала ассирийцев в качестве сослдат для подавления восстаний. Подразделения, в которых состояли ассирийцы, назывались ливиз (levies) - аббревиатура «local volunteer yeoman» (местные добровольческие территориальные) солдаты. Они были главным образом развернуты для охраны британских постов и авиабазы, и, к сожалению, их поощряли англичане использовать свою знаменитую свирепость против курдов и арабов. Войска под предводительством генерала Ага Петроса в 1920-е годы вторглись в Турцию с целью захватить Хаккяри и включить область в состав предполагаемого автономного ассирийского государства. Если бы им это удалось, создание Ассирийского государства было бы свершившимся фактом и нетрудно было бы получить международное признание. Однако большая турецкая армия пресекла попытку. После того, как в 1933 году Ирак стал независимым, и страну покинули британцы, ассирийцы подверглись смертельной опасности по причине своей преждней службы в качестве наёмников. Лига Наций, ответственная за вопросы связанные с беженцами, пыталась найти другую страну, согласную принять ассирийских переселенцев. Обсуждалось много предложений, но все оказались неподходящими. В течение первых двух недель августа иракская армия атаковала различные ассирийские поселения и устроила резню их жителей. Самую печальную известность приобрела резня в маленьком городе Симела, и в память об этом событии ежегодно проводятся ассирийцами всего мира. После массовых убийств тысячи людей бежали в соседнюю Сирию, где они присоединились к другим ассирийским беженцам, уже обосновавшихся в провинции Джазире. Тем не менее, многие ассирийцы остались в Ираке и стали частью до недавнего времени значительноq христианской общины страны.

К концу войны христианский регион Тур Абдин был опустошён в большей или меньшей степени. Исключениями были очаги сопротивления, такие как Айн-Вардо и Азах, а также некоторые деревни к югу от Мидьята в лесу Райте (Raite). Некоторые беженцы обосновались вдоль только что законченной железной дороги в Багдад, где они нашли работу. Некоторые пытались вернуться в свои родные деревни, но со смешанными результатами. Наилучшие шансы на успех имели те, кто был защищен курдскими агами. Там они начали тяжелую реконструкцию в новой турецкой республике. Новое правительство Турецкой республики заняло враждебную позицию в отношении нетурецких и немусульманских меньшинств, и ассирийцы находились под сильным давлением ассимиляции. Выжившие представители сиро - православной общины в городе Урфа были депортированы в Сирию в 1920 - е годы и поселились в Алеппо. Сиро - православный патриарх был вынужден перебраться из Мардина в Хомс в Сирии, а затем в столицу страны Дамаск.

Предыдущие главы книги, переведённые мною:

http://serg-slavorum.livejournal.com/2403715.html

http://serg-slavorum.livejournal.com/2340842.html

http://serg-slavorum.livejournal.com/2341034.html

яковитские патриархи, курды, Ирак, Великобритания, геноцид армян, Турция, мои переводы, gaunt, геноцид ассирийцев, Сирийская Яковитская Церковь, Первая мировая, гонения на христиан

Previous post Next post
Up