Узлы норн и драконовы шкуры

Mar 26, 2007 15:15

(все что ниже цитата из книги А. Платова "Магические искусства древней европы" - глава 7 с моими сокращениями. курсив автора)

(Сказка)

Давным давно, в утреннюю пору северных земель, жил там прекрасный молодой король, и была у него удивительной красоты жена. Ни одну королеву во всем свете нельзя было сравнить с ней. Волосы ее были подобны чистейшему золоту, а глаза светились васильковой голубизной. Шей ее была белее парного молока в серебряном ведерке, а губы алели, как кровь дикого лебедя, упавшего в рождество на нетронутый чистый снег.
Не было на свете счастья, равного их счастью. Лишь одно омрачало их души - у них не было детей. Не проходило и дня, чтобы они не пеалились об этом, ибо королева желала златовласую дочь, чтобы лелеять ее и играть с ней, а королю нужен был сын и наследник королевства.
И вот однажды, когда королева прогуливалась вне замка, она оказалась возле дома одной старухи, что жила неподалеку от леса. Королева вошла внутрь и увидела сидевшую подле огня старуху без единого уба во рту.
- Скажи мне, моя королева, - начала та, - почему в то время, когда такая старая карга, как я, находит мир прекрасным, такя красавица как ты, хмурит брови?
- Увы, - отвечала королева, - все наши беды и несчастья принадлежат лишь нам самим. Нет никого на свете, кто сумел бы помочь мне.
- Аты все таки расскажи мне о своем горе, - посоветовала ей старуха. - Я помогала и таким, чьи несчастья были не меньше твоего.
Почти против своей воли рассказала ей королева о своей печали:
- У нас с королем нет детей. Потому-то я и несчастна.
- У каждой болезни - свое лекарство, - ответила ей старуха. - Делай в точности так, как я скажу тебе, и вскоре получишь то, что желаешь. Слушай же! Сегодня вечером, когда небо будет полыхать красным огнем заката, возьми небольшой кубок с двумя ручками и поставь его вверх дном на землю в северо-восточном углу своего сада. Завтра при првых лучах солнца подними его, и увидишь под ним две розы на одном стебле - одну белую и одну красную. Тебе придется выбрать: если съешь ты красную розу, родится у тебя мальчик, а если белую - девочка. Но как бы ты не поступила, что бы ты не выбрала, ни в коем случае ты не должна съедать обе розы, иначе не миновать беды. Поняла ты меня?
- Поняла, - рабостно вскричала королева. - Добрая женщина, нахови, что хочешь ты получить в награду?
Но старуха не захотела принимать даже золотое кольцо с руи королевы.
- Рановато еще горорить о награде, - сказала она ей. - И запомни, королева, - съесть можно лишь одну розу, не больше!
Королева сделала все в точности, как велела ей старуха. На следущее утро на восходе солнца она прокралась в сад  подняла с земли кубок. К ее удивлению и рабости, под ним действительно на одном стебле росли де розы, точно такие, как и предсказывала старуха - одна белая и одна красная...

С этого момента и начались злоключения королевы. Какой выбрать цветок?.. Терзаемая сомнениями, королева не заметила, как съела оба цветка. Пришло время и королева родила двойню.
Первым на свет появился страшный и гадкий змей. Злобно зашипев и перепугав королеву и всех придворных, уполз он из комнаты, а потом и из замка, так что никто не успел его поймать.
Вторым появился на свет мальчик, еще более прекрасный, чем его отец.
Шли годы и мальчик превратился в юношу, и тогда король решил, что пора женить сына. И вот в один прекрасный день король снарядил юношу в дорогу и отправил его искать себе невесту..

Люди рассказали, что едва они добрались до первого перекрестка, как увидели огромного дракона... И что самое страшное, лицо его было наполовину человеческим, а наполовину - змеиным.
- Невесту мне, - прошипел он, - прежде чем невесту тебе!...

...Здесь мы на врем прервем изложение сказки и обратимся к нордической мифологеме о трех божественых девах, спрядающих нити судеб.

Согласно скандинавской традиции, в самом сердце Мира, у коней Мирового Древа, возле священного источника Урд, живут три девы - норны, имена которых Урд, Верданди и Скульд, что значит "Судьба", "Становление" и "Долг". Эти девы прядут волшебную пряжу, определяющую судьбы всего сущего. Пряжа доброго и счастливого человека - ровная и гладкая, злого и несчастного - драная и покрыта узлами.

Что же за нити прядут божественные девы?

"Множественное пересечение этих нитей символизирует событие, тем более дисгармоничное, чем более этих нитей пересекается..." Лишь в одном я возьму на себя смелость поправить этого автора: то, что происходит с нитями норн, не символизирует событие, но является им - разница велика.

