Сцена из фильма "Война и мир". Бал Наташи Ростовой.
Продолжение
Балы в России. Часть 1. Ты помнишь, как все начиналось? Итак, во второй половине 18 века балы стали в России обычным явлением и приобрели определенный обязательный регламент.
В русском обществе были приняты два типа балов - большой и малый.
Большой бал типичен для официальных приемов (царского, губернаторского, дипломатического). Если было известно, что на бал приедет высокопоставленное лицо, гости съезжались до его появления и не уезжали с бала до тех пор, пока это лицо было на балу.
Д. Н. Кардовский. Бал в Москве 1820-х гг.
На таком балу женщины и девушки были в парадных декольтированных светлых туалетах с большим количеством драгоценностей. Военные и чиновники в парадной форме, штатские мужчины во фраках.
Дамские платья всегда старались приводить в соответствие с последним писком моды. Поэтому наряды девушек «выдерживали» не более двух балов. Но и здесь соблюдались некоторые каноны. Если дамы могли выбирать любой цвет платья, то для девушек оно шилось белого, голубого, розового цветов.
Бал у княгини М. Ф. Барятинской, акварель Г.Г. Гагарина, 2-ая половина 1830-х годов
Зарисовка создана в 1834 году и посвящена балу, состоявшемуся в 1832 году (судя по семейным воспоминаниям Барятинских).
Перчатки подбирали в тон платья или белые. Признаком безвкусицы считалось надевать поверх них кольца. Женщинам разрешалось иметь лёгкий головной убор, а девушкам рекомендовалась скромная причёска, но в любом случае шея должна была быть открыта. В выборе украшений ограничения существовали только для молодых девиц, которым следовало ограничиваться минимумом драгоценностей. Но при этом появляться дамам и девушкам в общественных собраниях без украшений считалось недопустимым.
Костюмированный бал в Зимнем дворце при Николае I. Начало 1830-х
Если бальное платье женщины было со шлейфом, то, танцуя, женщины подхватывали его на руку; в конце XIX столетия на нижнюю сторону шлейфа стали пришивать специальную петлю, за которую женщина поддерживала подол юбки во время танцев. Как только танец заканчивался, шлейф опускали на пол.
Брюллов К.П. Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини. Не позднее 1842.
Мужская половина участников бала делилась на две части: военных и гражданских. Военные были одеты в мундиры, а штатские - во фраки, смокинги или костюмы с непременной бутоньеркой на лацкане, в белоснежных рубашках и белых перчатках. Что касается обуви, то кавалеры приходили на балы в ботинках, и только военные имели привилегию надеть сапоги. Офицеры никогда не танцевали с оружием, его оставляли в передней.
На провинциальных балах кавалеристы звенели шпорами, которыми иногда случайно могли во время танца разрезать женские юбки. На императорских балах для того, чтобы не повредить женские платья, офицеры как и гражданские должны были приходить в ботинках. Появление офицеров в сапогах, но без шпор впервые было разрешено в 1841 году на большом балу в День святого Николая - 6 (18) декабря. И то - разрешение распространялось только на офицеров не танцующих.
А. И. Шарлемань. Празднование двадцать пятой годовщины железной дороги на Царское Село
Танцевать без перчаток считалось недопустимым. В помещениях из-за свечного или лампового освещения было очень жарко. Мужские фраки, крахмальное белье и быстрый темп танцев делали руки потными, а влажные руки быстро загрязняли светлые лифы дам. Притрагиваться к влажным рукам также неприятно.
Л.А. Серяков. Гравюра “Бал в Инженерном замке 29 ноября 1869 года”. 1869
Большой бал состоял из пяти отделений, в каждом отделении было по четыре танца. Между танцами были промежутки для отдыха, а затем антракт, во время которого помещение проветривалось, а общество уходило в гостиные, где пили прохладительные напитки и ели мороженое. После третьего отделения полагался ужин.
Михай Зичи. Бал в честь Александра II в Гельсингфорсе в сентябре 1863 г. в здании железнодорожного вокзала. 1864.
(В 1847 году великая княгиня Елена Павловна, сестра русского царя Николая Первого, обратилась к Фердинанду Вальмюллеру с просьбой учить её дочь живописи. Капризному венцу не хотелось уезжать из родного города в Северную столицу, и он послал в Санкт-Петербург своего лучшего ученика. Так Михай Зичи оказался в России. В 1859 году российский император назначил Михая Зичи придворным художником.)
