Решила написать наконец что-то про Mасленицу, а поскольку о ряженых пост уже был на Рождество
Костюмы для ряженых , то для одежды самыми интересными персонажами оказались скоморохи, при том, что кроме одежды у них еще и очень интересная история.
Проведя довольно много времени над чтением каких-то не только научных, но еще и церковных текстов, я нашла вот такие древние исторические изображения скоморохов и отсылки на описание их одежды. Которые, в принципе, показывают, что нынешние скоморохи на прежних ну совершенно не похожи. И у меня даже появилась гипотеза, почему.
Но все по порядку
Скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, волынщиков, гусляров - словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками, фокусами.
Самым древним из известных изображений скоморохов является изображение на фресках Киевской Софии, однако в последнее время стало считаться, что сюжет фрески со скоморохами в Киевской Софии взят из жизни византийского императорского двора, и, следовательно, изображены здесь византийские, а не русские скоморохи.
Музыканты и скоморохи. Прорись с фрески Софийского собора в Киеве. 1037 г.
Скоморохи. Фреска Софийского собора. Киев.
Я совершенно этому не удивляюсь, фигуры действительно выглядят ну совершенно не по-русски, представить таких людей в русских княжествах слегка тяжело, а вот каких-то итальянских акробатов они лично мне напоминают очень сильно.
Начиная с XII века в русских рукописях и евангелиях стали использоваться изображения различных персонажей и животных в качестве заглавных букв, причем иногда даже не совсем относящиеся к тексту или совсем к нему не относящиеся.
Несколько раз в качестве таких заглавных букв рисовали гусляров-скоморохов.
Слева: Буквица с изображением гусляра. Новгородский Служебник XIV в.
Справа: Буквица с изображением пляшущего гусляра. Новгородское Евангелие 1358 г.
Исследователи утверждают, что в цветном изображении на рисунках кафтан был синего цвета, а сапоги и колпак красного.
Еще одним известным древним изображением скомороха является роспись на стенах псковской церкви XV века.
Сюжет росписи заимствован из повести об Анте скоморохе, включенной в сборник "Луг Духовный", или "Лимонис”, - сочинение палестинского монаха Иоанна Мосха (умер 619 г.). Это произведение, известное в болгарских и русских переработках, содержит назидательную повесть о скоморохе, который в своих песнях богохульствовал, понося пречистую Богоматерь. Кара не замедлила себя ждать - у Анта скомороха отсохли руки и ноги. После чистосердечного раскаяния Анта Богородица его исцелила, и Ант начал в своем музыкальном творчестве ее воспевать.
Фреска над выходом из Успенской церкви в с. Мелетово под Псковом (1465 г.) изображает Скомороха Анта.
Скоморох Ант на изображении, как все, наверное, поняли, сидит в центре на троне в некой иконописной позе, в которой обычно изображали музыкантов, в руках у него музыкальный инструмент под названием гудок, на голове у него шапка, какие носили руководители византийских церковных хоров певчих. Кафтан тут тоже синего цвета, как и сапоги, красного ничего не видно.
Известно, что в начале XVII в. придворных потешников и музыкантов награждали отрезами синей и голубой материи для кафтанов, вероятно, соблюдая определенную традицию, а также красными сапогами и колпаками. Можно предположить, что данная традиция была как-то связана со скоморохами. При этом иностранных музыкантов одевали иначе.
Кстати, по поводу синих кафтанов, красных сапог и шапок: в конце русских народных сказок часто говорилась какая-то финальная фраза-прибаутка, например, " и я там был, мед пиво пил....." или "тут и сказочке конец....". Так вот одним из таких сказочных окончаний было: “a мне дали красный колпак, как зачали меня в шею толкать, а дали мне синий кафтан; ворона летит, говорит: "Синь кафтан!" А я думал: "Скинь кафтан", - взял и скинул”
Кроме того существуют различные археологические находки масок скоморохов, что неудивительно, поскольку и скоморохи и ряженые часто принимали участие в одних и тех же праздниках, так что скоморохи могли выступать ряжеными, а ряженые переодеваться и изображать скоморохов.
