Мне не хотелось бы сейчас описывать то, какие чувства я испытываю соприкасаясь с сокровищами русского деревянного зодчества. Я хочу сказать немного о другом
( Read more... )
Полная переборка, которая почему-то считается уже нормой реставрации деревянных сооружений, всегда приводит к большим утратам и искажению облика. Именно поэтому ее следует избегать так долго, как это только возможно. Насколько я знаю, и Ризоположение , и Ильинская церкви уже перебирались. Так что они не вполне аутентичные по определению и многое там уже - результат реставрационного творчества, как бы мы не привыкли к их облику. Ирония состоит в том, что главный непримиримый критик реставрации церкви из Бородавы, сам проделывает то же самое с Преображенской церковью в Кижах. Результат ожидается катастрофический. Опыта у него на порядок меньше, а храм - на порядок сложнее.
реставрацияext_1461119October 24 2012, 08:27:57 UTC
за Кижи медали дают потому что больше некому у нас давать , а давать то кому то надо!!! у нас сейчас правильность проведения работ определяет Господин ТЕНДЕР---это кто меньшую сумму даст и сроки короткие а уачество и варианты это вторичное............
Для grus57 Простите, а что или кто дает Вам право решать,кто из реставраторов опытнее? Вы сами когда-нибудь работали на реставрации хоть какого-то памятника? Судить можно по ФАКТАМ! А факты, пока говорят только против одного автора.Имя назвать? Я просто поражаюсь некомпетенции и просто-напросто наглости, писать в таком категорическом тоне о том, о чем не имеете ни малейшего представления.
Ильинскую церковь реставрировали в 1970-х - 1980-х годах, Ризоположения наверняка и не единожды. Я являюсь сторонником того, чтобы по возможности максимально сохранялась аутентичность памятников, но это далеко не всегда возможно. Тем более на деревянных памятниках, таков уж недолгий век у древесины... Я сталкивался с реставрацией антикварной мебели, но думаю, основные принципы реставнраций мебели и зданий во многом схожи. Так вот, реставраторы мебели мне рассказывали, что очень часто от заказчиков они получают мебель в состоянии гнилухи на 90%. И все уничтоженные грибками, жучками и т.д. детали и элементы приходится заменять. А на что их заменять? Хорошо, если есть под рукой запас материалов от совсем невосстановимых предметов мебели из такой же древесины, с таким же профилем погонных элементов, такого же оттенка, с таким же лаком... Но, как правило, запасов подходящих аутентичных материалов нет. И приходится изготавливать новые... Вот тут-то и кроится, как они говорили, самая большая сложность и трудоёмкость, т.к. надо и древесину
( ... )
Спасибо за рекомендацию. Заглянул я к Александру Куусела в ЖЖ, но он, наверное, пишет свои посты для себя самого и для тех, кто "в теме", но я не "в теме"... Посты Александра насыщены эмоциями, а для меня (простого обывателя "не в теме") причины этих эмоций не понятны, а информативность, поясняющая для таких, как я, отсутствует... По поводу круговой замены материала при реставрации ничего нового из того, что мне и так было известно, или из того, о чём я и сам догадывался (написал в предыдущем комментарии) я, к моему сожалению, в ЖЖ kuusela не нашёл...
