Вовлечение аудитории, вовлеченный контакт, коэффициент вовлечения - что это и зачем?

Aug 23, 2012 00:18

О вовлечении говорят многие. Возможность вовлечения аудитории в коммуникацию - главное преимущество интернета в сравнении с привычными медиа. Преимущество, которое многие рекламодатели не используют и на 10%. А те, кто использует не знает как его оценить и что оно дает...



После того, как фэйсбук запустил метрику "Обсуждают это" все SMM-агентства как один заговорили о "доле активных пользователей сообщества".


Зачем нужен этот показатель? Почему он так важен?

В медийке и брендинге есть догматический показатель на которые молятся все менеджеры от мала до велика. Показатель этот - эффективный контакт.  Беда только в том, что найти этот эффективный контакт не проще чем снискать озарение после долгого поста. Вовлеченный контакт - этот тот самый эффективный контакт, который все ищут. Соответственно чем больше вовлеченных контактов в сравнении с общим охватом кампании, тем эффективней вся кампания в целом.

Итак термины:

Вовлечение аудитории: процесс получения от аудитории обратной связи от рекламной коммуникации в виде тех или иных действий, требующих личного участия и значительных затрат времени и внимания пользователя.

Чем же эти действия отличаются от клика по баннеру? Ведь клик по баннеру это тоже действие говорящее о внимании и требующее времени, как и просмотр ролика?

Дело в том, что клик и просмотр - это действие безличное, как и участие в опросе, а вовлечение предполагает наличие авторства у каждого действия.

Вовлеченный контакт: контакт человека с рекламным сообщением, завершенный уникальным действием человека, фиксирующим данный контакт как для рекламодателя, так и для самого человека и его окружения.

Каждый человек, поставивший лайк под рекламным сообщением не просто лайкает, а посту - ставит свою собственную уникальную роспись фиксирующую как факт контакта, так и его отношение к рекламному сообщению.

Более сложные действия говорят о еще большем уровне взаимодействия человека с рекламным сообщением. такой контакт в отличии от контакта с наружной рекламой точно не прошел для человека незамеченным.

Коэффициент вовлечения: соотношение общего количества контактов с аудиторией к количеству вовлеченных контактов с аудиторией.

Данный показатель в отличии от банальных цифр охвата, говорит нам не только о наличии эффективного контакта, но и о доле людей подтвердивших факт своего участия в коммуникации, подтвердивших, что до них сообщение дошло и они готовы транслировать его дальше.

Зачем нужно вовлечение?

Вовлечение эта работа на очевидный эффективный контакт - рекламодателю не нужно рассчитывать абстрактные цифры - нужно лишь подсчитать количество пользователей "расписавшихся" о своем участии в коммуникации.

Помимо этого - вовлечение это именно та самая двухстороння коммуникация, пришедшая на смену вещанию. Этот тот самый "новый свет маркетинга" о котором говорят последние десять лет.

Практика показала, что слепые цифры охвата, количества участников, переходов и т.п. - это не самый эффективный способ оценки нестандартной интернет-рекламы, а главное это вещи в которых не стоит ставить задачи, т.к. можно кроме этих пустых цифр ничего и не получить.

Самый распространенный способ вовлечения аудитории - это организация сообществ, блогов и официальных страниц в социальных сетях и блогхостингах.

Как рассчитывают коэффициент вовлечения для веб-сообщества?

Уже писал о том как рассчитать коэффициент вовлечения для сообществ вконтакте - "Статистика группы Вконтакте - детальное руководство".

Все просто - общее количество контактов с площадкой мы соотносим с количеством вовлеченных контактов (делим второе на первое).

Коэффициент вовлечения можно рассчитать далеко не везде и не всегда. В любом случае данные для его расчета нужно собирать и просчитывать самостоятельно. Поэтому появляются альтернативные метрики:

1. Доля вовлеченных фанов

Очень спорный показатель - вам предлагают узнать процент ваших фанов проявляющих активность от общего процента фанов, а сделать это не так уж и просто...

К примеру Facebook автоматически рассчитывает количество уникальных пользователей совершивших действие в отношении вашей страницы, которое впоследствии транслировалось в ленту новостей их френдам (это тот самый показатель обсуждают это). Многие выдают эту цифру за цифру активных подписчиков, но это не так. В данный показатель попадают в том числе пользователи не являющиеся вашими подписчиками, а к примеру друзья ваших подписчиков лайкнувшие репост вашей страницы.

В общем отделить подписчиков\участников проявляющих активность от всех прочих не такая уж и простая задача, а равняться на количество всех уникальных пользователей проявивших активность как на количество активных подписчиков - ошибка. Нередко количество активных пользователей превосходит общее количество подписчиков.

Не стоит соотносить количество подписчиков с количеством всех активных пользователей - это разные цифры.

2. SMA (социал медиа эхшен :)

Этот показатель предлагает соотносить количество подписчиков с общим количеством активностей.

Дело это очень спорное, т.к. во-первых активности генерируют не только подписчики, а во-вторых сравнивать уникальных пользователей и активные просмотры дело весьма спорное.

По личному опыту могу сказать, что один пользователь может сгенерировать до 50 лайков за час (дело это нехитрое - заходите в фотоальбом и лайкате все, что вам пришлось по душе). Поэтому рассчитывать, что количество активностей говорит нам о количестве уникальных пользователей совершающих активность не очень-то корректно - это совершенно разные цифры.

Итог:

Оценивая вовлечение считать стоит сопоставимые цифры - если мы соотносим контакты, то с соотносим их с вовлеченными контактами; если подписчиков, то с активными подписчиками; если уникальных посетителей, то с уникальными активными посетителями. Конечно можно сравнивать посетителей и просмотры\контакты, посетитетлей и вовлеченные просмотры\контакты, но никак не подписчиков и всех активных посетителей вообще, или подписчиков и все вовлеченные контакты вообще.

Сравнивать абсолютно несопоставимые значения друг с другом и ориентироваться на них - это весьма сомнительное решение.

PS

Вовлечение аудитории это уникальная возможность предлагаемая сетью, но исследование всех результатов от использование этой возможности - это задача которую еще предстоит решить.

Готовых и бесспорных ответов об эффективности вовлечения, возврате инвестиций в вовлечение пока еще не открыто рекламной наукой (хотя в ней нет однозначных ответов и на многие другие вопросы : )

Аналитика и Мониторинг, social media marketing

Previous post Next post
Up