Сегодня выкладываю, пожалуй самую интересную, часть статьи. Не могу сказать что меня сильно радует ваша активность в отношении дополнений и исправлений, однако есть надежда, что с этим-то отрывком всё будет иначе - наверняка ведь у каждого опытного и не очень автора есть приёмчик-другой, которым он не пожалеет поделиться. Или хоть пара примеров на описанные...
Не любители читать на чёрном могут нажать на эту глупую фигурку
-=О_О= - Художественные эффекты и приёмы на базе длинной выдержки
1.Игра с зумом.
До написания этой статьи ни разу не пользовался этим приёмом. Во-первых у меня фиксы, во-вторых эффект на любителя. Тем не менее для привнесения разнообразия в съёмку или выделения одного неподвижного объекта - приём может быть вполне уместен. Интереснее всего получается с включённым уличным освещением. Поэтому для примера будем снимать ночью. Наша задача - зафиксировать нужный объект длительным (бОльшим) временем экспонирования и скрутить зум под окончание съёмки. Тем самым мы оставим резким главный объект и размоем яркие огни по радиусу. Логичнее располагать объект по центру, а огни вокруг него, тем самым следы фонарей не перекроют ничего важного.С похожей техникой можно работать и без манипуляций с зумом, просто смещая камеру под конец экспонирования в сторону. Это не самая пригодная техника в пейзаже, но как вариант снимка с автомобилем может быть интересно.
Наиболее простой вариант использования приёма - основная часть снималась 25 секунд на длинном фокусном, а последующие 5 секунд я плавно уменьшал фокусное расстояние. В результате мы получили эффект фейерверка или ракет, запущенных с моста, при этом сохранив узнаваемость места.
2.Использование вспышки или иного источника света.
Длинная выдержка открывает небывалую свободу для использования внешнего или накамерного освещения. Ведь за длительный период экспонирования мы можем не только достаточно подсветить нужный нам объект, но и сделать это так, как нам хочется - сымитировать несколько источников света, создать нужный световой рисунок при помощи одного лишь фонарика, выделить интересные объекты, оставив в тени все остальные. Каких-либо сложностей в использовании этой техники возникнуть не должно, главное не светить на динамичные объекты и не забывать выключать источник света во время переноса от одной точки освещения до другой. Разумеется приём интересен в первую очередь для ночной съёмки, но и днём не стоит забывать про него.
Классический вариант - камни на фоне послезакатного неба. Контровой свет от неба тут нам не поможет - при такой компоновке подсвеченный силуэт камней не спасёт снимок. А вот несколько импульсов от другой камеры в десятке метров справа - вполне могут.
3.Рисование светом.
Мы знаем что на длинной выдержке любой движущийся источник света оставит свой след. Это может быть и фара автомобиля, и дисплей мобильного телефона. Я не буду углубляться в эту тему, т.к. она весьма подробно освещена на сайте
freezelight.ru. К тому же к «классической» фотографии это явление относится весьма посредственно и имеет слишком много своих нюансов.
Редкий пример моего фризлайт-снимка. Просто хотелось попробовать себя в этом, без претензий на художественость.
4.Метод шляпы.
Название забавное, да.
Этот приём служит для съёмки повторяющихся действий, позволяя исключить интервалы между ними. Простой пример: снимаем салют. Его запускают с одного места, но в разные стороны. Мы хотим запечатлеть только верхнее, кульминационное действо, исключив след взлетающего заряда. Что мы делаем:
• замеряем нужное время экспонирования,
• ставим режим ручного управления выдержкой - bulb,
• начинаем снимать, считаем секунды на экране, а дождавшись «ненужного» действа, просто закрываем объектив чем-то непрозрачным, прекратив счёт на время закрытия. Наша задача - насчитать нужное количество секунд «реальной» съёмки. Для закрытия лучше использовать коробку, тарелку, шляпу в конце концов, но не крышку от объектива, так как прикосновение к камере в момент съёмки приведёт к неизбежному сдвигу и смазанному кадру, как следствие.
Метод является неким цифровым продолжением плёночного мультиэкспонирования. Как мне кажется, пример довольно показательный и вполне ясно отражает суть приёма. Для закрепления распишу ещё несколько ситуаций:
1.1.Снимаем море и какой-либо объект на переднем плане. Он не находится непосредственно в воде, но периодически омывается приливной волной. Мы хотим подловить именно тот момент, когда вода окружает наш артефакт. У нас есть два варианта: первый снять на недлинной выдержке - ½-1 секунда, подгадав начало «прилива», но тогда вода на заднем плане будет довольно хаотичной; второй вариант - поставить ручную длинную выдержку и открывать объектив только на моменты прилива. Таким образом динамика переднего плана не потеряется, а задний станет несколько спокойнее.
1.2.Опять город и опять проезжающий автомобиль. Для наглядности будем снимать ночью. Улица довольно пустынная, но за необходимое долгое время экспонирования (просто потому что темно) в поле зрения может проехать пара машин. В такое время даже один проехавший автомобиль может испортить кадр следами от фар. Дальше вы знаете что делать…
1.3.Этот же метод помогает избавиться от проплывающих белых яхт в солнечный день или купальщиков.
5.Синхронизация импульсного источника света по второй шторке.
Если во втором пункте я советовал не светить на динамичные объекты, то тут всё наоборот. Метод интересен в первую очередь при съёмке высокой травы.Синхронизировав свет по второй шторке, мы заморозим подвижные стебли в конце съёмки, предварительно размыв их. Это придаст кадру дополнительную динамику.
6.Ко всему вышесказанному можно добавить такие элементарности как превращение воды в туман, асфальт, устранение людей или автомобилей и т.п. Часть этих эффектов рассмотрена в предыдущих отрывках, другая часть как мне кажется интуитивно понятна.
На этом мои засекреченные секреты и заканчиваются. Со мной можно связаться посредством комментариев под записью (что предпочтительно) или с помощью электронной почты
serg-degtyarev.lj.ru@yandex.ru, в случае, если вы не являетесь жж-юзером.
Как. Съёмочная техника.
Предыдущий отрывок |
Следующий отрывок