Кащей и его царство в фильме "Кащей Бессмертный" (1944)

Oct 28, 2024 23:30



В продолжениe темы Три Кощея, или как и почему менялся образ кино-злодея (1944, 1967, 1985), где рассматривался идеологический и социальный смысл образа злодея, давайте помотрим на этот образ с точки зрения художественной. И не только на образ самого Кащея, но и на его царство.


В своей предыдущей сказке "Василиса Прекрасная" (1939) Александр Роу уже снимал царство Змея Горыныча с помощью карикатурных нарочитых образцов стиля Ар-деко. Подробнее здесь: Концептуальность фильма "Василиса Прекрасная" (1939)



Кадр из фильма "Василиса Прекрасная" (1939)

Визуально Змей Горыныч ассоциировался у Роу вот с такими образами.

Ho в русских сказках, фильмах-сказках и мультфильмах  Кащей Бессмертный и Змей Горыныч - это часто один и тот же персонаж, так как Кащей при необходимости мог превращаться  в Змея.



Кадр из фильма "Василиса Прекрасная" (1939)

Поэтому при создании Кащеева царства в фильме-сказке "Кащей Бессмертный" Александр Роу сохранил "звериную стилистику,"  одновременно придумав для Кащея специальный узнаваемый атрибут, который в фильме ассоциируется с властью Кащея

По поводу "звериной стилистики" я долго думала, откуда это взялось, потому что явно видно, что если в " Василисе Прекрасной" чудища абсолютно и совершенно чужеродные, то в "Кащее Бессмертном" страшная морда выглядит какой-то значительно более "родной".

Думаю, что прообразом послужили дивы / дэвы.
Вторую часть фильма, где Никита Кожемяка отправляется спасать похищенную Кащеем Марью Моревну, как известно, снимали в Таджикистане, в Душанбе (тогда - Сталинабаде), куда эвакуировали съёмочную группу из-за военного положения в стране, там же сняли и царство Кащея. Соответственно, для работы над фильмом привлекали местные кадры, в том числе и для изготовления декораций и реквизита. А народные традиции они такие народные традиции - морда чудища ну никак не могла совсем не напоминать то, как чудищ привыкли видеть и изображать местные жители
     

Кадр из фильма "Кащей Бессмертный". Вход в жилище Кащея оформлен как некая пасть  или морда -  Кащеев атрибут и символ

Дэвы или дивы - это сверхъестественные человекоподобные существа-великаны антропоморфного или зооморфного вида. Присутствуют в тюркской,  иранской, славянской, грузинской и армянской мифологиях Образ дивов распространён в фольклоре народов Кавказа, Урала, Малой и Средней Азии, Западной Сибири и др. Кстати, див дважды упоминается в "Слове о полку Игореве"
В общем, чудище вполне себе "наше", "родное"



Миниатюра "Тахмурас побеждает дивов" из Шахнаме. Султан Мухаммед. 1526 год.



Современное изображение шестиголового дива



Кадр из фильма "Кащей Бессмертный".  Город, где Никита Кожемяка встретил и спас Булата Балагура, находился под властью Кащея, поэтому  там находилась вот такая статуя, эту власть символизирующая


Кащеево ожерелье из фильма "Кащей Бессмертный", в центре звериный образ - атрибут Кащеевой власти



Кадр из фильма "Кащей Бессмертный".  Кащей с кубком, выполненным в форме уже знакомой нам морды

А вот на этот кадр ниже давайте посмотрим внимательнее. Это битва, а в России на битве присутствуют знамена и хоругви. А у всяких немцев там присутствуют еще и геральдические знаки -  в виде неких геральдических фигур.
И именно для вот такой в первую очередь немецкой аутентификации советские режиссеры в фильмы эти фигуры обязательно вводили, вот, например,  Сергей Эйзенштейн в фильме "Александр Невский", подробнее вот здесь Мир закованных в железо и закутанных в сутану: "Александр Невский" (1938)

Поэтому хоть это и сказка, но, когда на экране появляется войско не со знаменами, а с какими-то звериными и птичьими мордами на палках или шлемах,  в русском сознании сразу же всплывают всякие Тевтонские рыцари

Кадр из фильма "Кащей Бессмертный".

Когда еще в 1941 году было решено снимать сказку про Кащея, то на вопрос о том, кто будет играть главного злодея, драматург Владимир Швейцер и режиссёр Александр Роу в один голос сказали: "Конечно, Георгий Францевич". К сороковым годам Милляр уже хорошо себя зарекомендовал в ролях злодеев и являлся знаменитостью, поэтому на роль подходил идеально

Изначально Милляр отказывался от роли, опасаясь того, что не справится с таким сложным образом. Его пригласили только обсудить некоторые моменты съёмок, а Георгий пришёл с выбритой головой и бровями. Его образ очень понравился продюсерам, и актёр сразу был утверждён на роль.
Чтобы лучше вжиться в роль злодея, Милляр ходил по московским церквям и смотрел, как иконописцы изображали зло.



Слева икона "Страшный суд", конец XIV-начало XV века (Москва, Успенский собор). Справа икона "Страшный суд", Новгород, XV век, Третьяковская галерея



Ад изображен в виде "геенны огненной" - полной пламени, в котором плавает страшный зверь, морское чудовище, на котором верхом сидит сатана с душой Иуды в руках. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается длинный извивающийся змей, олицетворяющий грех, иногда вместо него изображается огненная река.

Во время съёмок фильма актер переболел малярией и весил, по его словам, "45 килограммов с ботинками", поэтому в сочетании с яркой одеждой (плащ был красного цвета) это придавало ему сильное сходство со скелетом.
Часть грима Кащея придумал сам Милляр, и говорят, что во время съёмок его лошади завязывали глаза, потому что она боялась и не подпускала к себе загримированного актёра.

Образ помимо персонажей из сцен страшного суда и ада на иконах был вдохновлен видом третьего всадника апокалипсиса Васнецова


Виктор Васнецов  "Воины Апокалипсиса" (1887).Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург, Россия.

Костюм Кащея  состоит из нескольких элементов:  надетым на голое тело “доспеха” в виде грудной клетки и с острыми плечами, , плаща, обода на голове (или шлема с забралом в европейской традиции),  украшения на шее и латных рукавиц как у западно-европейских доспехов.



Фильм был снят во время Великой отечественной войны, поэтому актера упрекали в сходстве с Гитлером. Милляр на это отвечал: “Я до такой вульгарной трактовки не дошел… Каждая эпоха выявляет своего Кащея, и в этом смысле он бессмертен”.

Еще в интернете часто сравнивают Кащея Милляра с Аттилой из "Нибелунгов" Ланга, да и вообще оба фильма очень любят сравнивать, что там спародировано и скопировано. Тема эта очень большая, поэтому я напишу о "Кащее" и "Нибелунгах" отдельно, и даже не один пост, а несколько.
Продолжение следует

"Нибелунги" (1924) как пародия на Россию

"Кащей Бессмертный" (1944) и "Нибелунги" (1923) как культурный код

"Кащей Бессмертный" (1944) и "Нибелунги" (1923): последнее сравнение

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up