предыдущая часть главы
Мир созиданияМир духовный
Три ступеньки этого мира-ступени на новом, качественно ином, витке опять повторяют рост от простого к сложному, от грубого, начального к тонкому, возвышенному. Первая ступенька - ученик. Это люди отверзшие мир материальный в основном и душа которых жаждет пищи иной - духовной. Они ищут, хотя и сами часто не осознают что. Конечно, книги духовного содержания могут читать и потребители-интеллигенты. Но это и есть просто потребление, показуха на других или пусть даже грев собственного самолюбия, своего Я-Эго. Созидателям трудоголикам и инженерам подобная литература глубоко чужда, но уже творцам в ней видятся горизонты их следующей ступеньки, и подталкивает к творчеству. Инженеры и творцы дают м-учеников. Ученики же это те, кто узрел Врата и вступает на Путь. Это до-ученики. Они «трудоголики» духовного труда. Такой человек духовное не променяет ни на что материальное. Это истинный «монах в миру», духовный трудоголик.
Средняя ступенька - учитель, учитель по призванию. Его хлебом не корми, но дай возможность передачи духовных знаний иным, пробуждения мук ученичества. Это, по аналогии - духовный инженер.
Высшая ступенька - мастер. Если с предыдущей ступеньки учитель есть по сути всего лишь истинный Ученик, Ученик с большой буквы, то наш мастер - это Учитель с большой буквы. Это, по аналогии - духовный творец. Такой мастер-творец творит в духовном мире, он креатор идей и
эгрегоров, демиург ментального мира.
Интересна в этом отношении японская градация данных ступенек:
гакусэй - буквально «рожденный учиться»;
сэнсэй - буквально «преждерожденный», часто используется как синоним старшего по опыту жизни и способного учить, учителя. О-сэнсэй - буквально: «о» - «великий», т.е. Великий Сэнсэй. Чем не синоним европейскому «Мастер».
Примерами людей этих ступенек-качеств могут служить мастера боевых искусств. Так создатель вида боевых искусств, новое До (каратэдо, дзюдо, айкидо) есть однозначно
Мастер, он же О-сэнсэй (кстати в боевых искусствах Японии их так и величают:
О-сэнсэй УЭСИБА Морихэй, например). Его ученики, создающие разнообразные стили данного До, - это Учителя,
сэнсэи. Но те «сэнсэи», что создают только технические системы самообороны (всяческие дзюцу) - это люди
мира созидания, в лучшем случае творцы, а чаще и большинство лишь инженеры от боевых искусств. Любому, глубоко интересующемуся кэмпо понятно, что огромна разница между чисто технической системой самоделкой, где упор делается на физические аспекты единоборства и истинно боевым искусством, имеющим глубокую философскую и духовную основу. Так Уэсиба Морихэй превратил систему самозащиты Дайто-рю Айки-дзюцу в Айкидо, искусство борьбы без борьбы, опирающееся на учение
Оомото преподобного
ДЭГУТИ Онисабуро.
Есть примеры в литературе: Лев Толстой на базе своего творчества создал духовный плод - толстовство, Достоевский заложил основу богоискательства целого поколения читателей. В изобразительном искусстве хороший пример Мастера - Рерих. За картинами, как тень Махатмы на известной его картине, лежит тень Учения Живой Этики.
Если гончар-интеллигент лепит горшки ради денег и славы хорошего гончара, если гончар-творец творит в горшках своих произведения искусства, то если бы можно было представить гончара-мастера, то его горшки должны бы были толкать покупателя и пользователя на духовную стезю познания.
продолжение главы: часть
Мир горний