Еще в русском языке есть выражение "шут гороховый", которое тоже связано со скоморохами. Ещё со времён Древнего Рима принадлежностью паяцев была погремушка из бычьего пузыря, в который насыпали горох. В средневековом театре шуты били такой погремушкой других актёров и даже зрителей. Когда традиция добралась до Руси, русские скоморохи стали дополнительно украшать себя гороховой соломой, отсюда в языке и закрепилось выражение "шут гороховый".
Как мы видим на картинкax, абсолютно ничего похожего на наряд современных скоморохов нет, даже близко не стояло. Ну что в общем-то и не удивительно. Где и в каких заморских странах и, главное, на какие деньги, могли скоморохи доставать дорогие разноцветные ткани во времена, когда Русь ходила в лаптях и посконных (конопляных) рубахах, а льняные сарафаны или рубашки с вышивкой надевались только по большим праздникам?
В середине XVII в. не только церковная власть, которой не нравилось богохульство скоморохов, но и русская гражданская власть активно выступила против скоморошества, говорят, что это было связано как с бандитизмом, когда скоморохи объединялись в некие разбойничьи ватаги и грабили проезжих, так и с неким возможным шпионажем, когда путешествующие скоморохи могли подслушивать разговоры пригласивших их подвыпивших господ и доносить на них тем, кто заплатит. Указами 1648 и 1657 гг. скоморошество было официально запрещено и к XVIII в. постепенно угасло.
И вот тут наступает переломный момент в ярмарочной культуре России, так как известный русский царь Петр I прорубает окно в Европу и кардинально меняет всю индустрию развлечений как минимум для знати, ну а далее уже за знатью подтягивается и простой народ.
В Россию начинают приезжать итальянские и французские цирковые и театральные труппы для выступлений как перед знатью, так и на ярмарках перед обычной публикой. В XVIII веке на ярмарках появляются балаганы и зазывалы, причем первыми зазывалами были иностранцы, часто в костюме Пьеро, которые не знали русского языка, поэтому работали с помощью мимики, пантомимы, фокусов и игры на музыкальных инструментах, т.е. они забрали себе нишу скоморохов.
Кстати, мима -паяца с набелённым лицом и в костюме Пьеро -широком бесформенном балахоне с крупными разноцветными пуговицами - в народе называли "Мельник" или "Замазка".
Паяцы на балконе балагана (слева)
Балконные зазывалы (фрагмент). Литография, сер. XIXв. (справа)
Смена иностранцев на русских зазывал произошла где-то в 1820-х годах. Это дало определенный положительный эффект, поскольку помимо бурной жестикуляции и в некоторой степени "актерства" - пантомимы, клоунады, фокусов - теперь появилась возможность и словесной рекламы, которую все понимали.
"Мельникам", т.е. зазывалам, наряженным в костюм Пьеро, через некоторое время на смену пришел балаганный дед, внешний вид которого очень напоминал традиционного старика святочного ряжения, так как он больше соответствовал устойчивой народной традиции и вызывал больше симпатии и доверия, чем какой-то импортный паяц.
Обычно костюм балаганного деда был такой: огромные лапти, косматая борода из пакли, старый потрепанный кафтан с большими яркими заплатами.
В конце XIX века внешний вид "деда" почти не изменился - "серый кафтан-полушубок, обшитый красной или желтой тесьмой, с пучками цветных тряпок на плечах, в шляпе-коломенке или гречневике, украшенной такими же яркими тряпочками, с льняной бородой, в лаптях и рукавицах"
Белый клоун на раусе балагана. Гравюра с рисунка В.Ф. Тимма. 1858г. (слева)
Дед-зазывала (карусельный дед дядя Серый). Гравюра с рис. С. Александровского. 1870г. (справа)
Именно такой костюм для выступлений "деда" установился не сразу. Какие-то детали изменялись, что-то дополняло общий вид. Чаще всего балаганный дед был в зимнем одеянии и здесь прослеживается прямая связь его образа с образом святочного старика, атрибуты которого и составили основу костюма нашего героя. А именно: огромная борода и усы, выполненные из подручных материалов (лен, пенька и т.п.), серый весь в разноцветных заплатах кафтан (святочный старик обычно наряжался в рваную поношенную одежду, поэтому и заплаты). Также большие рукавицы, огромные лапти или валенки.
