В уже ушедшем 2009 году Василию Макаровичу Шукшину исполнилось бы 80 лет. Дата эта широко отмечалась на его родине на Алтае. На Вологодчине тоже есть места, неразрывно связанные с Шукшиным и его самым знаменитым фильмом. И, пожалуй, самое шукшинское место на Вологодчине - деревня Садовая.
В своём
прошлом посте об этой деревне я уже говорил
о создании туристического маршрута по местам натурных съёмок "Калины Красной" 24 июля 2009 года в Садовой открыли музей крестьянского быта и фильма "Калина Красная". А в начале сентября мы там побывали...
Вообще, этот туристический маршрут начинается в Белозерске с
экспозиции на Советском проспекте в доме № 70 , а уж потом ведёт в Садовую и Никитскую. Но, так как в Белозерске сходить на экспозицию проблемм не составляет, то мы решили сразу ехать в Садовую....
Сначала я покажу вам, мои читатели, то, что мне удалось увидеть, неразрывно связанное со съёмками фильма...
Вот та самая банька, которую Мосфильмовцы, всёжтаки, построили взамен распиленной.
А вот тот самый проулок, по которому Егор Прокудин, Люба, любин бывший муж с корешами спускались к баньке.
На этой фотографии справа видна часть баньки, в которой во время съёмок мылась съёмочная группа (мы же помним, что киношная банька была распилена для размещения съёмочной аппаратуры), людям же надо было и мыться! Парился в ней и сам Шукшин.
Вот тот самый мосток, с которого сигал в воду ошпаренный Алексей Ванин.
Вот дом Ефимии Быстровой, исполнившей в фильме роль матери Егора.
Конечно, сейчас этот дом снаружи обшит вагонкой, свежевыкрашен.
А это местные женщины, которые видели живьём Шукшина, общались с ним, принимали его у себя в домах.
А теперь пройдём в сам музей...
Музей расположился в большой избе северного типа в центре деревни.
Смотрительница музея - приятная, милая, обходительная женщина. Мы познакомились. Как у Пушкина в Евгении Онегине - "И так, она звалась Татьяна."
Татьяна встретила нас очень радушно.
Музей находится ещё в стадии становления. В большинстве своём музей показывает традиционный уклад деревенской жизни на период 1960-70-х годов, того времени, когда снималась "Калина Красная". В доме воссоздан типичный для того времени интерьер.
В музее есть возможность примерить на себя традиционные одежды, носимые когда-то местными деревенскими модницами.
Есть возможность в доволь порыться в одёжном шкафу, перебирая интересные шмотки, которые давно уже стали ретро, а некоторые антиквариатом.
Кстати, вот этот ковшик, висящий на блюднице - тот самый ковшик, из которого Шукшин "ошпаривал" Ванина и, из которого они в фильме коньяк пили. Музею его подарил сам владелец-односельчанин. Как сказала Татьяна: "Это единственная в музее подлинная вещь, знавшая тепло рук Шукшина".
Конечно, в комнате на стене, висит картина Крамского "Незнакомка", у стола стоит кресло точ-в-точь такое же, как тот, на котором сидел Иван Рыжов, исполняя роль отца Любы. Но это всё вещи не подлинные, не участвовавшие в фильме. Это копии, но вполне позволяющие окунуться в деревенскую атмосферу тридцатипяти летней давности...
Северный тип дома - дом-усадьба, для него характерны большие размеры - под одной крышей с жильём располагался и двор. Такой объединение жилья и хозяйственных помещений в бытовой комплекс отвечало суровым северным климатическим условиям, практическим потребностям - помогало вести хозяйство, ведь всё собрано под одной крышей: хлев, конюшня, сеновал, сарай. Отдельно располагались только гумно, амбары, а самой удалённой от жилья постройкой была баня.
Планировка дома типа "брус" представляла собой один вытянутый в длину прямоугольный сруб, в который были объединены все помещения, жилые и хозяйственные один за другим и перекрыты общей двускатной симметричной крышей. В таком доме большую часть занимала хозяйственная часть, выходившая на задворки, а жилая меньшая часть занимала главный фасад с выходом на улицу. Этот тип был более всего распространён на Севере.
В хозяйственной части расположена экспозиция, посвящённая занятиям деревенских жителей.
Хозяйственная, дворовая часть дома, примыкающая к жилой, делилась на два яруса: на нижнем этаже размещались клети для скота, а верхний ярус был поветью, сараем, на который с улицы вел наклонный широкий бревенчатый помост - "ввоз". На повети хранился крестьянский инвентарь.
Тут в музее нижний ярус двора посвящён мужским занятиям и ремёслам,
... а поветь (верхний ярус двора) - женским.
В этом музее я увидел косу-горбушу, какие активно использовались на сенокосах побережья Белого моря (несколько таких кос я видел в Унежме). Не знал, что ареал распространения этого инструмента распространяется и на Белозерье.... Хотя, болотистых мест и тут хватает.
Музей находится ещё только в стадии своего становления, так что многое ещё надо в нём делать, лучше разрабатывать концепцию музея, продолжать наполнять его материалами и экспонатами, строить внутренние маршруты экскурсий, разрабатывать сами сценарии экскурсий....
Но почин уже есть, и это хорошо!
Вот официальная информация об экспозиции "Стоп-Кадр". Через дорогу от музея живут татьянины свёкры.
Сама Татьяна родом с Урала, а муж её - местный. Он будучи ещё мальчишкой тоже видел и помнит Шукшина. Шукшин бывал в доме его родителей, а баня в которой киношники мылись, как раз принадледит татьяниным свёкрам. Так что, баня тоже теперь семейная реликвия! Татьянина свекровь моё семейство к себе в дом пригласила. Татьяна нас чаем с сушками-баранками попотчивала, а пока Надюшка спала в коляске,
Татьяна, Динка и татьянина свекрвь вместе "висели" на заборе и вели свои бабьи разговоры.
Я заметил, что местные жители с удовольствием вступают в контакты с приезжающими туристами, любят общение, умеют слушать собеседников и умеют рассказывать о себе и о своей деревне.
Надюшка проснулась и нам пора было ехать дальше, в деревню Никиткино, где нас ждал Сан Саныч - радушный хозяин, большущий энтузиаст, человек сильно болевший и давший обет, что если выздоровеет, то построит церковь. Выздоровление пришло к нему и обет свой он выполнил. Он сам, своими руками, на свои собственные деньги, на своей земле построил вот эту церковь.
Но на момент нашего к нему визита церковь ещё не была освещена, а Сан Саныч из Вологодской епархии получил письмо о том, что церковь эту они могут оформить только как часовню, так как Епархия не имеет возможности ни содержать эту церковь, ни назначить в неё священника и ещё масса всяких причин. Сан Саныч по этому поводу несколько переживал, говорил, что: "Обет вроде как выполнил, но не до конца! Обещал ведь церковь построить, а не часовню...." Но как человек искрене верующий, он смиренно принимает такие повороты судьбы. А люди к нему едут, едут в его церковь....
Вот такое у нас вышло знакомство с новым интересным и, на мой взгляд, перспективным туристическим маршрутом Вологодчины и Белозерья.
P.S. К сожалению, у меня куда-то пропала фотография домов, которые по фильму были домами Байкаловых и Брата Любы Байкаловой. Боюсь, что я её случайно удалил. Но в следующий свой визит в Садовую, который, я надеюсь, состоится в мае 2010 года я обязательно исправлю эту свою оплошность.