Не следует, однако, считать представление о норнах и дхармах фаталистическим. Если норны свободны запутывать наши нити дхармы, то мы свободны развязывать заплетенные ими узлы.

Думается, сказаное требует пояснений. На уровне психологии прекрасным примером могут послужить столь типичные для людей нашего времени комплексы: оказываясь в определенных ситуациях, человек словно включает некую программу действий, отличающуюся от оптимальной. Он попадает, так сказать, в глубокую проторенную им самим колею, выбраться из которой у него не хватает сил. Это и есть узел - маленький, нередко почти незаметный.

В русском языке есть древний магический термин - науз. Так называют колдовское (чаще всего - вредоносное) действие, технология которого прямо связана с завязыванием, и результат этого действия. Технологию оставим в стороне, а вот результат нас как раз и интересует.

Конечно, науз, сделанный профессиональным колдуном, - редкость. Но каждый знает, как больно может ударить одно-единственное слово, как глубоко ранят равнодушие, предательство, ложь... Почти все со всремем забывается, но остаются следы - современный психоаналитик скажет, что каждое встреченное нами зло оставляет после себя какой-нибудь "комплекс".

А что сказал бы об этом маг, носитель нордической традиции? "Душевные раны" оставляют после себя наузы. Представьте себе, сколько таких "нечаянных" узелков появляется на нити норн за день, за год, в течение жизни. И каждый из них ограничивает движение, затягивает человека в свой заколдованный круг.

И ведь это еще не все. Посмотрите,например, на современного "культурного"человека. Задайтесь вопросом: может ли он попросить милостыню в метро, или прийти на работу с розой в петлице пиджака, или встать на голову, когда весело? Ответ другого "культурного" человека: он не будет делать этого, потому что такого ему не захочется и потому что ему это не нужно. Ответ мага: он не может этого сделать, потому что любое общество формирует собственные наузыЮ ограничивающие свободу человека.

И еще есь нвузы, которые мы делаем в себе сами, выстраивая вокруг себя уютный мирок, закрывающий нас от безграничности Мира...

Теперь предтавьте, что этот ваш кокон может дать трещину, расколоться...

Присмотритесь - этот кокон живет собсвенной жизнью, очень мало зависящей от вас. Он даже умеет перестраиваться, изменяться в зависимости от итуации, выпячивая из себя то одну личину, то другую. Посмотрите на других людей - что вы увидите: лица или личины? Поймайте себя на том, как лицо ваше привычно и послушно надевает при нужде мышечные маски. Когда вы наедине, заметьте - ваше лицо всегда напряжено, потому что всегда давит на него тяжелая маска кокона.

Засим - возвращаемя к сказке.

Тотчас вспомнили во дворце о змееЮ родившемся у королевы и ускользнувшем из замка. Вспомнили и о том, что родился он первым,, а знаит - действительно имел право первым жениться. И тогда король решил, что если младший принц действительно хочет жениться, то надобно сперва найти невесту для его старшего брата - Дракона.

Понятно, сказать это было значительно проще, нежели сделать, и вот как поступил тогда король: он послал послов в самую далекую страну, которую только знал, и велел пригласить оттуда принцессу для своего сына. Поскольку он сохранил в тайне, о каком сыне идет речь, принцесска, конечно же, прибыла, - и, надобно сказать, весьма пригожая. Ее не допускали в комнату жениха, пока он сам неожиданно не появился рядом с ней в огромном зале королевского замка, весь сверкающий и гибкий. Что ей оставалось делать?
- Я согласна, - храбро заявила принцесса.

Дракон скушал ее немедленно после свадьбы и уполз по своим делам, а младший его братец снова отправился на поиски невесты.

Разумеется история повторилась. Король вновь признал его требования справедливым и выписал для него из-за границы новую принцессу.

А после третьей съеденной принцессы король задумался о том, как отреагируют на столь своеобразную внешнюю политику его соседи, и принял решение впредь кормить дракона невестами исключительно подлого происхождения.

Неподалеку от королевского замка в ветхой лачуге рядом с лесом жил старик, королевский пастух, и была у него дочка, про которую говорили, что во всем королевстве не сыскать девушки более кроткой, нежной и прекрасной. Ее-то и сосватал король свему старшему сыну.

