Кто такие христославы и славильщики и чем они отличаются от колядников.

Jan 05, 2019 22:00



"Христославы". Дореволюционная рождественская открытка

В прошлом году я перед православным Рождеством написала пост про ряженых. Костюмы для ряженых. Потом перед Mасленицей пост o скоморохах. На Масленицу о скоморохах
В общем, все самое "карнавально-красочное" уже охвачено. Неохваченными остались колядки.


И поскольку с необычной одеждой в колядках как-то напряженно, обратимся к бессмертному искусству.Посмотрим на картины и попробуем разобраться, что там за люди такие изображены и почему они по-разному называются - то христославы, то  славильщики, то колядники. В чем разница? И какие там были обязательные атрибуты и одежда, если они вообще были. На старинных картинках всегда хорошо все видно.



"Колядки в Малороссии". Трутовский Константин Александрович, около 1864, Государственный Русский музей

Начнем с "коляды" как самого непонятного слова.

Коляда - славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова( 6 января), а также Святок от Рождества до Крещения (12 дней c 6 января до 19 января)

Происхождение слова "коляда" до конца так и не определено. Есть две основные версии -  что-то из древности и язычества и заимствование церковного слова. И в связи с этим одни слово "коляда" привязывают к праславянской древности и словам типа "колесо", "зажженный пень", "круговые явства" и "вокруг идущий". Другие говорят, что это заимствование из латыни слова calendae - календы, первый день месяца. Третьи говорят, что это никакая не латынь и не праславянская древность, а церковный язык примерно с 15 века, слово в чешском, например, обозначало "подарки, подаяние, собираемые духовенством" или в греческом "новогоднее довольствие"

И сторонники всех этих версий друг с другом не устают спорить.

В общем, нам не понять.



“Колядки”. Пимоненко, Николай Корнильевич. Конец XIX в. Херсонcкий областной художественный музей им. А. А. Шовкуненко.

Коляду не надо путать с колядками.

Колядки (коледовки, колядные песни) - это календарные обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам (колядовании)

Говорят, что это слово пришло в Россию с запада через Западную Украину и что в колядках часто звучат пожелания "веселого и счастливого праздника", в которых не уточняется, чье именно рождение прославляется.



"Славильщицы". Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло. Государственный Русский музей

Поэтому православные священники решили уточнить и стали использовать слово "христославить" вместо "колядовать", ну а певцов называть "христославы", чтобы смысл песенок не вызывал никаких сомнений. Более того, существовал еще обычай начинать с пения "Христос рождается, славите" ("христославы" и отсюда тоже), а потом уже видимо по желанию можно было выбирать, что петь.

Ну и каждый что хотел, то по теме и придумывал

"Мы Христа славим - носим,
у хозяев ничего не просим,
а чего накладут -
не бросим!"

Ну и из-за того, что главный смысл пения был славить Христа, в народе прижилось также более гармоничное для русского языка слово "славильщики"



"Городовые-христославы". Соломаткин Леонид Иванович  1872 г. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея
Если посмотреть внимательно на картины, то видна разница между христославами городскими и деревенскими. Деревенские чаще всего ходят со звездой. И в деревне это чаще дети.

А городские часто ходят без звезды. И это вполне себе взрослые городовые или бабушки как на картинах Соломаткина.



"Колядки". Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. . Донецкий областной художественный музей

Звезда по идее являлась главным  атрибутом шествия христославов, она символизировала Вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь к месту рождения Иисуса. Почему на некоторых картинах ее нет, вопрос, конечно, интересный.


"Славильщики" Симаков Н. В. СПб.Община Св. Евгении Красного Креста, 1910 - 1911

Звезду изготовляли сами славильщики из подсобного материала.  Ее делали из палок, бумаги, слюды, оберток от конфет и т.д.  Обычно для основы звезды использовали обруч сита, внутри него пристраивали палочку с гнездом для свечи, которую зажигали во время шествия. Отверстие обруча и его верхнюю часть по кругу заклеивали промасленной разноцветной бумагой. На получившейся круглой поверхности рисовали или наклеивали на нее изображение на тему о рождении Иисуса Христа и поклонении волхвов. К основе-обручу приделывали палки, на которые крепили конусообразные рожки - лучи звезды, - украшенные на концах бахромой из бумаги. Звезда утверждалась на палке-рукоятке. В некоторых местах звезду устраивали так, что от движения руками она делала постоянные обороты, при которых полые внутри рожки-лучи освещались зажженной свечой.