Городская площадь и ее условия привнесли определенные коррективы в этот "базовый" наряд. Шляпа-коломенка или ямщицкая шапка придавали оттенок особой удали, свойственной ямщикам и лихачам-извозчикам. К этой шляпе прикрепляли нелепый бумажный цветок - свидетельство одновременного влияния и высмеивания попыток некоторых мещан, приказчиков, лакеев покрасоваться и выглядеть "благородно". Яркие нашитые на одежду лоскутки - явное заимствование от итальянского "коллеги по балкону" Арлекина, костюм которого - трико был из разноцветных кусочков ткани или треугольных пестрых лоскутов.
Лучшие карусельные деды и ярмарочные зазывалы обладали ярким талантом импровизаторов. В арсенал навыков артиста непременно должно было входить умение обыгрывать различные предметы и манипулировать ими. Например, с бутылкой водки изображая пьяного или с большим портретом какой-нибудь удивительно уродливой женщины изображая ее верного мужа и смеша публику своими шутками и прибаутками до слез.
Ярмарочный дед-зазывала. Рис. Н. Далькевич. Нач. 1880-х гг. (слева)
Масленичная афиша-листок с традиционной фигурой деда-зазывалы (справа)
Ну и неизменной частью российских ярмарок и развлечений, в том числе на Масленицу, был кукольный театр с Петрушкой
И.А. Зайцев. Петрушка. Перчаточная кукла. Конец XIX в. (слева)
Витрина с марионетками из балаганного представления И.А. Зайцева "Цирк на сцене" (справа)
Русский Петрушка всем нам хорошо известен, узнаваем его броский костюм - остроконечный колпак и красная рубаха.
Свободная рубаха и остроконечный колпак очень сильно напоминают одежду русских скоморохов. Так что скорей всего в родословной русского Петрушки находится не только итальянский Пульчинелла, но и русские скоморохи и их кукольные игры. Видимо, именно к концу XVII - седине XVIII в., когда скоморохи полностью исчезли, Петрушка и унаследовал их традиции выступлений и шуток, в том числе и достаточно скабрезных, богохульных или рискованных, но уже в кукольном варианте.
Народные гулянья на масленице в 1870-1880-е гг. на Марсовом поле в Петербурге
После революции в СССР никаких ярмарок с зазывалами, карусельными дедами и кукольным театром Петрушки не проводилось, не говоря уже о ряженых. Да и мероприятия типа Масленицы не то, чтобы совсем ушли в подполье, но проводились крайне скромно.
Сейчас традиции стали возрождать, но вместо зазывал типа карусельного деда современные актеры и массовики-затейники решили перевоплотиться в скоморохов.
И придумали нeкую легенду про якобы традиционный костюм скомороха, мало похожий на то, что можно увидеть или прочитать в исторических документах, но сильно находящийся под влиянием, по-моему, итальянского и французского театра и одежды европейских шутов и менестрелей, чьих изображений в истории осталось больше чем изображений скоморохов.
Вот такие костюмы скоморохов можно, например, взять напрокат.
На голове - абсолютно типичная шaпка западноевропейского шута, каких на Руси не носили. Колпак у скоморохов был, как у Петрушки. Такая шапка, как здесь, в Западной Европе в Средние века так и называлась - колпак дурака. И носили ее придворные шуты. Она была трех видов - как гребешок, с ушами или с двумя верхушками. Все три вида здесь и представлены. Но при этом шуты носили обтягивающие панталоны, а не штаны. Еще что-то в этих костюмах есть и от Пьеро, и от Арлекинa.
Короче, все страны в гости к нам. И все шутовские костюмы тоже.
Но что поделать? Вот в таком вот виде решили возродить костюм скомороха через почти 300 лет забвения. Главное - что красиво.
Далее по теме
Скоморохи в русской живописи Костюмы для ряженых Кто такие христославы и славильщики и чем они отличаются от колядников. Ряженые на святки в дореволюционной живописи Ряженые - "Вождение коня" Ряженые - "Вождение быка / тура" Ряженые - "Вождение козы" Ряженые - "Вождение медведя"