...Когда пастух рассказал об этом дочери, горе ее было неописуемо. Из глаз ее хлынули слезы... И тогда встретила она древнюю старуху без единого зуба во рту.
- Скажи мне, дитя мое, - обратилась к ней старуха, - почему, когда такая старая карга, как я, находит этот мир прекрасным, на лице такой прекрасной девушки как ты, видно лишь горе и отчаяние.
- Увы, - ответила ей дочь пасиуха, - от  моего ответа не будет никакого проку. Никто в мире не в силах помочь мне.
- А ты все таки расскажи, - посоветовала ей страруха. - Я помогала и тем, кто был несчастен не менее тебя.
И девушка через силу рассказала ей о своих бедах.
- Я должна выйти замуж за старшего королевского сына, Принца-Дракона. Каждый знает, что это значит. А теперь он съест и меня, - сказала девушка, и слезы потекли из ее глаз.
- И это все? - спросила старуха. - Вытри глазки, дитя мое, и обещай сделать все в точности так, как я тебе скажу, и тогда все закончится хорошо. Слушай же! После свадебного пира, когда придет время отправляться спать, ты должна попросить, чтобы тебя одели в десять шелковых белоснежных рубашек. Когда все это будет исполнено, тыдолжна попросить одну лохань для купания, наполненую уксусом, а другую - парным молоком. Третье, что ты должна сделать, - попросить столько кнутов, сколько сможет принести в руках крепкий для своих лет десятилетний мальчуган. Все это должно быть снесено в вашу спальню. Затем, когда Дракон прикажет тебе сбросить с себя рубашку, ты должна приказать ему сбросить его змеиную кожу. А когда он сбросит все свои кожи, ты должна окунуть кнуты в уксус и хорошенько его высечь, затем ты должнв обмыть его целиком в свежем молоке и, наконец, ты должна взять его руками и крепко прижать к себе хотя бы на одно мгновение.
- Ух! - вскричала дочь пастуха. - Я никогда не сумею сделать этого!
Ее сердце чуть не выскочило из груди, кога она представила, каким холодным, мокрым и скользким должен быть Линдворм, и сколь ужасны будут эти объятия.
- Либо ты сделаешь это, либо будешь съедена, - проворчала старуха и, не дожидаясь благодарности млм хотя бы ответа, исчезла...

И вот наступил день свадьбы.Помня наставления старухи, девушка попросила сделать все, как та велела, и король не посмел отказать ей в такой малости. Закончился свадебный пир, и молодых супругов проводили в опочивальню...

Едва закрылась за ними дверь, повернул дракон свое лицо к дочери пастуха, и раздвоенный язык показался из черной пасти.
- Прекрасная девушка, сбрось рубашку! - приказал он.
- Принц-Дракон, сбрось кожу! - ответила девушка, хотя сердце ее от страха готово было выпрыгнуть из груди.
- Никто доселе не осмеливался приказывать мне это, - злобно прошипел дракон.
- А я велю тебе сделать это!
На мгновение ей подумалось, что он сейчас же проглотит ее, но вместо этого он начал охать, плакать и стонать от боли, корчиться и извиваться, и настал в конце концов миг, когда большая и тяжелая змеиная кожа оказалась рядом с ним на полу. Тогда девушка сбросила первую рубашку и накрыла ею змеиную кожу.
Так оно и продолжалось. Каждый из них приказывал другому, пока девять сброшенных змеинах кож не оказались лежащими на полу, причем поверх каждой лежала белоснежная рубашка. С каждой сброшенной кожей принц становился все отвратительнее, покуда в конце концов не превратился в сырую, плотную и скользкую массу, колыхающуюся и катающуюся по всему полу. Тогда схватила дочь пастуха кнуты, опустила их в уксус, и, вынув их, принялась сечь его, что было сил. А когда руки ее повисли плетьми от усталости, он обыла его с головы до хвоста в парном молоке, а затем, когда руки и ноги ее уже дрожали от усталости, прижала на мгновенье к себе его извивающееся тело, и обессиленная погрузилась в сон.
Рано утром на следущий день при первых лучах солнца король и его придворные пришли, охваченные печалью, к комнате Принца-Дракона, чтобы узнать, что стало с дочерью пастуха. Она прислушивались, но из-за закрытой двери не доносилось ни звука. Они заглядывали в замочную скваину, но толком разглядеть ничего не смогли. Так они и стояли, боясь зайти, пока, в конце концов король не приоткрыл дверб сначала на один дюйм, а затем на да. И тогда они увидели дочку пастуха, в объятиях которой лежал не прежний дракон, а прекрасный статный принц.
- О, сын, - воскликнул король, - о, дочь!...

Аолшебная сказака имеет счастливый конец - отвратительные драконьи шкуры спадают, и оказывается, что они покрывали собой пректасного принца. Мы видим, что сказка являет собой отражение идеи о необходимости высвобождение чего-то светлого из оков внешних проявлений, "ненастоящих", не-сущих форм. Вероятно, несложно догадаться, что речь идет о внутреннем магическом круге и тех самых узах, что привызывают человека к состоянию пашубхавы.

Более того, эта древняя сказка содержит не только постановку проблемы, но и конретный путь ее решения.

PS
От себя: именно это, только в мягкой, даже черезчур мягкой форме я пытаюс делат, когда человек рядом со мной прячется за драконовыми шкурами. Но, в силу своей мягкости, не довожу этого до конца потому наверное, это редко имеет положительный эффект.
Previous post Next post
Up