Мой перевод
статьи с ассирийского сайта. Автор Афрам Барраякуб
(Afram Barryakoub).
Для начала небольшое пояснение о народах и территориях, о которых упоминается в статье.
Тур-Абдин (сир. ܛܘܼܪ ܥܒ݂ܕܝܼܢ) - холмистый регион на юго-востоке Турции, включающий восточную половину турецкого ила (область, административная единица Турции) Мардин и ил Ширнак к западу от реки Тигр, на границе с Сирией. Название «Тур-Абдин» в переводе с (ас)сирийского языка означает «гора поклонения». Тур-Абдин имеет важное значение для
сиро-православных христиан и является древним центром восточного монашества. Ассирийцы Тур-Абдина называют себя «сураи» и традиционно говорят на новоарамейском языке туройо (западно-сирийский диалект).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80-%D0%90%D0%B1%D0%B4%D0%B8%D0%BD По карте можно посмотреть его примерное расположение (выделен жёлтым цветом):
О христианской истории Тур Абдина можно почитать здесь:
http://ros-vos.net/palomnik/turciya/mon/2/ В Тур Абдине находятся знаменитые сиро-православные (яковитские) монастыри.
Мор Габриэль:
http://serg-slavorum.livejournal.com/1714133.html Мор Додо:
http://serg-slavorum.livejournal.com/1718163.html Шафрановый монастырь (св. Анании):
http://stambul4you.ru/2012/10/from-stambul-nevsehir-outskirts-deyrulzafaran-manastiri/ Хурриты - древний народ, появившийся на территории северной Месопотамии во второй половине 3-го тысячелетия до н. э. и принадлежавший к неизвестной языковой группе. Известны с 3-го тысячелетия до н. э. в Северной Месопотамии и по левым притокам Тигра. В Сирии и Месопотамии жили вперемежку с семитами. В XVI-XIII веках до н. э. хурриты создали в Северной Месопотамии государство Митанни и оказывали сильное влияние на Хеттское царство. В XIII веке до н. э. захватили государство Хайаса на Армянском нагорье. В 1-м тысячелетии до н. э. жили разорванными ареалами по западным, южным и восточным окраинам Армянского нагорья.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8B Арамеи - группа кочевых западносемитскихплемен, говоривших по-арамейски. Родиной арамеев являлся Аравийский полуостров. Распространились по «Плодородному полумесяцу» (страны Передней Азии) в течение последней четверти 2-го тысячелетия до н. э. Эти кочевники или полукочевники обитали на территории, простирающейся от Персидского залива на юге до гор Алма-Даг (в древности Аманус) на севере и до Антиливана и северного Заиорданья на западе.Арамейский язык к началу нашей эры стал основным разговорным языком Передней Азии.
http://www.ejwiki.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%B8 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%B8 И о г-же Карин Реднер (Karen Radner). Она не просто лектор по древней истории Ближнего Востока как она аттестуется в статье, приводимой ниже, а ещё и профессор, один из крупнейших европейских специалистов - ассирологов:
http://lmu-munich.academia.edu/KarenRadner
А теперь сама статья.
Историк Керен Реднер (Karen Radner) опубликовала в 2006 году исследование о географических условиях, обуславливающих связь между сердцевиной (heartland) ассирийского народа вокруг Ниневии и областью Турабдин в современной юго - восточной Турции. Заглавие исследования Реднер звучит так: «Как достичь верховий Тигра маршрутом через Турабдин». Реднер полагает, что общее мнение относительно Турбадина как местности, лежащей за пределами географического региона Месопотамия, должно быть признано ошибочным, и новые открытия позволяют утверждать о принадлежности Турабдина к Месопотамскому ландшафту и его гораздо большей доступности с юга, чем это считалось ранее. Научная должность Керен Реднер - «лектор по античной ближневосточной истории», она работает на историческом факультете Университетского Колледжа Лондона. Во время написания данной статьи Реднер проинформировала нас о том, что по сравнению с публикацией её статьи в 2006 году никаких новых фактов не открылось.
Впервые Турабдин упоминается в ассирийских источниках во времена царя
Адад Нирари I, жившего около 1300 года до Р. Х.. Ассирийцы именовали Турабдин «Кашиери» (Kashieri). Реднер указывает, что слово «Кашиери» возможно хурритского происхождения. Оно присутствует в хурритских текстах. Из ранних источников в Кашиери (временной отрезок 1300 - 1200 года до Р. Х.) можно узнать о доминировании хурритов, как преобладающей этнической группы на этой территории. Также в данный период ассирийская экспансия впервые достигает пределов Кашиери (как и области Гозарто к югу от Кашиери).