Малый бал состоял из трех отделений. Он начинался в 8-9 часов вечера и заканчивался к полуночи. На таком балу танцевали под клавесин, позднее под рояль, для чего приглашался музыкант-тапер. Люди среднего возраста и пожилые вели беседы, играли в карты, мужчины часто уходили играть на бильярде.
М. Зичи. Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865
Малый бал походил на вечеринку; было принято в середине такого вечера устраивать небольшой импровизированный концерт. В перерывах между танцами разносили прохладительные напитки, мороженое и сладости. В столовой устраивался буфет и ставились столики. На балах подобного типа женщины могли быть в полуоткрытых платьях, мужчины во фраках, военные в мундирах. Перчатки и тут считались обязательными. Хороший тон требовал, чтобы в перерывах танцующие мужчины не садились, они, стоя, беседовали с сидящими дамами и девушками. Если в танцевальном зале холостой мужчина сидел, то общество за кавалера его уже не принимало.
М.Зичи. Бал в концертнoм зале Зимнего в честь шаха Насир-ад-Дина в мае 1873
B 1889 году в Аничковом дворце Санкт-Петербурга состоялся знаменитый «чёрный бал», на который все надели платья соответствующего цвета. Музыка при этом использовалась преимущественно венгерская - так наша элита бросила по тем временам политический вызов Австро-Венгрии, с которой у России отношения накалились до предела.
Hезадолго до намеченного Марией Федоровной бала (а она придавала огромное значение подобным событиям) из Австро-Венгрии пришло известие о смерти крон-принца Рудольфа. В результате сложной и запутанной любовной драмы он застрелил свою возлюбленную и застрелился сам в родовом замке Майерлинг. Но в Петербурге трагическая история крон-принца и его любовницы даже по горячим следам не произвела сильного впечатления.
По международным канонам, в случае смерти кого-либо из членов европейских правящих династий в столицах всех дружественных держав объявлялся траур и все увеселения отменялись. Правда, уже случился прецедент, когда русский двор оплакивал одного из великих князей, а Вена этого как бы и не заметила. И вот Марии Федоровне представилась возможность отомстить австрийскому императору за обиду.
Просто “не заметить” в свою очередь траура австрийского двора было бы слишком примитивно, а русская императрица предпочитала во всем изысканность. Она не отменила бал, но по случаю траура всем дамам было предписано явиться в черных нарядах. Правда, известили об этом приглашенных за три дня до бала, но дамы справились. Кто-то засадил портних за шитье новых “траурно-бальных нарядов”, а кто-то слегка переделал придворные траурные платья, оставшиеся в гардеробе после похорон высоких особ. Но на бал все явились в черном, как было предписано. И, из соболезнования с австро-венгерским императорским домом, русские дамы отплясывали исключительно под венские вальсы в изысканных траурных туалетах и в сиянии роскошных драгоценностей, особенно заметных на черном фоне. “В белом концертном зале это было очень красиво”, - утверждал присутствовавший на балу князь Сергей Волконский.
М. Зичи. Aкварель "Чёрный бал" в Аничковом дворце. 1889
В 19 в. все большую популярность приобретают балы в пользу нуждающихся. Светская благотворительность - исключительная принадлежность аристократии. Если женщина становилась дамой-патронессой, это подтверждало ее принадлежность к высшему свету.
Публичные балы с лотереями, базарами, аукционами давались благотворительными обществами и заведениями с разрешения правительства и допускались в дни, согласованные с Дирекцией императорских театров; на Святой неделе (в те дни, когда нет спектаклей), с Фоминой недели, за исключением постов, до последних шести недель перед Великим постом. Каждое благотворительное общество могло дать только один публичный бал в год. Публичные балы для детей и публичные праздники с благотворительной продажей допускались с разрешения правительства в те же самые периоды, как и балы с лотереями, и не более одного раза в год.
Бал у княгини Шуваловой, фото 1900-е
В провинции популярны были общественные балы, средства на которые собирались через лотерею. А наиболее весёлыми становились семейные и детские балы и, конечно же, балы-маскарады. Их программы изобиловали аукционами и забавными конкурсами. Надо отметить, что благотворительная лотерея была неотъемлемой частью практически всех балов в царской России. Вся выручка шла в основном на помощь приютам.
К. O. Брож. Бал в Николаевском зале Зимнего дворца
В 1903 году в честь 290-летия царствующего дома Романовых был проведен вошедший в историю императорский костюмированный бал, тему для которого придумал лично Николай II. Гостям было предложено одеться в наряды допетровской эпохи.
