предыдущая часть главы
Мир потребления Мир созидания
Очередная ступень также состоит из трех ступенек. Низшая из них калькирует первую ступеньку мира потребления - ступеньку «роботяга» - вот она спиральность эволюции: повторение, но на более высоком уровне (качественное изменение). Это ступенька - трудоголики.
Человек-трудоголик живет по принципу «хлебом не корми, дай поработать». Такой человек тянет не в дом с работы, а из дома на работу. Например, хорошие плоскогубцы, чтоб лучше гнуть детали. Это созидатель низшего ранга, он исполнитель, добросовестный и трудолюбивый. Это и идеальный воин, солдат, ставящий служебный долг воина (тоже работа) превыше своего благополучия, семьи, дома, жизни. Массовое производство в средние века в Японии идеальных воинов-самураев породило явление «трудоголизма» в рамках всей японской нации. Даже само это слово произошло от крайней привязанности японских рабочих и служащих к своей работе, фирме.
Ступенькой выше среди созидателей - инженеры. Это те же трудоголики, но с более развитым стремлением приложить свой творческий потенциал. Это изобретатели, рационализаторы всего на свете. Они не могут не совершенствовать окружающий материальный мир.
Еще выше - это уже творцы, люди одаренные талантами и склонностью совершенствовать тот же окружающий мир, но в более тонко-материальной части. Это композиторы, певцы, поэты, философы. Это врачи-творцы, создающие новые теории оздоровления тела. Инженер от медицины же создать может новое лекарство, новый метод проведения хирургической операции, медик-творец смотрит шире и создает целые медицинские системы и теории. Это и художники, как и другие настоящие деятели искусств. Не надо путать их с ремесленниками, стоящими тремя ступеньками ниже - интеллигентами. Разница эта как комплекс отношений Моцарт и Сальери. Творец Моцарт не мог не творить. Не думая при этом ни о деньгах, ни о славе (умер как нищий, тело сброшено в общую погребальную яму). Интеллигент Сальери (потребитель от искусства) - ремесленник, мастеровой музыки. Слава тщеславно таких гложет. И он ненавидел бессребреника Моцарта и уничтожил его телесно. Но как творец-композитор остался в истории и в Искусстве именно Моцарт. А Сальери помнят только как врага великого композитора.
И здесь мы наблюдаем на этой тройке ступенек утончение созидательности от грубого простого исполнительства, через изобретательность инженера к высокому полету творцов.
Мир созидателей - это мир воинов, варна кшатриев, самураев, служащих для. В отличие от центростремительного мира потребления здесь царит альтруистическая центробежная тенденция. В воинском мире трудоголикам соответствуют солдаты-сержанты. Инженерам соответствует младший командный состав (тактика), творцам - полководцы (стратеги). Конечно здесь солдаты да офицеры не в формальном, призывно-армейском смысле, а в истинном самосознании воина, то, что ранее называли словом «призвание».
В бизнес-фирме, например, трем этим ступенькам соответствовать могут: творец - создатель фирмы, генератор идей; инженер - замы и завы, те, кто подхватили идею и имеют изобретательность довести ее до материального воплощения; трудоголики - исполнители, работающие во имя идеи, а не за деньги (хотя и второе имеет значение, но, как правило, уже во вторую очередь).
Это, конечно, идеал штатного расписания. Увы, из-за избытка потребителей и дефицита созидателей вместо трудоголиков могут оказаться обыватели, а то и просто роботяги. Вместо инженеров - обыватели и интеллигенты. И тогда фирму растащат по винтику роботяги и обыватели, и проедят-пропьют-прогуляют растратив на бездарное квазитворчество интеллигенты (пародия на творцов).
В Японии трем этим ступенькам соответствуют понятия: дзи - кобун - оябун.
Трудоголикам соответствуют рядовые самураи - дзи. Забавно, что в японском языке вообще отсутствует слово «самурай». В словарях иероглиф 侍, читаемый как «дзи» переводится на русский (или английский), как «самурай»
. Значение этого слова «дзи» - служащий. Идеальный, конечно, по японским понятиям, служащий не за рис, а из-за
гири, по долгу чести.
Инженерам соответствуют руководители среднего звена - кобун. А глава (творец) - оябун («большой отец»). Подобная градация и терминология сохранилась и поныне в японских корпорациях и крупных фирмах, а также у якудза (японской мафии).
Логично сейчас поискать аналогии этим ступенькам в нашем отечественном преступном асяродзi. Творцы среди преступников однозначно это мошенники. Инженеры же есть «изобретатели» более материальных видов преступлений. Трудоголики - рядовые «быки» - солдаты преступного мира, исполнители замыслов преступных «инженеров» и «творцов». Глава крупной преступной группировки тоже в идеале творец. Его «бригадиры» - инженеры. Приведем литературный пример «бригады» из трех лиц - А. Кашин «Агентство БМВ», стр.186, в скобках наши определения по ступенькам:
"Гвоздь же был исполнителем (трудоголик) в его, так сказать, идеальном виде, хотя и с фантазиями. Правда, его фантазии распространялись в основном на боевые операции (воин). По большому счету, Гвоздь и Мамонов были людьми вполне подходящими - так сказать, руки (трудоголик) и вполне работоспособный мозг (инженер), вдохновляемые мощным интеллектом (творец - глава преступной группы)”.
продолжение главы: часть
Мир духовный