Мар Аба I Великий, католикос Ассирийской Церкви Востока.

Oct 28, 2015 05:28




Аба I (Мар Аба, Абба Великий) - патриарх и католикос Ассирийской Церкви Востока с резиденцией в Селевкии - Ктесифоне (Бех - Ардашире) столице Сасанидской Империи в 540 - 552 годах.

Аба родился в городе Хала, Месопотамия, в персидской семье, исповедовавшей зороастризм. До своего обращения в христианство был секретарём сатрапа провинции Бет - Гармай (Beth Garmai).



Приняв христианство, обучался, а затем преподавал в знаменитой церковной школе в Нисибине. Там он овладел греческим языком и, как считается, переводил (или руководил) переводами с греческого на сирийский язык трудов представителей Антиохийской богословской школы экс - патриарха Константинопольского Нестория и Феодора Мопсеустийского, осуждённых III и V Вселенскими соборами соответственно. Помимо этого, Аба - автор оригинальных церковных произведений: комментариев к библейским текстам, гомилий и синодальных посланий.

Ещё до избрания патриархом Аба приобрёл известность как сторонник Феодора Мопсуестийского. Вместе с другим восточным церковным деятелем, Фомой Эдесским он посетил Палестину, затем Коринф и Константинополь, где о встрече с ним оставил свидетельство Козьма Индикоплов. Пребывание Абы в столице Византии датируется периодом между 525 и 533 годами, когда там находились и другие видные восточные богословы. В 532 году византийский император Юстиниан I, желая завершить спор о трёх главах, хотел организовать с ним встречу, однако Аба не принял приглашения как по причине своего несогласия с богословской позицией Юстиниана, так и по политическим соображениям: Церковь Востока стремилась держаться независимо от Западной Церкви (от чьего имени выступал император), а шах Ирана мог рассматривать подобные переговоры проявлением нелояльности.

Став католикосом, Мар Аба продолжал быть приверженцем Антиохийской школы - он ввёл в богослужебную практику Церкви Востока анафору (молитва перед Причастием) за авторством Феодор Мопсеустийского и Нестория вместо более древней из литургии апостолов Фаддея (Аддая) и Мария.

Правлению Мар Абы предшествовал 15 - летний период схизмы внутри Церкви Востока, когда отдельные епархии избирали собственных епископов и отказывались подчиняться католикосу. Предстоятель лично посещал проблемные регионы, пытаясь решить дело путём мирных соглашений и принятия компромиссных решений. В 544 году Аба собрал церковный собор (на котором присутствовал представители всех диоцезов Церкви Востока кроме митрополии Мерва), выработавший несколько принципиальных положений, обязательных для всей Церкви Востока. Решения собора были оформлены в виде документа, написанного лично католикосом и получившего наименование «Ортодоксия Веры». Документ предписывал избрание католикоса проводить на собрании митрополитов (правда данное постановление не всегда соблюдалось. Светская власть в лице шаха сразу же после смерти Мар Абы продавила избрание угодного ей главу - Иосифа, личного врача шаха), утверждалось безбрачие для епископов. Некоторые решения собора были приняты прямо в пику бытовавшим в Персии традициям, как - то запрет на браки между близкими родственниками (зороастрийские каноны наоборот это всячески поощряли).

Вообще надо сказать, Мар Аба держался дерзко и независимо по отношению к шахской власти когда дело касалось религиозных вопросов. Несмотря на то, что законы Персии категорически запрещали (вплоть до смертной казни) христианский прозелитизм среди зороастрийцев, католикос смело проповедовал всем соотечественникам, пребывавшим в тьме неверия и заповедовал также поступать своим иереям. Это, а также его собственное «вероотступничество» послужило причиной гонений на Церковь Востока и лично на её предстоятеля со стороны шаха Хосрова I Ануширвана в 540 - х годах. Католикоса сначала поместили под домашний арест, а потом отправили в ссылку в Азербайджан, где ему пришлось претерпеть много скорбей и страданий в течение 7 лет. Вернувшись из изгнания, он продолжил своё служение до своей смерти в 552 году, которая наступила, по некоторым сведениям, из - за перенесённых им в заключении пыток. был похоронен в монастыре Мар Питиун.

В правление Мар Абы велась христианская проповедь и за пределами Империи Сасанидов. В 549 году к католикосу обратились исповедовавшие христианство эфталиты (белые гунны) с просьбой рукоположить им священника из местных жителей.**

Католикос Аба Великий почитается святым в Ассирийской Церкви Востока, в Древней Церкви Востока и, несмотря на его богословские разногласия с Церковью Запада, Халдейской Католической Церковью. Именем Мар Абы названа духовная семинария халдеев - католиков в Сан - Диего, США.

День его памяти в церковных календарях - седьмая пятница после Богоявления и 28 февраля.

Примечание.

* На Руси любили Козму Индикоплова (Κοσμᾶς Ἰνδικοπλεύστης), зачитывались его «Христианской топографией», начиная не позже, чем с XIV века. Этот купец, родом из Александрии, много путешествовал. Благодаря ему мы имеем свидетельства о существовании в VI веке Церкви Востока на Малабаре (юго-западном побережьи Индии) и на Тапробане (Шри-Ланке). Он специально отмечает, что духовенство этих мест рукополагали в Персии. Между 525-530 гг. он повстречался с будущим католикосом Церкви Востока Мар Авой (Абой) Великим. В своем сочинении Косма называет его «Патрикием» (сир. «Ава» значит «отец», отсюда греч. «Патрикиос»). Косма говорит, что перенял «с живого голоса» Авы его толкование Писаний и учение (см. об этом в замечательной статье Н.В.Пигулевской - https://dl.dropboxusercontent.com/u/22915640/aba.pdf

«Христианская топография» Козмы Индикоплова - http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=5&manuscript=102&pagefile=102-0003

** См. Н. Селезнёв. Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк. Москва. 2001 год. Страница 34.

Составлено по:

1. https://en.wikipedia.org/wiki/Aba_I
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D0%B0_I

Византия, ассирийские святые, Афганистан, США, Юстиниан I Великий, Сасаниды, Католикосы АЦВ, ассирийцы, святые, Иран-Иран, Косма Индикоплов, Ассирийская Церковь Востока, Халдейская Церковь, гонения на христиан

Previous post Next post
Up