С последним посещением Царицыно вдохновилась не только
фарфором, но и гобеленами. Потрясающую выставку устроили музейные сотрудники, достали из своих запасников прикладного искусства, о чем современное общество успешно забыло, гобелены. С тоскою в сердце ходила от гобелена к гобелену, вот они наши традиции, где они сейчас…
На протяжении веков в интерьерах то исчезал, то появлялся то гобелен, то шпалера, то арацции, то вердюра, XX век все упростил и появились настенный ковер и текстильное панно. При этом гобелен не прекратил свое существование, изменились техника исполнения, на смену привычным сюжетам охоты, пейзажа пришел авангард и абстракция, сохраняется главное «картинность» - это то, что позволяет отличить гобелены от ковров, сложность сюжета и индивидуальность.
Как ни странно, в советские годы, начиная с 60-х годов, поддерживался этот вид прикладного искусства, художественные гобелены украшали в основном общественные интерьеры, рестораны, гостиницы, общественные холлы и вестибюли.
Гостиница "Ленинград", автор гобелена Н.Еремеева.
Гобелен Озолиль А. и М. в ресторане "Сигулда", Рига.
Юозас Бальчиконис, гобелен "Фуга песка и воды" в холле гостиницы "Неринга", Вильнюс
Альбина Воронкова, гобелен "Электричество" в ресторане "Новоарбатский", Москва.
Со временем происходит отказ от прикладничества, в 70-х декоративное творчество отстаивало права у большого искусства. Если прежде гобелен, как и фреска, был неотъемлемой частью архитектуры, то есть представлял собой произведение монументального искусства, то со временем становится произведением станковым, более мобильным и разнообразным как по форме, так и технике исполнения.
В ручном ткачестве появился интерес к фактуре, текстуре и пластическим эффектам поверхности тканей. Стало важным сочетать в гобелене в единой гармонии цвет и фактуру, яркость и блёклость, гладкость и шероховатость, плотность и ажурность. Мастера экспериментировали с изготовлением новых красителей. Использовали для этого натуральные природные материалы: цветы, листья, коренья, мох, кору.
Гобелен вышел из плоскости стены, он мог стать неким объектом, разделяющим пространства (стационарные тканые перегородки, мобильные занавесы,
ширмы), он может существовать как объемная композиция.
Ресторан речного вокзала в Питере, Н.Еремеева.
Озолинь А., Озолинь М. Декоративный потолок в банкетном зале кафе "Сигулда", Рига.
Само переплетение становится более свободным, показывающую и основу и саму структуру ткани, перемежают грубые стежки с мелкими, ажур - с плотной тканью, добиваясь постоянной игры контрастов. Очень тонко использует шерстяное плетение ленинградец Борис Мигаль, создавая монохромные, экспрессивные, несмотря на лаконизм, гобелены, близкие станковой графике.
Борис Мигаль (1946-1999) "Магистральный", 1972г., Ленинград. Шерсть, хлопок, лен, синтетическая ткань.
В 1960-е годы в параметрах современного стиля гобелен тяготел к плоскостным решениям, лишенным глубинной перспективе, развертывая декоративный сюжет по поверхности. Накрепко связанный со стеной, он призван был утверждать ее плоскость, монолитность. Гобелены классической техники, имели преимущественно плоскостной характер. Постепенно в советском гобелене художники пытались выйти из плоскости путем построения перспектив, старались художественными приемами углубить изображение.
Сергей Гавин (1953), "Во Вселенной", 1989-1990гг., Москва. Шерсть.
Фрагмент гобелена Марите Шважене (1930) "Космическая карусель", 1982г., Вильнюс. Шерсть, лен, сизаль.
Начиная с 70-х годов, уделяется особое внимание декору общественных интерьеров. Ушли в прошлое росписи стены, лепные узоры, покрывающие своды потолков, капители колонн, портал, весь скульптурный декор - декоративные фризы, кессонные потолки с розетками и роспесью, массивные карнизы. Возрос интерес к различного рода декоративным панно - мозаика, чеканка, ковка, витраж, и конечно гобелен - это своего рода связующая ниточка традиций в использовании декора и современной лаконичностью.
С конца 70-х годов активно развивается монументальный текстиль, так как при строительстве общественных зданий было обязательным выделять средства на «художественную отделку». Сюжетами для создания гобеленов стали темы вторившие идеологии того периода - космос, труд, советские достижения и другие. Национальные школы Литвы, Латвии, Украины, Белоруссии, Закавказья в создании гобеленов использовались национальные традиции, производились эксперименты с формообразованием.
Александра Крипьякевич (1944), "Всадники" ("Старая фотография"), 1979г., Львов. Шерсть, лен, синтетика.
Гиви Кандарели (1933-2006), "Осень в горах", 1982г., Тбилиси. Шерсть, нить хлопчатобумажная.
Жилые интерьеры оставались не удел, максимум, чем украшали стены либо коврами машинной вязки богато украшенные узорами либо ковриками-гобеленами с пейзажем, красной площадью или медведями, репродукциями картин, чеканкой, макраме или инкрустацией из соломки. В этом не было стиля, это были случайные вещи, рукотворные подделки, которыми советский гражданин пытался скрасить свой быт. Общественному интерьеру в советском обществе уделялось куда больше внимание, тут работали архитекторы, художники создавался настоящий дизайн, продумывалось все архитектура пространства, композиционное решение, декор.
В современном обществе, как будто наверстывая упущенное, каждый при наличии материальных возможностей устремлен свое жилье сделать уникальным и индивидуальным, но так ли оно уникально без своих традиций, мы лишь смотрим на запад и повторяем стили как под копирку прованс, английскую классику и другие. Уже прошло более двадцати лет новой истории, почему мы все еще избегаем наших традиций, зарожденных в то советское время, ведь они нам ближе, чем хохлома и кокошник, к которым нас в очередной раз пытаются вернуть. Такие выставки сближают нас с нашей истории, помогают почувствовать время, тот дух и то настоящее, которое все-таки было.
Лилита Постажа (Полица), (1941-2011) «В родном краю». 1969 г., Рига. Шерсть, лен.
Фрагмент гобелена Александра Крипьякевич (1944), "Вечность" 1981-1982, Львов. Шерсть, лен, пенька.
Зинаида Вогелене (Колпаковайте) (1941) "Хоккеисты", 1971, Вильнюс. Шерсть, лен.
Айна Музе, (1943) «Попутный ветер», 1979 г., г. Рига. Шерсть, лен.