Анна Чистова, художник по костюмам
Предлагаю вашему вниманию интервью художника по костюмам Анны Чистовой, где она рассказывает о работе над разными фильмами. Пост скомпонован из нескольких интервью и статей
Художник по костюмам - это не основная моя профессия. Я дизайнер одежды и стилист. В кино меня пригласила продюсер Наталья Мокрицкая, друг моей семьи. Она доверила мне фильм "Страна хороших деточек", потому что к тому моменту у меня были театральные работы, а мои дизайнерские показы были театрализованными, с декорациями, музыкой и акцентом на шоу. Для сказочного детского фильма это очень подходило.
Кадр из фильма "Страна хороших деточек".
Об очень красивом фильме с довольно странным сюжетом можно прочитать вот здесь
Как образы "Страны хороших деточек" (2013) вместо тоталитарного Мордора показали тоталитарный ЕС А потом меня посоветовали Анне Меликян, с которой мы сделали и "Звезду", и "Про любовь'. У нас с Анной сложилось абсолютное взаимопонимание - у нее всегда есть представление общего конечного результата и при этом она очень внимательна к деталям. Я бы даже сказала, что Анна - это пример того, каким должен быть режиссер.
Кадр из фильма "Звезда".
О костюмах фильма "Звезда" можно прочитать здесь
Вниз по лестнице, ведущей вверх / «Звезда» (2014)Будучи стилистом, я, конечно, по-другому вижу работу художника по костюмам в кино. Возможно, я более внимательна и придирчива к деталям. Мне режет глаз, когда костюм сидит неидеально, когда он неправильно сочетается по цвету, когда используются некачественные материалы. Думаю, и в кино меня приглашают, когда хотят создать определенную визуальную эстетику.
Основа работы художника по костюмам - это совпасть с видением режиссера и заинтересоваться материалом. Очень важно почувствовать, какая стоит визуальная задача и какая будет выдержана стилистика. После того, как ты погрузился в материал, важный этап - это знакомство с актерами, с которыми предстоит работать. Как художнику мне необходимо выразить через костюм характеры героев. Вместе с тем как дизайнеру и стилисту мне всегда важно, чтобы изображение получалось красивым. Поэтому еще один обязательный момент для меня - поиск референсов. Я не рисую эскизы, а в основном собираю образы методом коллажа - ищу извне, вдохновляюсь современными фотографами, стилистами и артистами. Получившаяся мозаика обычно отражает общую суть. Я показываю это режиссеру, и если попадаю в точку, то работа над костюмом продолжается. Детали, вроде пуговок на кофточке, решаются уже в процессе примерок.
Кадр из фильма "Маша"
О том, как создавались образы фильма, можно прочитать вот здесь
Стиль в фильме «Маша» (2020) Начинаю я всегда с поисков референсов, обменом визуальной информацией с режиссером. Эскизы появляются не сразу, а после просмотра огромного количества картинок, которые мы отправляем друг другу, делимся. Нужно много всего просмотреть.
Иногда даже обходится без эскизов потому что, когда ты понимаешь что делаешь, то следующий этап после подбора визуальных вдохновляющих картинок - это примерка. Но и на примерке все может поменяться, ведь в голове можно придумать одно, а при примерке понимаешь, ложится образ на характер героя или нет. Если любишь своё дело и с удовольствием его делаешь, то это очень приятный и несложный процесс. Я на самом деле занимаюсь больше дизайном одежды в жизни, а в кино попала совсем случайно. Работаю больше как стилист.
В "Зоологии" (2016) самым важным был костюм главной героини. Дело в том, что только Ваня (Твердовский, режиссер фильма "Зоология") видел, как должна работать перемена персонажа Натальи Павленковой из бабушки в девочку-подростка. Ваня хотел, чтобы это происходило очень резко, в чем я, честно говоря, сомневалась. Но в конечном итоге мы все приняли эту игру. То есть через костюм важно было подчеркнуть, как преображается персонаж. Но дело не в том, что она нарядилась и хочет привлечь к себе внимание как женщина, а в том, что она становится восторженным ребенком.
Кадр из фильма "Зоология".
Мы тщательно обсуждали ситуации, в которые попадает героиня, мир, в котором она живет, пространство, в котором она существует, ее окружение, и прочее-прочее, вплоть до музыки, которую она слушает. Обсуждали даже вещи, которых не было в фильме, но которые могли помочь нам подобрать ниточки к образу. Могу привести такой пример. Фильм мы снимали в Крыму на берегу моря, такого по-осеннему зловещего. Это влияло на цветовую палитру - мы специально подбирали холодные, морские оттенки. Они гармонично сочетались с окружающей средой. Или платье героини на вечеринке - оно не случайно напоминает рыбью чешую.
Кадр из фильма "Зоология"
Еще, конечно, на костюм героини влияло наличие у нее хвоста. Наталья надевала его каждое утро, чтобы играть с необходимым ощущением. Но, разумеется, хвоста не должно было быть видно. Поэтому костюмы создавались так, чтобы его скрыть: исключалась обтягивающая одежда и длина юбок подбиралась определенная.
