Восточному сектору Белозерского уезда я некоторое внимание уже уделил, теперь настало время пока немного рассказать об интересных, на мой взгляд, объектах, расположенных к западу от Белозерска.
В один из сентябрьских дней прошлого 2009 года мы выехали из Белозерска по старому Тихвинскому тракту на запад в сторону Новоозера. Проехав сёла Маэксу, Куность, Нижнюю Мондому, дорога, представляющая из себя широкий, но очень пыльный в сухую погоду грейдер привела нас в деревню Ульянкино. На западной окраине деревни мы увидели полуразрушенную церковь.
В Новгородском сборнике под редакцией П.Богословского 1865 года об этой церкви приводятся следующие сведения:
«Покровский Заможский приход 1843 года причислен к V классу; означенный приход основан издавна, но когда именно, никаких преданий письменных при церкви не находится. Приход расположен в лесной местности, на ровном месте, по большой летней дороге в 30 верстах от города Белозерска к Тихвину.»
Также о приходе церкви в сборнике говорится: «В приходе каменных церквей 1, деревянных 5 часовен, Кирилло-Новоезерский монастырь 1, каменная часовня 1 и монастырская кладбищенская церковь 1. В приходе две школы, одна в доме священника, обучается 50 мальчиков, а другая в деревне Лохте и обучаются в Лохте, в домах прихожан, по очереди 7 мальчиков. В приходе 21 деревни и 245 дворов.»
На
сайте Рода Белоликовых о церкви есть информация о том, что эта каменная церковь была построена в 1805 году. В церкви били четыре престола: главный - Покрова Пресвятой Богородицы, а также престолы Преображения Господня, Святителя Николая Мирликийского и великомученика Георгия Победоносца.
Из каких источников происходит эта информация о дате постройки церкви и посвящении престолов, то мне неизвестно, так как на сайте ссылки на документы не приводится, а жаль.
У этой церкви есть интересная особенность - двойной алтарь.
Об этой особенности храма упоминала и
katya_ko на форуме сайта «Малые острова России”. Оттуда же происходит информация, что в советские времена в церкви располагался гараж.
Но к информации о том, что там мог располагаться именно гараж, лично я, как автомобилист, отношусь с некоторой долей скептицизма, так как при осмотре остатков церкви я не увидел проёмов под гаражные ворота,
кроме некогда существовавшего проёма в южной стене трапезной более позднего происхождения, чем первоначальная постройка.
Если этот проём и был воротами, то в него легковая машина пройдёт, а грузовой там, пожалуй, несколько тесновато, да и высота этого проёма вызывает у меня сомнения, что в него мог бы протиснуться грузовик, хотя, отметка существовавшего тогда порога мне неизвестна. Если гараж там и был, то он мог находиться только в трапезной и на две, ну, максимум - три машины. Вот предположение о том, что в церкви могла располагаться какая-нибудь ремонтная мастерская, мне кажется более правдоподобной. О жизнеспособности такой версии мне говорят остатки фундаментов в алтарной части храма, очень похожие на фундаменты под станки.
Ещё интересно, но неизвестно назначение второго этажа в основном объёме храма, о существовании которого говорят остатки перекрытия по деревянным балкам и останки лестничной площадки.
Возможно, второй этаж занимал, как это нынче модно называть, офис мастерской, а первый этаж - станки и оборудование. Но я могу и ошибаться.
Также, на фасадах храма обрамления оконных проёмов выполнены, можно сказать, "фирменными" белозерскими "ушастыми" наличниками, которые мне встречались и на
церкви Успенья Пресвятой Богородицы в Ухтоме , и на
фасаде колокольни церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Белозерске .