Конечно, это основная сложность и задача реставрации - максимально сохранить подлинное и незаметно вставить то, что пришлось заменить. Незаметно - значит не разрушив облика. А для этого часто приходится возрождать старинные технологии. В любом случае, хотелось бы, чтобы неизбежная утрата аутентичности происходила как возможно медленно
( ... )
Спасибо за ссылку, интересный ресурс.seredina77March 28 2011, 10:56:28 UTC
Про незаметность введения новых конструктивных элементов взамен утраченных - я с вами полностью согласен. И про возрождение старинных технологий я тоже полностью согласен. Это-то и есть в моём понимании та самая истинная реставрация
( ... )
Re: Спасибо за ссылку, интересный ресурс.grus57March 28 2011, 13:36:07 UTC
Откуда данные "на 15 век" - не знаю. Думаю, что это реконструкция по следам на срубе. Будет замечательно, если выложите картинки с Ризоположением. Я тоже пыталась поискать в сети - там не густо. Тонировка бревен не кажется главной проблемой. Они обветриваются действительно быстро. А вот насчет подобранного размера надо смотреть отдельно в каждом конкретном случае. Очень часто они не выровнены и в оригинальном срубе. Кроме того, бревна ведь не идеальный цилиндр. Они скорее усеченный конус. Чтобы стена была ровной комель (толстая часть) соседствует в срубе с верхушкой.
Re: Спасибо за ссылку, интересный ресурс.seredina77March 28 2011, 13:57:46 UTC
Следы на срубе наверное были, есть и будут, но меня всегда интересует, как по этим следам можно определить 15 это век или 16,17,18,19 в конце концов... Тем более, что проложительность "жизни" древесины весьма невелика и церковь эта, наверняка, реконструировалась не раз и перстраивалась за 500 с лишним лет своего существования. Я лично, вообще, сомневаюсь, что в ней осталась хоть одна досочка или брёвнышко с момента её постройки в 1485 году. Б Белозерьи частое явление было, что деревянные церкви за пару сотен лет ветшали, их сносили и строили на их месте каменные. Пик этого каменного строительства в Белозерье наблюдался в 18 веке - начале 19-го.
Re: Спасибо за ссылку, интересный ресурс.grus57March 28 2011, 14:29:18 UTC
Уверена, что там сохранились подлинные бревна 15 века. Не все, но часть. Вы правы, что церковь эта, конечно, несчетное число раз ремонтировалась, но не перестраивалась совершенно. С сохранностью старых бревен все не так просто. Иногда бревно может придти в полную негодность за 20-30 лет, а иногда с ним , видимо, что то случается и оно "живет" гораздо дольше. При некотором стечении обстоятельств (подбор древесины, условия эксплуатации, какие-то еще факторы...) дерево может стать довольно долговечным материалом. Если бы не это, русской деревянной архитектуры мы бы вообще никогда не увидели.
Насколько я знаю, и Ризоположение , и Ильинская церкви уже перебирались. Так что они не вполне аутентичные по определению и многое там уже - результат реставрационного творчества, как бы мы не привыкли к их облику.
Ирония состоит в том, что главный непримиримый критик реставрации церкви из Бородавы, сам проделывает то же самое с Преображенской церковью в Кижах. Результат ожидается катастрофический. Опыта у него на порядок меньше, а храм - на порядок сложнее.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
По поводу круговой замены материала при реставрации ничего нового из того, что мне и так было известно, или из того, о чём я и сам догадывался (написал в предыдущем комментарии) я, к моему сожалению, в ЖЖ kuusela не нашёл...
Reply
Reply
Reply
Будет замечательно, если выложите картинки с Ризоположением. Я тоже пыталась поискать в сети - там не густо.
Тонировка бревен не кажется главной проблемой. Они обветриваются действительно быстро. А вот насчет подобранного размера надо смотреть отдельно в каждом конкретном случае. Очень часто они не выровнены и в оригинальном срубе. Кроме того, бревна ведь не идеальный цилиндр. Они скорее усеченный конус. Чтобы стена была ровной комель (толстая часть) соседствует в срубе с верхушкой.
Reply
Reply
С сохранностью старых бревен все не так просто. Иногда бревно может придти в полную негодность за 20-30 лет, а иногда с ним , видимо, что то случается и оно "живет" гораздо дольше. При некотором стечении обстоятельств (подбор древесины, условия эксплуатации, какие-то еще факторы...) дерево может стать довольно долговечным материалом. Если бы не это, русской деревянной архитектуры мы бы вообще никогда не увидели.
Reply
Reply
Leave a comment