Балы в России. Часть 3. Мы наш, мы новый мир построим.

Jun 03, 2018 00:10



Кадр из фильма "Золушка" (1947). "Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь".

Продолжение Балы в России. Часть 1. Ты помнишь, как все начиналось?   Балы в России. Часть 2. Танцуй, не чуя ног

Итак, после революции балы из жизни страны исчезли. Их роль стали исполнять разного рода торжественные собрания и концерты. А танцевать народ ходил на обычные танцы без регламентов и специального дресс-кода. Даже если по какой-то причине ближе к концу века танцы стали называть балами, новогодними, молодежными или выпускными, все-равно по большому счету это были всего лишь обычные танцы без каких-то специальных правил и традиций.

Но если балы как специально организованные и очень дорогие мероприятия, которые ни страна, ни население себе позволить не могли, канули в лету, то бальные танцы никуда не делись. В России и СССР по-прежнему жили люди, умеющие и любящие их танцевать.




Комсомольские танцы в Александровском дворце. Ленинград, 1930 год. Фотограф Семен Магазинер

В начале 1930-х в Москве появились двухгодичные курсы, готовившие преподавателей бальных и западных танцев.  Первые курсы открылись в "Метрополе", а вторые в 1935 году в ЦПКиО имени Горького (ими руководил декан ГИТИСа А.В. Шатин)

Выпускники этих курсов становились затем учителями танцев в общеобразовательных школах, детских Домах культуры и ДК при московских предприятиях, и в школах танцев при московских парках.

B 1957 годy в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Во время фестиваля в Колонном зале Дома Союзов был проведен танцевальный конкурс, на который были приглашены зарубежные пары. Для участия в показательных выступлениях была приглашена лучшая на то время пара в европейской программе, чемпионы Европы (чемпионаты мира с 1950 по 1959 год не проводились) Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир.  Для педагогов и танцоров Гарри и Дорин прочитали лекции по общественному и конкурсному танцу, которые были записаны и сняты на кинокамеры.




Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир и один из бальных костюмов Дорин в музее.

Обратите внимание, какое открытое платье, в СССР такие массово появились только с перестройкой.




Министерство культуры СССР, благодаря фестивалю впервые участвовавшее в организации и проведении такого мероприятие, увидело, что “европейская программа” - настоящее искусство. Это событие стало отправной точкой для десятков школ бального танца, открывшихся в разных городах страны в последующие годы.

В 1962 году в Московском Городском Доме Учителя начала работу "Студия современного бального танца" под руководством А.Т. Дегтяренко, а чуть позже там же открылась "Студия 62", где начали готовить танцоров для выступления на конкурсах.




А. Т. Дегтяренко дает уроки.



Звезды студии Дегтяренко.
(Мне нигде не удалось найти ни одной статьи или исследования, посвященного советскому костюму для бальных танцев, но судя по фотографиям в это время костюмы шились по балетному образцу, с короткими пышными юбками-пачками.  Хотя скорее всего это платья для классических европейских танцев, а для латиноамериканских, которым долгое время в СССР ходу не давали, платья требовались более облегающие. Трудно представить танго в платье как на фотографии).

На тот момент центром культуры бальных танцев являлась Прибалтика.

Историческим турниром можно по праву назвать турнир "Янтарная пара", проведенный в конце 60-х годов в литовском Каунасе Чесловасом и Юрате Норвайша. Участники прибыли как из социалистическиx, так и капиталистических государств, и помимо уникальных хореографических вариаций и музыки были продемонстрированы образцы дизайнерской моды различных течений.

image Click to view



Среди русских городов центром танцевального искусства стал нынешний Санкт-Петербург.

В 1960-е годы клубы бальных танцев начали создаваться и в других городах страны. Стали проводиться первые московские, всероссийские и всесоюзные конкурсы. В 1965 году Министерство культуры РСФСР объявило о проведении I Всероссийского конкурса исполнителей бального танца. Он проходил поэтапно в разных городах России. Заключительный этап прошел в Москве

Правительство бросило клич хореографам, с просьбой создать новые танцы для советской молодёжи.  За несколько лет были выданы более 300 танцев, рекомендованных для танцоров-спортсменов и танцевальных вечеров. Не были забыты и танцы балов 19 века. Лучшие хореографы того времени создали на основе нашего танцевального культурного наследия прекрасные ремиксы многих танцев, популярных в царской России 19 века.

Самые интересные танцы отбирались для спортсменов-танцоров и по ним стали проводились Чемпионаты СССР по бальным танцам.