В то же самое время в Кашиери начинают проникать арамейские племена. Первоначально здешние арамеи были немногочисленны и не представляли угрозы для Ассирии. В правление ассирийского царя
Ашшур Бел Кала (1073 - 1056 годы до Р. Х.) арамейские племена, увеличившие свою численность, начали восставать против ассирийского владычества. Следующие 200 лет наполнены битвами между арамеями и ассирийцами, о чём нам известно из открытых археологами ассирийских царских архивов. Царь
Ашшурнацирапал в 879 году провёл 6 - дневную военную кампанию с целью покорения городов в Турабдине. На второй день войны царь захватил город «Матиату» (Matiatu), современный
Мидьят и воздвиг в городе стелу в честь своей победы. Реднер указывает, что стелу ещё предстоит найти подобно многим другим артефактам, по мнению ассирологов сокрытых в почве Турабдина. Конец войнам арамейских поселенцев с ассирийской армией был положен в 855 году, когда царь
Салманасар III окончательно подчинил Турабдин. Сам царь так рассказал о своей победе:
«В 5 год моего правления я пошёл в Кашиари и захватил 11 укреплённых городов».
С того времени в архивах ассирийских царей исчезают упоминания об Кашиери, и Реднер делает вывод: «С этого времени ассирийский контроль над регионом Кашиери, кажется, был твёрдо установлен».
Из фактов, приведённых Реднер, мы можем сделать заключение, что арамеи, в отличие от хурритов и ассирийцев, никогда не устанавливали полного контроля над Турабдином. Большинство фактов в исследовании Реднер указывает на возможность интеграции арамеев в Ассирийскую империю как и хурритов до них. Этим подтверждается теория ассиролога Симо Парполы об ассимиляторской политике ассирийских правителей. Главной же целью исследования Реднер было объяснить, каким образом древние месопотамцы могли получить доступ в Турабдин и достичь поселений и торговых колоний вдоль северного берега реки Тигр. Она рассказывает нам, что Тигр имеет быстрое течение вплоть до города Гзиро (турецкий
Джизре), откуда начинается Месопотамская равнина. Быстрое течение Тигра на данном участке мешает предполагаемым путешественникам водным путём попасть в Турабдин. Остаются только дороги. Главная использовавшаяся путешественниками дорога пролегала прямо через Турабдин. Она начиналась на равнине Суфан Кай (Sufan Cay), расположенной примерно в 25 километрах к западу от Гзиро и проходила к северу до поселения с названием «Басербина» в ассирийских источниках. В нём нетрудно узнать современную деревню Бсорино, иначе именуемой Басербин. После чего дорога шла на северо - запад по направлению к Мидьяту вплоть до пересечения реки Тигр.
Историки многие годы полагали, что горная цепь в южной точке Турабдина определяла культурные и географические границы между Турабдином и Месопотамией. И также считалось, что для хурритов это горная цепь была границей их владений. Однако последние археологические раскопки показали постоянное присутствие как хурритов так и ассирийцев в Турабдине в течение 2 тысячелетия до Р. Х.. Археологи нашли ассирийский архив, датированный 1100 годом до Р. Х. в дворце Гирикано (Giricano) в северном течении Тигра. Благодаря находке мы узнаём, что Турабдин изначально был хурритским, но перешёл под контроль ассирийцев, основавших здесь поселение «Дунну Ша - Узуби» (Dunnu - Sha - Uzubi). На другой стороне реки археологи откопали руины ассирийской торговой колонии под названием «Тушу» (Тушан). Тексты ассирийских табличек, найденных здесь, повествуют о том, что поселение было столицей провинции в северной Ассирии. Собранные воедино все эти открытия могут изменить восприятие Турабдина в умах историков. Данная территория более уже не видится лежащей за пределами Месопотамии, но полностью интегрированной в неё, географически и культурно.
Как отмечалось ранее, военные компании царя Салманассара положили конец смутам в Турабдине около 855 года до Р. Х., и в последующем область Кашиери крайне редко упоминается в ассирийских источниках (только дважды в правление
Ашшурбанипала в 600 - е годы до Р. Х.)
