В продолжениe темы
Три Кощея, или как и почему менялся образ кино-злодея (1944, 1967, 1985), где рассматривался идеологический и социальный смысл образа злодея, давайте помотрим на этот образ с точки зрения художественной. И не только на образ самого Кащея, но и на его царство.
В своей предыдущей сказке "Василиса Прекрасная" (1939) Александр Роу уже снимал царство Змея Горыныча с помощью карикатурных нарочитых образцов стиля Ар-деко. Подробнее здесь:
Концептуальность фильма "Василиса Прекрасная" (1939) Кадр из фильма "Василиса Прекрасная" (1939)
Визуально Змей Горыныч ассоциировался у Роу вот с такими образами.
Ho в русских сказках, фильмах-сказках и мультфильмах Кащей Бессмертный и Змей Горыныч - это часто один и тот же персонаж, так как Кащей при необходимости мог превращаться в Змея.
Кадр из фильма "Василиса Прекрасная" (1939)
Поэтому при создании Кащеева царства в фильме-сказке "Кащей Бессмертный" Александр Роу сохранил "звериную стилистику," одновременно придумав для Кащея специальный узнаваемый атрибут, который в фильме ассоциируется с властью Кащея
По поводу "звериной стилистики" я долго думала, откуда это взялось, потому что явно видно, что если в " Василисе Прекрасной" чудища абсолютно и совершенно чужеродные, то в "Кащее Бессмертном" страшная морда выглядит какой-то значительно более "родной".
Думаю, что прообразом послужили дивы / дэвы.
Вторую часть фильма, где Никита Кожемяка отправляется спасать похищенную Кащеем Марью Моревну, как известно, снимали в Таджикистане, в Душанбе (тогда - Сталинабаде), куда эвакуировали съёмочную группу из-за военного положения в стране, там же сняли и царство Кащея. Соответственно, для работы над фильмом привлекали местные кадры, в том числе и для изготовления декораций и реквизита. А народные традиции они такие народные традиции - морда чудища ну никак не могла совсем не напоминать то, как чудищ привыкли видеть и изображать местные жители
Кадр из фильма "Кащей Бессмертный". Вход в жилище Кащея оформлен как некая пасть или морда - Кащеев атрибут и символ
Дэвы или дивы - это сверхъестественные человекоподобные существа-великаны антропоморфного или зооморфного вида. Присутствуют в тюркской, иранской, славянской, грузинской и армянской мифологиях Образ дивов распространён в фольклоре народов Кавказа, Урала, Малой и Средней Азии, Западной Сибири и др. Кстати, див дважды упоминается в "Слове о полку Игореве"
В общем, чудище вполне себе "наше", "родное"
Миниатюра "Тахмурас побеждает дивов" из Шахнаме. Султан Мухаммед. 1526 год.
Современное изображение шестиголового дива
Кадр из фильма "Кащей Бессмертный". Город, где Никита Кожемяка встретил и спас Булата Балагура, находился под властью Кащея, поэтому там находилась вот такая статуя, эту власть символизирующая
Кащеево ожерелье из фильма "Кащей Бессмертный", в центре звериный образ - атрибут Кащеевой власти
Кадр из фильма "Кащей Бессмертный". Кащей с кубком, выполненным в форме уже знакомой нам морды
А вот на этот кадр ниже давайте посмотрим внимательнее. Это битва, а в России на битве присутствуют знамена и хоругви. А у всяких немцев там присутствуют еще и геральдические знаки - в виде неких геральдических фигур.
И именно для вот такой в первую очередь немецкой аутентификации советские режиссеры в фильмы эти фигуры обязательно вводили, вот, например, Сергей Эйзенштейн в фильме "Александр Невский", подробнее вот здесь
Мир закованных в железо и закутанных в сутану: "Александр Невский" (1938) Поэтому хоть это и сказка, но, когда на экране появляется войско не со знаменами, а с какими-то звериными и птичьими мордами на палках или шлемах, в русском сознании сразу же всплывают всякие Тевтонские рыцари
Кадр из фильма "Кащей Бессмертный".
Когда еще в 1941 году было решено снимать сказку про Кащея, то на вопрос о том, кто будет играть главного злодея, драматург Владимир Швейцер и режиссёр Александр Роу в один голос сказали: "Конечно, Георгий Францевич". К сороковым годам Милляр уже хорошо себя зарекомендовал в ролях злодеев и являлся знаменитостью, поэтому на роль подходил идеально
Изначально Милляр отказывался от роли, опасаясь того, что не справится с таким сложным образом. Его пригласили только обсудить некоторые моменты съёмок, а Георгий пришёл с выбритой головой и бровями. Его образ очень понравился продюсерам, и актёр сразу был утверждён на роль.
Чтобы лучше вжиться в роль злодея, Милляр ходил по московским церквям и смотрел, как иконописцы изображали зло.
Слева икона "Страшный суд", конец XIV-начало XV века (Москва, Успенский собор). Справа икона "Страшный суд", Новгород, XV век, Третьяковская галерея
Ад изображен в виде "геенны огненной" - полной пламени, в котором плавает страшный зверь, морское чудовище, на котором верхом сидит сатана с душой Иуды в руках. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается длинный извивающийся змей, олицетворяющий грех, иногда вместо него изображается огненная река.
Во время съёмок фильма актер переболел малярией и весил, по его словам, "45 килограммов с ботинками", поэтому в сочетании с яркой одеждой (плащ был красного цвета) это придавало ему сильное сходство со скелетом.
Часть грима Кащея придумал сам Милляр, и говорят, что во время съёмок его лошади завязывали глаза, потому что она боялась и не подпускала к себе загримированного актёра.
Образ помимо персонажей из сцен страшного суда и ада на иконах был вдохновлен видом третьего всадника апокалипсиса Васнецова
Виктор Васнецов "Воины Апокалипсиса" (1887).Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург, Россия.
Костюм Кащея состоит из нескольких элементов: надетым на голое тело “доспеха” в виде грудной клетки и с острыми плечами, , плаща, обода на голове (или шлема с забралом в европейской традиции), украшения на шее и латных рукавиц как у западно-европейских доспехов.
Фильм был снят во время Великой отечественной войны, поэтому актера упрекали в сходстве с Гитлером. Милляр на это отвечал: “Я до такой вульгарной трактовки не дошел… Каждая эпоха выявляет своего Кащея, и в этом смысле он бессмертен”.
Еще в интернете часто сравнивают Кащея Милляра с Аттилой из "Нибелунгов" Ланга, да и вообще оба фильма очень любят сравнивать, что там спародировано и скопировано. Тема эта очень большая, поэтому я напишу о "Кащее" и "Нибелунгах" отдельно, и даже не один пост, а несколько.
Продолжение следует
"Нибелунги" (1924) как пародия на Россию "Кащей Бессмертный" (1944) и "Нибелунги" (1923) как культурный код "Кащей Бессмертный" (1944) и "Нибелунги" (1923): последнее сравнение