После 1967. С. Г. Попов -легендарный исполнитель бальных танцев, нынешний президент Российского танцевального союза, вице-президент Всемирной Федерации спортивных танцев.

Новые танцы рождались как грибы после дождя к каждому следующему конкурсу. Парам предлагалось разучить и исполнять "Вдоль по Питерской", "Орайду", "Калинку", "Медленный русский", "Корякский бальный", "Украинский бальный", "Моя любезная", белорусскую "Польку-янку", эстонскую "Иексу-польку", молдавскую "Любимую хору", грузинский "Картули", бурятскую "Туяну", "Дагестаночку", "Ятраночку", "Сурские ритмы", "Каза-нову", "Ку-ка-ре-ку", "Барыню", "Бийчаночку" и многие другие.

Для конкурса к этому щедрому разнообразию добавлялись несколько "буржуазных" танцев, составляя несколько групп. Вот, например, как выглядела программа VI Всероссийского конкурса любителей-танцоров:

1 группа:
русский лирический, разрешите пригласить, сударушка, краковяк, фигурный вальс, вальс-гавот, рилё, вару-вару, русский танец.

2 группа:
аэлита, вывенка, волна, вьюн, кремена, лебедушка, современник, славутянка.

3 группа:
вальс, медленный вальс, полька, мазурка, медленный фокстрот, быстрый фокстрот, танго, ча-ча-ча, самба.

image Click to view



Шло время. Некоторые танцы давно позабыты, но около 30 самых интересных танцев   пользуются огромным успехом на балах до сих пор. В народе их называют "советской бальной программой", хотя правильнее было бы назвать "Золотой коллекцией русской хореографии". Она уникальна - аналогов в мире нет!

В 1972 году был проведен Первый Всесоюзный конкурс исполнителей бальных танцев. В центре программы были обязательные исторические и советские танцы, кроме того, были включены 5 танцев европейской программы и 5 латиноамериканской, но с одним исключением: вместо джайва исполнялась полька. Турнир состоялся во Дворце спорта ЦСКА. Событие широко освещалось средствами массовой информации, что послужило бурному притоку граждан в парные танцы.


Первый коллектив Виктора Давидовского 1970-e

С 1975 года стали официально открываться чемпионаты среди стран социалистического лагеря.  В 1979 году такой чемпионат был организован в Советском Союзе.



В конце 70-х годов бальные танцы начали постепенно перемещаться из сферы культуры и искусства в спортивную сферу, в результате чего в Единую спортивную классификацию на 1977-1980 годы была внесена запись "спортивные танцы", что послужило толчком к формированию системы спортивных соревнований по бальным танцам на различных уровнях от межклубного до всероссийского по нескольким возрастным группам.



Праздничный бал в Молодёжном центре имени Юрия Гагарина, Кишинев (1980)

(А на этом реальном бале в Кишиневе тоже очень интересные платья, некоторые попу еле прикрывают, то есть сшиты по спортивному/балетному варианту.  В советских учебных заведениях в 1980-м году проблемы могли быть и с ношением джинсов, не то что голопопого наряда, так что супер-короткие платья на балу - очень интересный момент)

В 1980- е годы в СССР сформировалась та организационная структура бальных танцев, которая существует в России и по сей день. В ее основе лежит клубная система, примерно такая же, что и в Германии и Италии (в Англии бальные танцы организованы по-иному).  Россия активно включилась в международное танцевальное сообщество.
И примерно в 80-е, после московской олимпиады, отечественные бальные танцы ушли из программ бальных конкурсов.



Станислав и Людмила Поповы

Во второй половине 1990-х годов российские танцоры - и профессионалы, и любители - начали завоевывать ведущие позиции на крупнейших международных турнирах. В любительском танце стало бурно развиваться детское и юниорское движение, что составляет одно из главных отличий танцевального спорта России от других стран. Во всем мире бальные танцы окончательно перешли в спортивное русло. И уже некоторое время рассматривается вопрос об их включении в список олимпийских видов спорта.



Дуэт Полины Телешовой и Кирилла Белорукова - двукратных чемпионов России, серебряных призеров чемпионата Европы 2017.

Ну а в неспортивном обществе начали возрождаться традиции общественных балов. Танцы как времяпровождение, а не как спортивное соревнование. Повод примерить классическое вечернее платье или фрак. Способ освежить в памяти правила хорошего тона.

Но об этом в следующий раз.

Продолжение  Балы в России. Часть 4. Дети - наше будущее

костюм, Россия, шоу-бизнес, этикет

Previous post Next post
Up