"Со звездой". Репродукция с картины Гермашева Михаила Маркиановича, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.
Если звезда была большой, богато украшенной, то ходить с нею могло большoе количество славильщиков. Предварительно участники обряда могли выбрать мехоношу, собиравшего в каждом доме подарки хозяев. Вот мальчик с мешком наверху как раз эту роль исполняет.



Дореволюционная рождественская открытка по рисунку Бориса Васильевичa Зворыкина

Eсли посмотреть на эти картинки, такое ощущение, что стандартов, какая должна быть звезда, не было вообще, То пять лучей, то шесть, то семь, то девять, то двенадцать, то вообще звезда как колесо. Кто на что горазд, так звезду и делал.



Дореволюционная рождественская открытка

Славильщиков одаривали пирогами, шаньгами, ржаными козулями, калачами (ржаными и крупитчатыми, то есть из лучшей пшеничной муки: белой и самого тонкого помола), витушками (архаичное обрядовое печенье в виде спирали) и пряниками, баранками, а также мукой и деньгами. Последних давали по копейке-по две, а кто побогаче - и по пятаку.




Слева: Обрядовое печенье сканые козули, конец XIX - начало XX века Из кн. Русские  Отв. редактор В. А. Александров
Справа: Некоторые виды нижегородских святочных печений - реконструкция по материалам книги К. Е. Кореповой Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья



Дореволюционная рождественская открытка

Тем, кто кроме слав Христу пел еще и виноградья (песни-славы хозяевам), выделяли и по 50 копеек, и по рублю. То, что подавали славильщикам, называлось христославным. Помимо продуктов, оно у некоторых партий славильщиков достигало до четырех рублей серебром за один день.



Рождественская открытка периода после 1918 года (судя по написанию слов реформа русской орфографии 1918 года уже произошла)



"Христославы. (Дети старой деревни)". Федот Васильевич Сычков 1935. Холст, масло. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи

Примечательно, что народ со звездой одет в обычную одежду и среди них нет никаких ряженых. А вот если посмотреть на старинные картины с ряжеными, то там, наоборот, нет никакой звезды.

Переходим к современным картинам.

Сейчас концепция изменилась, и по картинам это заметно



"Рождественская песня" Елена Борисовна Ревуцкая  2005

Сейчас рассказывают (я несколько раз прочитала это в интернете), что надо ходить колядовать со звездой и с козой.

Судя по картинам наверху это исторически неправильно. В русской святочной традиции явно Христос был сам по себе в религиозном смысле, а ряженые сами по себе в игровом (на Святки организовывали как-раз святочные игрища с ряжеными, но это было совсем другое)

И из уважения к религии Вифлеемскую звезду у славильщиков и колядующих ряженых, включая козу, не смешивали.



"Каляда". Оксана Владимировна Архипова 2008 г.

A сейчас стали. Новодел такой.

Вот внизу картина со звездой, козой и народом сильно навеселе. А христославам вообще-то не наливали.

И еще гармошки на картинах и наверху и внизу. А колядки вроде под аккомпанемент не пели.



“Коляды”. Акеньшин Сергей Игоревич 2013 год  Холст, масло



"Ряженые". Елена Аликина. 2014 год

На этих двух картинах наверху и внизу тоже  веселье, гармошка, дудочка, бубенцы. И у них вообще в маску с рогами одет человек, который несет Вифлеемскую звезду.


"Коляда" Ирина Добровецкая 2016 год



“Славильщики” Кириллов Иван Борисович картон/смешанная 2015 г.

В общем, по старинным картинам ясно, что раньше на Рождество были колядки христославов  и колядки ряженых на  игрищах.  И они не смешивались, как сейчас.

А нынешние художники, не являясь, видимо, людьми религиозными, не понимают смысла обрядов и рисуют так, как им кажется должен выглядеть праздник.

Я еще отдельно пост с дореволюционными картинами чисто ряженых сделаю. Чтобы совсем понятно было.
Далее по теме

Костюмы для ряженых
Ряженые на святки в дореволюционной живописи
Ряженые - "Вождение коня"
Ряженые - "Вождение быка / тура"
Ряженые - "Вождение козы"
Ряженые - "Вождение медведя"
На Масленицу о скоморохах
Скоморохи в русской живописи

Россия, праздник

Previous post Next post
Up