Впрочем, Николай не мог претендовать на авторство. Впервые так называемый исторический бал организовал в 1883 году великий князь Владимир Александрович, младший брат Александра III, спустя два года после убийства их отца. Согласно источникам того времени, в бале приняло участие более 250 человек, что говорит о сверхэлитарности события.
В 1903 году приглашенных было тоже немного - 400 дам и кавалеров. Оно и понятно. Сомнительно, что в столице нашлись бы тысячи господ из числа "приглашенных ко двору", способных заказать и оплатить аутентичные костюмы времен царя Алексея Михайловича Тишайшего. Соответствовать возможностям романовской семьи по этой части могли весьма немногие.
Группа офицеров лейб-гвардии Преображенского полка в нарядах начальных людей из жильцов времен царя Алексея Михайловича. Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце
Hюансы бала 1903 годa остались скрыты для посторонних, участники особо не распространялись. Разве что великий князь Александр Михайлович позволил себе кое-что вспомнить: "Я был oдет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана, с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века. Государь и Государыня вышли в нарядах Московских Царя и Царицы времен Алексея Михайловича. Аликс выглядела поразительно, но Государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик ростом. На балу шло соревнование за первенство между Великой Княгиней Елисаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой. Сердце мое ныло при виде этих двух "безумных увлечений" моей ранней молодости. Я танцевал все танцы с княгиней Юсуповой до тех пор, пока очередь не дошла до "Русской". Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины..."
Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце. Группа танцевавших во время бала "Русскую"
Царский костюм Николая II времен Алексея Михайловича был отчасти подлинным, так как было использовано 16 предметов из хранилищ Оружейной палаты. В том числе доромановской эпохи. Например, запястья, усыпанные жемчугами, принадлежали царю Федору Иоанновичу, сыну Ивана Грозного и последнему из Рюриковичей. Жезл, с которым вышел к гостям император, держал в руках его предок, царь Алексей Тишайший. Собственно, костюм сшил для царя театральный костюмер Императорских театров Иван Каффи.
Его Императорское Величество государь император Николай Александрович в одежде царя Алексея Михайловича. Фото Л. Левицкого
Над костюмами остальных гостей работали профессиональные художники, согласуя свои предложения с историками. Для дам шили сарафаны и кокошники, для кавалеров - кафтаны воевод, сокольничих, кравчих, стрельцов... Как вскоре выяснилось, нечто оригинальное предложил остальным генерал от кавалерии барон Феофил Мейендорф. Он заказал костюм воеводы Большого полка в составе войска князя Дмитрия Пожарского.
Тканями и прочими материалами обеспечивали лучшие фирмы империи, в большинстве - поставщики двора Его Величества. Из сейфов в княжеских и графских дворцах, а также российских и зарубежных банков были извлечены всевозможные родовые драгоценности. Достаточно привести описание украшений, в которых прибыла на бал великая княгиня Мария Павловна, урожденная Мария Александрина Элизабета Элеонора Мекленбург-Шверинская, супруга великого князя Владимира Александровича. Она несла на себе (иначе не скажешь) гарнитур из изумрудов, включавший огромных размеров кокошник и несколько брошей. На лоб спускалось множество жемчужных капель, щеки были украшены жемчужными нитями. Ворот и бюст платья - каплевидными жемчужинами в бриллиантовом обрамлении и несколькими крупными изумрудами, сапфиром и бриллиантами. На груди - прямоугольная изумрудная брошь в 107,72 карата.
Дмитрий Кардовский. Бал в петербуржском дворянском собрании. 1913.
Вплоть до прихода советской власти балы в России проводились разнообразнейшие - балы дворянских собраний, частные, губернские, купеческие, общественные, студенческие, училищные, детские. И они носили не только развлекательный или благотворительный характер. Важной особенностью балов служило то обстоятельство, что они выполняли функцию официальных приемов, чествований, встреч гостей, что придавало им и социально-политический характер
Революционная ситуация в стране политизировала и революционизировала и балы. 22 апреля 1917 г. в Русском общественном собрании Ревеля был организован бал-маскарад в пользу "борцов революции". Приглашенный оркестр 2-го артиллерийского полка начал свое выступление с исполнения "Марсельезы".
Важнейшей чертой общественной жизни этого времени была политизация досуга. В политические манифестации превращались не только ритуалы, но и спектакли, концерты, сеансы кинематографа и т.д.
После революции балы из жизни страны исчезли. Их роль стали исполнять разного рода торжественные собрания и концерты.
А танцевать народ ходил на обычные танцы без регламентов и специального дресс-кода.
Продолжение
Балы в России. Часть 3. Мы наш, мы новый мир построим.