К слову о шумихе вокруг Крыма - про опасности интерпретации вторичных данных

Mar 06, 2014 17:49

В назревающем конфликте, даже население Крыма оказалось пленниками СМИ. О том, что с помощью СМИ можно переубедить в своих мнениях и оценках даже очевидцев событий очень хорошо рассказал Джордж Оруэл в своем романе "1984".



Мы знаем о событиях в Крыму не больше чем американцы. Мы так же как Американцы, Европейцы и сами Украинцы опираемся на два источника данных:

  • Прямые и пересказанные мнения очевидцев
  • Мнения и данные транслируемые в СМИ


Информация от очевидцев не системная и усеченная. Очевидцам не хватает данных от своих глаз и ушей для построения цельной картины события - они в итоге так же как и мы прибегают к пересказам других очевидцев, слухам, СМИ.

И вот мы все вынуждены работать с вторичными источниками данных - материалами СМИ. Под СМИ мы понимаем как официальную прессу и ТВ, так и прорву блогов и профилей в соцсетях - т.к. по факту охвата аудитории, способу получения обработки и публикации информации они ни чем не отличаются от нишевых СМИ на подобии городских и районных газет.

Работа со СМИ у нас очень популярна - кабинетные исследования на базе вторичных данных у нас распространены и востребованы как в науке так и в рыночной практике.

Анализ вторичных - это вполне научный метод (а во многих гуманитарных дисциплинах и вообще единственный). Главное понять как проводить эту работу и что из неё вынести.

Все СМИ заняли три противоречащие друг другу позиции:
  • За самопровозглашенную власть Украины (выборов не было как ни крути - решение приняли люди выбранные до Майдана)
  • За самопровозглашенную власть Крыма (выборов не было как ни крути - решение приняли люди выбранные до Майдана)
  • Против всех
Как же нам быть если источники тупо опровергают друг друга?

Очень просто:
  1. Принять за должное наличие в СМИ мифов и фальсификаций (капитан очевидность), а в идеале и вообще приравнять данные СМИ к мифологии
  2. Работать с данными СМИ как с фольклорными материалами
Давайте искать в СМИ две точки объективные опоры:
  1. Факты лежащие в основе мифа
  2. Цели и задачи созданных мифов
Факты необходимо проверять сторонними исследованиями и наблюдениями, а цель же у мифов всегда одна:
  • Побуждение людей к действиям/бездействиям (Этика и Мотивация)
Делают это мифы за счет провозглашения правил, провозглашение карательных мер за их нарушение, провозглашение стимулирующих мер за их выполнение.
Мифы с древнейших времен дают нам правила и показывают нам как за них судят и оправдывают.

Главное не делать на базе этих исследований оценок и неоспоримых утверждений - только гипотезы, которые можно будет подтвердить или опровергнуть в последующем, когда появится доступ к более расширенному спектру данных.

Вот пример:

С 1985 года многие отечественные СМИ и публичные деятели открыто заявляли о том, что Моаи и Египетские пирамиды построили инопланетяне (а сотрудники и эксперты ТВ3 уверен в этом до сих пор). Подобные утверждения встречались даже в популярно-научной и научной литературе.

Сегодня любой может опровергнуть этот бред получив доступ к опубликованным исследованиям и экспериментам. Вот к примеру один из них (про то как транспортировались статуи, ибо возможность их изготовления и так не подлежит сомнения, а вот о транспортировке спорят):

image Click to view



Доступа к исходным данным по геополитическим вопросам у нас нет, а делать выводы на основе вторичных, противоречивых, фальсифицированных и мистифицированных данных транслируемых в СМИ - весьма спорное решение.

Почему нам нельзя делать оценочных суждения на базе вторичных исследований СМИ?

1. Потому что принятие человеком той или иной оценки одна из ключевых задач мифа, а не его исследования
2. Потому что исследования мифов дает лишь гипотезы, которые требуют дополнительного подтверждения, а не являются конечным знанием

Если мы начинаем использовать мифы как руководства к высказываниям и действиям - мы просто работаем на решение целей и задач людей их создавших.

Если эти высказывания и действия не противоречат нашим, то Ок.

А если до мифа у нас не было и малейшей потребности в этих высказываниях и действиях - значит пропаганда сработала.

PS

Если анализ вторичных данных необходим вам для принятия решений и совершения действий не связанных с целью пропаганды, то  вам необходимо искать (или продолжать использовать) иные источники информации - эти исследования все равно не дадут вам исчерпывающих оснований и действовать все равно придется полагаясь на случай.

Валюты и акции будут прыгать то вверх, то вниз - с точным моментам закупа и продажи вам придется гадать так же как и до этого (здесь анализ СМИ как и раньше всего лишь источник гипотез).

Безответный вопрос о том будет ли или нет конец света решается как всегда - он в любом случае неминуемо будет для каждого из нас в частности, а не для всех вообще разом.

Мысли, Обзор разного, Аналитика и Мониторинг

Previous post Next post
Up