Выставка фарфора Татьяны Чапургиной «Застывшая динамика» в Царицыно.

Nov 07, 2012 12:57

Посещение выставки фарфора Татьяны Чапургиной «Застывшая динамика» в Царицыно натолкнуло меня на вопрос, почему современный российский авторский фарфор, так дистанцировался от жизни людей, что его можно увидеть только в музеях либо на станциях метро «Воробьевы горы» под стеклянным колпаком…



Кто из нас не любит фарфор, когда эта любовь привита буквально с детства. В советские годы практически у каждой советской семьи были любимый фарфоровый сервиз и не один, и обязательно где-то в полках под стеклом стояла небольшая коллекция фарфоровых статуэток - это была традиция. Дети в этих семьях выросли, и им стало не до бабушкиных сервизов, мир перевернулся - новая страна, новые взгляды. Канули в лету девочка с птичкой, девочка с рыбкой, мальчик с букварем, мальчик с мячом и др. морячки и узбечки.

Прошло время спохватились, многое утрачено - не вернуть.
СССР оставил богатое наследие в смысле фарфора - это и ЛФЗ, Дулево, Конаково, Вербилки и другие. Только надо было умело им распорядиться.

С какой ностальгией воспоминаем те времени, ведь было что-то настоящее, запущен был целый процесс массового создания фарфоровых изделий от специализированного обучения до производства. В советские годы государство способствовало развитию керамической школы, была тесная связь художника с производством, были государственные заказы, заказы на художественную керамику специально для выставок внутри страны и за рубежом, над такими заказами зачастую работали не только художники по керамике, но и скульпторы и живописцы.

Сегодняшняя действительность - это разорение многих заводов, которые до этого были сто раз перепроданы, цеха опустошены, здания так и стоят в ожидании своего часа, когда сломают или сожгут. Печально видеть, как умирает предприятие, когда-то жившее полноценной наполненной производственным циклом жизнью. Ужасное зрелище, напоминает послевоенную разруху.

Сейчас выживает сильнейший. Заводы уже давно в частных владениях и зависят от предпринимательской жилки их новых владельцев. Один из таких выживших - Императорский фарфоровых завод. Завод прошел через сложную историю смены собственников, сейчас это вполне успешное предприятие, не удивительно его владельцем стал глава «Уралсиб» господин Николай Цветков, который входит в сотню 100 богатейших бизнесменов России по данным Форбс за 2010 год.

Прошлого не вернуть, главное, что остались у завода традиции, благодаря коллективу: Афанасьева Татьяна Васильевна, Петрова Неля Ивановна, Шуляк Галина Дмитриевна, Олевская Инна Соломоновна - это те художники, которые связывают поколения еще советской керамической художественной школы с современностью.

Современный взгляд на фарфоровое искусство представлен Чапургиной Татьяной (главный художник ИФЗ). Татьяна Чапургина демонстрирует попытку дать фарфору новую прикладную жизнь, путем создание новой формы - фарфоровые панели для стен, фарфоровые ковры и даже платья. Платье - это именно то, что привело Чапургину к фарфору, ведь начинала она с росписи батиков, отсюда и контурный рисунок на фарфоре.













Фарфоровая коллекция платьев представлено несколькими моделями, на шелковистую ткань нашиты пластинки фарфора толщиной около 2 мм, что дает ощущение мозаичности и легкости. У меня лично возникло некое ощущение кольчуги, но при этом абсолютно хрупкой. Самые тяжелые платья весят 4-5 кг - носить невозможно, по мне так они гармоничнее смотрятся на манекенах, чем на живых моделях.







Выставка безусловно интересна самобытностью автора, но перекладывая ее видение на жизнь, т.е. переводя как картинку, что-то не складывается. Где эти масштабные предметы в виде мозаичных панно, панелей, ковров, могли бы жить, кроме как в коллекциях, какие интерьеры украшать. Они как бы сами по себе, то что видела на фотографиях с фарфоровыми коврами и панно в интерьерах - спорно, им нужна своя среда, свое окружение. Например, творения Гауди, парк Гуэльо, где все гармонично - форма, архитектура, цвета, мозаика.





Интересна, попытка шагнуть в интерьер, оживить его застывшей динамикой фарфора, заслуживает уважения, но мысля интерьерными категориями, пространство не допускает случайностей, должна быть взаимосвязь с окружением. Даже картинам нужно обрамление, а что говорить о таких фарфоровых цветах как у Чапургиной, обязательно нужна подача, но автор ее не предлагает, в общем-то, это мое мнения, на нем не настаиваю.

russian style, Артхроники, Предметы декора

Previous post Next post
Up