"Кочующие фрески"...

Nov 13, 2012 12:51

С последним посещением Царицыно вдохновилась не только фарфором, но и гобеленами. Потрясающую выставку устроили музейные сотрудники, достали из своих запасников прикладного искусства, о чем современное общество успешно забыло, гобелены. С тоскою в сердце ходила от гобелена к гобелену, вот они наши традиции, где они сейчас…



На протяжении веков в интерьерах то исчезал, то появлялся то гобелен, то шпалера, то арацции, то вердюра, XX век все упростил и появились настенный ковер и текстильное панно. При этом гобелен не прекратил свое существование, изменились техника исполнения, на смену привычным сюжетам охоты, пейзажа пришел авангард и абстракция, сохраняется главное «картинность» - это то, что позволяет отличить гобелены от ковров, сложность сюжета и индивидуальность.
Как ни странно, в советские годы, начиная с 60-х годов, поддерживался этот вид прикладного искусства, художественные гобелены украшали в основном общественные интерьеры, рестораны, гостиницы, общественные холлы и вестибюли.




Гостиница "Ленинград", автор гобелена Н.Еремеева.


Гобелен Озолиль А. и М. в ресторане "Сигулда", Рига.


Юозас Бальчиконис, гобелен "Фуга песка и воды" в холле гостиницы "Неринга", Вильнюс


Альбина Воронкова, гобелен "Электричество" в ресторане "Новоарбатский", Москва.


Со временем происходит отказ от прикладничества, в 70-х декоративное творчество отстаивало права у большого искусства. Если прежде гобелен, как и фреска, был неотъемлемой частью архитектуры, то есть представлял собой произведение монументального искусства, то со временем становится произведением станковым, более мобильным и разнообразным как по форме, так и технике исполнения.
В ручном ткачестве появился интерес к фактуре, текстуре и пластическим эффектам поверхности тканей. Стало важным сочетать в гобелене в единой гармонии цвет и фактуру, яркость и блёклость, гладкость и шероховатость, плотность и ажурность. Мастера экспериментировали с изготовлением новых красителей. Использовали для этого натуральные природные материалы: цветы, листья, коренья, мох, кору.
Гобелен вышел из плоскости стены, он мог стать неким объектом, разделяющим пространства (стационарные тканые перегородки, мобильные занавесы, ширмы), он может существовать как объемная композиция.

Ресторан речного вокзала в Питере, Н.Еремеева.


Озолинь А., Озолинь М. Декоративный потолок в банкетном зале кафе "Сигулда", Рига.


Само переплетение становится более свободным, показывающую и основу и саму структуру ткани, перемежают грубые стежки с мелкими, ажур - с плотной тканью, добиваясь постоянной игры контрастов. Очень тонко использует шерстяное плетение ленинградец Борис Мигаль, создавая монохромные, экспрессивные, несмотря на лаконизм, гобелены, близкие станковой графике.

Борис Мигаль (1946-1999) "Магистральный", 1972г., Ленинград. Шерсть, хлопок, лен, синтетическая ткань.


В 1960-е годы в параметрах современного стиля гобелен тяготел к плоскостным решениям, лишенным глубинной перспективе, развертывая декоративный сюжет по поверхности. Накрепко связанный со стеной, он призван был утверждать ее плоскость, монолитность. Гобелены классической техники, имели преимущественно плоскостной характер. Постепенно в советском гобелене художники пытались выйти из плоскости путем построения перспектив, старались художественными приемами углубить изображение.

Сергей Гавин (1953), "Во Вселенной", 1989-1990гг., Москва. Шерсть.


Фрагмент гобелена Марите Шважене (1930) "Космическая карусель", 1982г., Вильнюс. Шерсть, лен, сизаль.


Начиная с 70-х годов, уделяется особое внимание декору общественных интерьеров. Ушли в прошлое росписи стены, лепные узоры, покрывающие своды потолков, капители колонн, портал, весь скульптурный декор - декоративные фризы, кессонные потолки с розетками и роспесью, массивные карнизы. Возрос интерес к различного рода декоративным панно - мозаика, чеканка, ковка, витраж, и конечно гобелен - это своего рода связующая ниточка традиций в использовании декора и современной лаконичностью.







С конца 70-х годов активно развивается монументальный текстиль, так как при строительстве общественных зданий было обязательным выделять средства на «художественную отделку». Сюжетами для создания гобеленов стали темы вторившие идеологии того периода - космос, труд, советские достижения и другие. Национальные школы Литвы, Латвии, Украины, Белоруссии, Закавказья в создании гобеленов использовались национальные традиции, производились эксперименты с формообразованием.

Александра Крипьякевич (1944), "Всадники" ("Старая фотография"), 1979г., Львов. Шерсть, лен, синтетика.








Гиви Кандарели (1933-2006), "Осень в горах", 1982г., Тбилиси. Шерсть, нить хлопчатобумажная.


Жилые интерьеры оставались не удел, максимум, чем украшали стены либо коврами машинной вязки богато украшенные узорами либо ковриками-гобеленами с пейзажем, красной площадью или медведями, репродукциями картин, чеканкой, макраме или инкрустацией из соломки. В этом не было стиля, это были случайные вещи, рукотворные подделки, которыми советский гражданин пытался скрасить свой быт. Общественному интерьеру в советском обществе уделялось куда больше внимание, тут работали архитекторы, художники создавался настоящий дизайн, продумывалось все архитектура пространства, композиционное решение, декор.

В современном обществе, как будто наверстывая упущенное, каждый при наличии материальных возможностей устремлен свое жилье сделать уникальным и индивидуальным, но так ли оно уникально без своих традиций, мы лишь смотрим на запад и повторяем стили как под копирку прованс, английскую классику и другие. Уже прошло более двадцати лет новой истории, почему мы все еще избегаем наших традиций, зарожденных в то советское время, ведь они нам ближе, чем хохлома и кокошник, к которым нас в очередной раз пытаются вернуть. Такие выставки сближают нас с нашей истории, помогают почувствовать время, тот дух и то настоящее, которое все-таки было.

Лилита Постажа (Полица), (1941-2011) «В родном краю». 1969 г., Рига. Шерсть, лен.


Фрагмент гобелена Александра Крипьякевич (1944), "Вечность" 1981-1982, Львов. Шерсть, лен, пенька.






Зинаида Вогелене (Колпаковайте) (1941) "Хоккеисты", 1971, Вильнюс. Шерсть, лен.


Айна Музе, (1943) «Попутный ветер», 1979 г., г. Рига. Шерсть, лен.



russian style, Артхроники, Интерьеры, Предметы декора

Previous post Next post
Up