О реставрациях деревянных церквей Белозерья.

Mar 25, 2011 12:11

Мне не хотелось бы сейчас описывать то, какие чувства я испытываю соприкасаясь с сокровищами русского деревянного зодчества. Я хочу сказать немного о другом ( Read more... )

Белозерье, Белозерск, памятники деревянного зодчества, Вологодская обл., мысли вслух

Leave a comment

grus57 March 25 2011, 21:57:41 UTC
Конечно, это основная сложность и задача реставрации - максимально сохранить подлинное и незаметно вставить то, что пришлось заменить. Незаметно - значит не разрушив облика. А для этого часто приходится возрождать старинные технологии. В любом случае, хотелось бы, чтобы неизбежная утрата аутентичности происходила как возможно медленно.
Ризоположение сильно видоизменилось после перевозки в музей. Вот сравните - в этой статье есть старая фотография и фото после сборки в Кириллове.
http://www.art-con.ru/node/962
Главки, кровля, крыльцо - все совершенно новое и не слишком похожее на то, что видно на старых рисунках и фотографиях. Но за 50 лет все к ним привыкли. Теперь образ церкви переосмыслили и "восстановили на 15 век". А свежее бревно, вставленное в старый сруб, всегда выглядит ужасно. Преображенская после переборки будет смотреться ничуть не лучше.
Что мне действительно интересно - пришлось ли сейчас заменять бревна, вставленные в сруб церкви из Бородавы во время первой реставрации?

Reply

Спасибо за ссылку, интересный ресурс. seredina77 March 28 2011, 10:56:28 UTC
Про незаметность введения новых конструктивных элементов взамен утраченных - я с вами полностью согласен. И про возрождение старинных технологий я тоже полностью согласен. Это-то и есть в моём понимании та самая истинная реставрация.
Сегодня утром перед выездом на работу я бегло просмотрел небольшую книжечку-брошюрку про церковь Ризоположения. Там я увидел рисунок, датированный серединой 19 века. Так на том рисунке изображение церкви очень сильно походит на то, что было до последней реставрации 2009 года.

"Воссановили на 15 век" - интересно, откуда у "них" данные о том, что и как у этой церкви было в 15 веке, а чего не было... Упомянутый мной рисунок 19 века из книжки и пара фотографий 1930-х годов (когда церковь ещё стояла на своём исконном месте в селе Бородава, кстати, я был там, на месте, где было село в 2009 году, об этом я напишу как-нибудь отдельный пост) - самые ранние (и не удивлюсь, если они окажутся единственными) изображения церкви, что мне доводилось видеть. Завтра я принесу книжку на работу и сделаю скан этого рисунка, выложу сюда.

Свежее бревно на фоне старого сруба выглядит поначалу очень инородным телом, но оно ещё более инородно выглядит, если оно по диаметру не подобрано и выбивается своим диаметром из общего строя, если его обработка отличается от обработки окружающих старых брёвен. На фотографиях из поста kuusela, ссылку на который я дал именно из-за фотографий, видно и разноразмерные торцы брёвен и внутренняя стена.... Я понимаю, что со временем и эти новые светлые брёвна на солнышке выгорят, дождями и снегом вымоются, ветрами обдуются и станут в общий тон всему строению. Я умо-зрительно допускаю, то, о чём говорят противники искусственного старения материала, что попытки искусственного старения могут привезди к тому, что искусственное старение "наслоится" на естественное старение и опять может получиться разномасный раздрай...
Но насколько я сталкивался с тонировками для древесины, если ими покрыть единожды, то со временем под воздействием внешних погодных факторов они постепенно сходят, и если не обновлять тонировку, то она постепенно уступит место естественному цвету материала, который в свою очередь к тому времени уже получит "дозу" естественного старения...

Reply

Re: Спасибо за ссылку, интересный ресурс. grus57 March 28 2011, 13:36:07 UTC
Откуда данные "на 15 век" - не знаю. Думаю, что это реконструкция по следам на срубе.
Будет замечательно, если выложите картинки с Ризоположением. Я тоже пыталась поискать в сети - там не густо.
Тонировка бревен не кажется главной проблемой. Они обветриваются действительно быстро. А вот насчет подобранного размера надо смотреть отдельно в каждом конкретном случае. Очень часто они не выровнены и в оригинальном срубе. Кроме того, бревна ведь не идеальный цилиндр. Они скорее усеченный конус. Чтобы стена была ровной комель (толстая часть) соседствует в срубе с верхушкой.

Reply

Re: Спасибо за ссылку, интересный ресурс. seredina77 March 28 2011, 13:57:46 UTC
Следы на срубе наверное были, есть и будут, но меня всегда интересует, как по этим следам можно определить 15 это век или 16,17,18,19 в конце концов... Тем более, что проложительность "жизни" древесины весьма невелика и церковь эта, наверняка, реконструировалась не раз и перстраивалась за 500 с лишним лет своего существования. Я лично, вообще, сомневаюсь, что в ней осталась хоть одна досочка или брёвнышко с момента её постройки в 1485 году. Б Белозерьи частое явление было, что деревянные церкви за пару сотен лет ветшали, их сносили и строили на их месте каменные. Пик этого каменного строительства в Белозерье наблюдался в 18 веке - начале 19-го.

Reply

Re: Спасибо за ссылку, интересный ресурс. grus57 March 28 2011, 14:29:18 UTC
Уверена, что там сохранились подлинные бревна 15 века. Не все, но часть. Вы правы, что церковь эта, конечно, несчетное число раз ремонтировалась, но не перестраивалась совершенно.
С сохранностью старых бревен все не так просто. Иногда бревно может придти в полную негодность за 20-30 лет, а иногда с ним , видимо, что то случается и оно "живет" гораздо дольше. При некотором стечении обстоятельств (подбор древесины, условия эксплуатации, какие-то еще факторы...) дерево может стать довольно долговечным материалом. Если бы не это, русской деревянной архитектуры мы бы вообще никогда не увидели.

Reply


Leave a comment

Up