Ещё мне показалась весьма интересной информация, почёрпнутая из статьи
Е.Д.Твердюковой «Долгожители Новгородской губернии (источниковедческий анализ вопросных листов переписи 1897 года)». Позволю себе процитировать отрывочно эту статью:
«Вопросные листы о лицах, достигших 100 лет, были обнаружены в ходе работы по выявлению источниковой базы по истории народонаселения Новгородской губернии конца XVIII - начала XX вв., в ходе участия автора в исследовательском проекте по исторической демографии на кафедре источниковедения истории России Санкт-Петербургского государственного университета. Они оказались настолько интересны и информативны, что показалось необходимым внимательно изучить этот источник и привлечь к нему внимание исследователей.
Большое количество долгожителей всегда являлось показателем здоровья и уровня развития общества. Поэтому неудивительно, что, когда в ходе разработки данных Первой всеобщей переписи населения 1897 г. обнаружилось довольно значительное количество людей, объявивших свой возраст в 100 и более лет, было решено провести более полное обследование, при котором выяснить географические, экономические и биологические факторы, повлиявшие на продолжительность их жизни. Поскольку при проведении переписи никаких документов не требовалось, и записи о возрасте производились со слов опрашиваемых, возникла необходимость проверки этих показаний….
Так, например, мы провели поисковую работу с целью подтверждения данных вопросного листа в метрических книгах о крестьянине деревни Буброво Замошского прихода Белозерского уезда Осипе Порфирьеве Першине. Документы о нем, хранящиеся в РГИА, следующие: представление от земского начальника 4-го участка в ЦСК, справка как о лице, показавшем себя в возрасте 100 лет, письмо от священника приходской церкви Константина Подобедова о рождении крестьянина в 1806 г. и заполненный вопросный лист. По данным этого листа Осип Першин русский, православный, вдовец, записан в метрическую книгу Покровской Замошской церкви, детство провел в деревне, состоял в одном браке; имел 10 детей, из которых в живых осталось четверо; вел жизнь умеренную: спиртные напитки употреблял в небольшом количестве, не курил; занятия - земледелие и кузнечное дело; здоровьем стал слаб: ходит, но работать не может, ослеп на один глаз в возрасте 82 лет, слышит хорошо, из прежних событий ничего особенного не помнит; жил безбедно, никаким лишениям не подвергался. Отец его состоял в двух браках, Осип родился от второго, когда отцу было около 50 лет; умер отец в возрасте 65 лет. Мать Осипа умерла в возрасте 60 лет, состояла в одном браке, ей было около 40 лет при рождении Осипа, он был у нее третий ребенок.
Ранее нами была создана реляционная база данных на основании сведений метрических книг 1779-1835 гг. Замошского прихода, в которой удалось отыскать о семье Осипа Першина следующие сведения. Его отец Порфирий Иванов первым браком женился 7 февраля 1791 г. на крестьянке той же деревни Анисье Григорьевой, которая умерла в ноябре 1793 г. 23 апреля 1794 г. он женился вторично на крестьянке деревни Артюшино того же прихода девице Дарье Титовой. От этого брака у них родились сыновья: 30 января 1795 г. Иван, 24 февраля 1801 г. Иван, 26 марта 1803 г. Гавриил (умер 23 января 1806 г.), 5 сентября 1806 г. Осип, 28 января 1813 г. Игнатий. Таким образом, подтверждаются, в частности, сведения вопросного листка, что Осип Першин был третий у матери (ведь о старшем брате Гаврииле, умершем до его рождения, он мог и не знать). Женился он 31 января 1832 г. на крестьянке деревни Артюшино Авдотье Петровой. К сожалению, сведения об их детях не проверены, поскольку база данных пока хронологически ограничена 1835 г….
Вопросные листы о лицах, достигших 100 лет, представляют собой первичный источник демографических и этнографических сведений, тем более для нас ценный, что при их заполнении использовались материалы исповедных росписей, ревизских сказок, посемейных списков, что позволяет решать вопросы более или менее достоверного комплексного их использования в историко-демографических исследованиях. Этот источник несет в себе информацию о генофонде нации, ее здоровье и жизнеспособности и заслуживает дальнейшего изучения.»
А мы продолжили свой путь к Новоозеру...