На днях с удовольствием посмотрела старый латышский фильм «Лучи в стекле». Во-первых, он черно-белый, а это уже здорово. Во-вторых, тут играют совсем юная Лилита Озолиня и интеллектуальный Гунар Цилинсикй, и внешне и по манере игры, очень похожий на загадочного польского актера Збигнева Цибульского. В-третьих, это фильм 1969 года про это же время, что уже является художественным документом эпохи.
Сюжет мил и прост. Главная героина Ася, юная девушка, работает в заводской столовой, увлекается творчеством. Ее муж на этом же заводе делает карьеру руководящего работника, и совершенно не интересуется внутренним миром свой жены. Зато ее маленькие успехи в освоении профессии художника замечает и одобряет Вальтер - человек зрелый, тонкий, увлекающийся. Когда-то учился в Академии художеств, но знаменитым не стал. На этом же предприятии главным художником работает бывшая сокурсница Вальтера Ирис (Вия Артмане), которая с годами вдруг разглядела в Вальтере достойного себя мужчину. Красивые люди, умные лица, одухотворенные глаза.
Такой вот квадрат отношений. Вальтер увлекается Асей, она влюбляется, уходит от мужа. При том, что молодой муж, вообще, сквозь пальцы смотрит на отношения своей жены и художника.
Ирис пытается очень деликатно объяснить девушке, что не стоит ломать свою жизнь из-за мужских увлечений. Так же деликатно объясняет Вальтеру, что ничего из его неожиданных порывов в творчестве не выйдет, что не надо из девушки делать несчастную женщину. В результате, герой Гунара Цилинского понимает, что поздно что-либо менять в своей жизни. Говорит об этом влюбленной в него, Асе. И все… никакого внешнего надрыва, истерик. Жизнь продолжается.
Во время просмотра фильма я вспомнила о прибалтийском влиянии в живописи, архитектуре, ну и в дизайне интерьера. Можно со мной не согласиться, но частный дизайн интерьера, по большому счету, в то время, у нас отсутствовал. А вот в Прибалтике это не было пустым звуком. Как уж им удавалось тогда строить частные дома, на что? Ответить смогут только они сами. Наверное, в отличие от нас, им не успели выжечь чувство частной собственности и ощущения своего дома. Потому и интерьерами занимались, в том числе и в своих художественных институтах.
В наших же вузах со словом дизайн обычно сочеталось слово - промышленный…
Меня поразила, созданная постановщиком, не то квартира-студия, не то гостиная героини Вии Артмане. В одном помещении кухня, гостиная, возможно спальня, так как почти по центру стоит тахта. А может, это будущий прообраз громоздких диванов в гостиной. Стол для гостей. Шкаф. Мебель сделана из светлого рифленого (!) дерева. А вся мебель для контраста подана на темных обоях. Все на ножках, потому нет тяжеловесности. Над столом - мои любимые, низко опущенные лампы. Что-то не заметила в центре потолка люстры. Зонирует кухню и гостиную стеллаж из сквозных полок. Элегантно и изысканно.
Причем, даже, если этот интерьер сделан специально для студии, думаю, он вполне мог быть и в реальности. Не стали бы прибалты снимать научно-фантастический фильм в формате художественного:)
Было интересно отметить в других интерьерах этого фильма, что на кухне главной героини светлая плитка сочеталась с контрастной темной стеной, отсутствие тюля на окне кухни. В доме Вальтера шторы лежат см 10 на полу, а не слегка касаются его, как до сих пор у нас принято.
А в ресторане уже в 1969 году в качестве фона использована кирпичная стена.
В кабинете директора интересная встроенная ниша с подсветкой, для образцов продукции завода.
В подходе к интерьерам чувствуется и любовь к свободному , не захламленному пространству. Вещи не кружат в радостном мельтешении, а служат фоном для крупных планов. Но и в действительности, латыши, эстонцы, литовцы как бы ощупью подходили к тому, что сейчас мы называем экостилем. Возможно, это генетическое наследие сдержанного протестантизма, а может влияние скромных и неброских прибалтийских пейзажей. При всем том, что такое внимание уделяется предметному миру, человек в этом мире не становится заложником вещей, или того, что мы, когда-то называли мещанством:). И в общем, становится понятно, что вкус - это маленькое черное платье Шанель…
И еще, особое ощущение времени и стиля дают фрагменты города. И какого-то небольшого, тихого и современного, где живут и работают герои фильма. И Риги, но не туристической, а я бы сказала неореалистической. В этой среде можно красиво молчать или наблюдать за нечастыми пешеходами, или неожиданно встретится в троллейбусе, на фоне замечательного и узнаваемого города.