В своём исследовании Реднер сетует на недостаток археологических находок по причине ограниченности проведения раскопок в регионе. Из имеющихся в наличии находок можно отметить ассирийские цилиндрические печати, найденные в деревне Миден (древнеассирийское название Миддо) и в других местах. Цилиндрические печати, которые использовались для оставления оттиска на глиняных табличках служат для археологов индикатором того, что почва Турабдина может быть преподнести ещё сюрпризы в виде артефактов того времени. На других табличках «винные фермы Кашиери» есть в списках территорий, которые царь освободил от уплаты налогов. В тексте ещё одной таблички мы находим имя некоего Шумма - Илани, «губернатор города Аркаху, который в Кашиери», вовлечённого в судебное разбирательство при царском дворе. Имя «Аркаху» до наших дней сохранилось в названии ассирийской деревни Арках в Турабдине. Несколько древних географических названий используется в наши дни. Например, «Мардиане» (Mardiane) - современный Мардин или «Шура» (Shura) - современный Сауро (Sawro). Или «Асиху» (Asihu) - современный Азех (Azekh). Асиху впервые упоминается в правление ассирийского царя
Адад Нирари III (810 - 738 до Р. Х.). Текст глиняной таблички гласит «Карха (Qarha), сын Адада - Рахими из Асиху». Другая интересная здешняя находка - чёрный камень с ассирийской клинописью (800 - е годы до Р. Х.). Камень, с 1960 - х годов находящийся в археологическом музее в Дьярбакыре, как считается, был частью парадного входа в некое большое здание. Ещё одно древнее поселение, чьё название дошло до наших дней - Зазабуха (Zazabuha), современный вариант - Заз. А также - Капар - Тату (Kapar - Tatu) - по мнению Реднер, современное название «Кфартуто» (Kfartuto). Приставка «Капар» (Kapar) означает «деревня» на древнеассирийском. В классическом (ас)сирийском слово трансформировалось в «Кфар» (Kfar) и содержится в названиях многих населённых пунктов - Кфарбуран (Kfarburan), Кфарзе (Kfarze), Кфарбе (Kfarbe).
Большое внимание в исследовании Реднер посвящено особой гористой местности в Турабдине, известной как Туро д’Изло (Turo d’Izlo). Область, именуемая в древних ассирийских документах «Изалла» (Izalla) или «Азалла» (Azalla), протянулась от Мидьята до Нисибина на современной турецко - сирийской границе и до Азеха в северо - восточном направлении. Она представляет из себя известняковое плато, покрытое слоем базальта (благодаря давно потухшему вулкану). По этой причине местность в христианскую эпоху на классическом (ас)сирийском языке называлась «Туро Д’Малбаш», в переводе «одетая гора». Здесь можно найти несколько пород камней вулканического происхождения, например, пемзу, применяемую для полировки. Древним ассирийцам были хорошо известны свойства пемзы, и в текстах глиняных табличек упоминаются «камни из Изаллы», использовавшиеся для полировки ценных храмовых предметов.
Кроме того, Изалла описывалась в ассирийских текстах как сельскохозяйственная область. Реднер отмечает, что дикие виноградники растут в Турабдине по сей день, а вулканический состав почвы создаёт хорошие условия для виноградарства. Этим объясняется популярность Изаллы в древние времена. Тексты ассирийских табличек упоминают царского возничего Реманни - Адада, приобретшего две виноградных плантации в Изалле в 666 году. Карин Реднер замечает, что название «Изалла» также ассоциировалось в древности с вином, как, например, в наши дни бренд «Бордо» с вином французским. В древнем словнике известном как «практический словарь Ниневии» параграф, посвящённый вину, озаглавлен «вино из Изаллы». Существует много свидетельств о существовании торгового пути между Изаллой и городом Ашшуром.
В конце своего исследования Реднер упоминает, между прочим, о восстании обитателей Изаллы против вавилонского царя
Набопалассара, захватившего столицу Ассирии Ниневию. Согласно хронологии событий того времени, в 609 году Набопалассар вёл свои войска в Харран для битвы с находившимся там египетским войском. Проходя через Изаллу, он подвергся нападению повстанцев. Вавилонский царь сделал вынужденную остановку для подавления мятежа, после чего продолжил свой путь.
Раднер не объясняет причины восстания, но логическое объяснение напрашивается само собой. Как известно, после падения Ниневии в 612 году часть ассирийской армии укрепилась в городе Харран, к западу от Турабдина. Через 3 года произошла решающая битва Ассирийской империи с вражеской армией, вторгшейся в Харран. Ассирийцы тогда объединились с прибывшими им на помощь войскам египетского фараона. Именно для участия в этой битве шёл со своей армией Набопалассар, когда ему пришлось сделать вынужденную остановку для подавления восстания в Туро Д’Изло в Турабдине. Интересно понять причину восстания жителей Излы. Логика событий подсказывает, что местные жители считали себя ассирийцами и восстали против врага, разрушившего их столицу. Если бы жители Турабдина не считали себя ассирийцами, а свою землю частью Ассирии, то и причин оказывать сопротивление вавилонянам у них не было. В противном случае они бы приветствовали Наболпалассара как освободителя от «ассирийского ига».
Проассирийское восстание в Изле не выглядит чем - то необычным, если задуматься о степени «ассирианизации» региона, ибо Турабдин находился под властью Ассирии довольно долгое время - 243 года (или около 300 лет).
Собранные воедино факты, изложенные Карин Реднер, свидетельствуют о том, что Турабдин в древности был более ассирийским, нежели чем считалось ранее.
Для наглядности добавлю карты Тур Абдина:
1.
2.
3.
4.
5.