Ассамблея при Петре I. Неизвестный художник.
После смерти Петра I ассамблеи официально прекратили свое существование, но продолжались различные увеселения в петровском духе и постепенно происходил переход от малоформальных "собраний"- ассамблей к более формальным "танцам"- балам.
Валерий Якоби. Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны 1872
Валерий Якоби Ледяной дом. 1878 г.
Елизавета Петровна необычайно любила устраивать балы-маскарады, слава о которых разнеслась по всей Европе. Все увеселения делились на разные категории, причем каждый раз строго определялось, в каких костюмах должны быть дамы и кавалеры. Особенно популярны были при русском дворе маскарады, которые устраивались два раза в неделю: одни - для двора и тех лиц, кого императрица приглашала лично, другие - для шести первых классов и "знатного шляхетства".
Георг Христофор Гроoт Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743 г.
Каковы бы ни были условия маскарадов, являться на них следовало обязательно. Отказ расценивался как оскорбление августейшей особы или как вызов. При этом условия не всегда приходились по нраву гостям. Так, в 1744 г. императрица приказала явиться на маскарад мужчинам без масок, в огромных юбках на фижмах и причесанными по последней дамской моде. Дамы, соответственно, облачились в мужские костюмы. Такие переодевания приносили удовольствие, пожалуй, лишь самой императрице, которая была ослепительно хороша в костюме кавалера. Настроение остальных присутствовавших было далеко не праздничным. “На этих маскарадах мужчины были вообще злы, как собаки, и женщины постоянно рисковали тем, что их опрокинут эти чудовищные колоссы, которые очень неловко справлялись со своими громадными фижмами и непрестанно вас задевали, ибо стоило только немного забыться, чтобы очутиться между ними, так как по обыкновению дам тянуло невольно к фижмам”.
Платье Елизаветы Петровны
Еще один вошедший в русскую историю маскарад был устроен во время торжеств по случаю венчания Екатерины Алексеевны с герцогом Голштинским, будущим императором Петром III. Маскарад был целиком построен на исполнении четырех кадрилей. Это означает, что четыре группы танцующих, по двенадцать пар каждая, в разноцветных домино исполняли танец в той части зала, которая была заранее отведена для каждой группы. Кадрили не могут смешиваться, о чем танцоров предупреждали при входе в зал. Каждая кадриль отличалась от других цветом бальных туалетов - тоже определенным заранее. Первую группу танцующих пар возглавлял великий князь Петр Федорович; домино этой группы розового и серебряного цветов. Вторую кадриль открывала Екатерина Алексеевна с маршалом Ласси; их цвета - белый и золотой. Во главе третьей группы танцующих шествовала мать великой княгини Голштин-Готторпская принцесса Иоганна-Елизавета в бледно-голубом с серебром (цвета се кадрили). Наконец, четвертая кадриль - дяди Екатерины Алексеевны, принца епископа Любекского, - в желтом с серебром.
А. Н. Бенуа Выход императрицы Екатерины II 1912
Во второй половине 18 века балы стали в России обычным явлением и приобрели определенный обязательный регламент.
Неизвестный художник. Московский бал. Конец XVIII в.
Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере.
Продолжение
Балы в России. Часть 2. Танцуй, не чуя ног