Кадр из фильма "Зоология"
Кадр из фильма "Зоология"
Отдельная история есть с зоосадом и "подругами": главной героини. Мы старались с помощью костюма сделать компанию таких животноподобных женщин. Были и неожиданные, спонтанные моменты, которые особенно радуют. Скажем, для эпизода на сцене колготки на голове у героини были куплены на рынке буквально за двадцать минут до съемок, когда Ваня внезапно решил, что нужно что-то надеть персонажу на голову.
Кадр из фильма "Зоология"
На подготовку "Зоологии" в общей сложности у нас было месяца два. Так как мы уезжали в экспедицию, работа шла динамично - к отъезду все должно было быть сделано. Когда мы приехали в Крым, там выключили свет - Феодосия была полностью обесточена весь период съемок. Мы возвращались каждый день в буквально черный отель, а засыпали и просыпались с генератором и свечками. Но это добавляло мистической и сюрреалистической атмосферы съемкам. Что очень подходило для фильма.
Кадр из фильма "Зоология"
В фильме "За гранью реальности" (2018) в кадре присутствовало большое количество крутых актеров, личностей, которые зачастую находятся в одном кадре, и нужно было подчеркнуть особенности каждого из них. Именно из этих задач я и исходила.
Кадр из фильма "За гранью реальности"
Костюмы были проработаны достаточно серьёзно, ведь нам важно было подчеркнуть характеры персонажей, потому что каждый из них уникален и не похож на другого.
Если говорить о Милоше Биковиче (по фильму Майкл), то, во-первых, можно заметить, что он часто перевоплощается и меняет образы, соответственно, в кадре присутствует огромное количество костюмов. Во-вторых, сам он очень стильный, модный и красивый в обычной жизни. С Милошем достаточно легко работать, мы уже работали с ним раньше на фильме "Духлесс". В том фильме у него была тоже достаточно эпатажная роль, как и костюмы.
Кадр из фильма "За гранью реальности"
На самом деле, мужскими костюмами очень сложно заниматься, это отдельная история. Художники по костюмам в принципе достаточно редко занимаются мужскими костюмами, так как это по большей части - это работа стилиста. Мы по три часа можем выбирать сорочки.
Кадр из фильма "За гранью реальности"
Естественно, вся работа не проходит без участия режиссёра и самих актеров: мы все обсуждаем, у нас проходят примерки, и это тоже часть работы, ведь у всех своё видение образа. Важно, что в конечном итоге работа должна понравиться всем.
Кино - творчество коллективное, и это больше режиссёрская история, где все следуют некому замыслу, не твоему. Ты только помогаешь его воплотить. Конечно, можно что-то привнести и сделать лучше. Это и приносит большое удовольствие от работы.
По моему опыту художнику по костюмам очень важно иметь контакт с художником-постановщиком, человеком, который создает общую картинку, общую стилистику, общую колористическую атмосферу. Я всегда смотрю декорации и выбранные объекты, иногда делаются выкраски по объектам. Важно, чтобы мы с художником-постановщиком совпадали по вкусам и ощущениям. Но тут, конечно, подключается режиссер - он должен направлять художников и давать понимание, чего он хочет.
Очень важно, чтобы и режиссёр, и оператор, и осветители, и актеры, делали одно дело, а одежда персонажей и их причёски были проработаны до мельчайших деталей и дополняли созданные образы.
Кадр из фильма "За гранью реальности". Персонажи второго плана
Нужно иметь современный взгляд на картину, потому что немногие режиссёры это видят, ощущают и требуют. Александр Богуславский молодец (режиссер "За гранью реальности")- для него это важно. Мне, как раз, очень интересно и приятно с ним работать.
Сейчас вообще мало молодых режиссёров, и я получаю удовольствие от атмосферы, которую привносит Саша, как режиссёр, своими взглядами на кинопроизводственный процесс.
С каждым актером работается по-разному. Всегда нужно время, чтобы понять человека. Иногда актеры активно участвуют в создании своего образа, иногда высказывают свои предпочтения и пожелания, иногда помогают, иногда капризничают. Некоторым актерам достаточно выдать костюм, и они сразу начинают в нем жить. Другие так не могут - с ними нужно работать дольше. Часто у актеров такая занятость, что им некогда входить в роль - прибегают на примерку и быстро убегают на другую съемку.
Кадр из фильма "За гранью реальности".
Мне ближе современное кино, чем историческое. Поскольку я стилист, современный костюм мне понятнее и у меня есть определенное видение, каким он может быть. В историческом кино нужно досконально знать костюм той или иной эпохи, чтобы иметь возможность играть с ним. В этом плане сложная задача была в "Кино про Алексеева" Михаил Сегала, где присутствует несколько эпох: 50-е, 60-е, 70-е, 80-е и современность.
Кадр из фильма "Кино про Алексеева"
Кадр из фильма "Кино про Алексеева"
Кадр из фильма "Кино про Алексеева"
Очень насыщенная по костюму картина получилась.
Что касается современного костюма, то интересная задача была на "Классе коррекции". Там необходимо было добиться, чтобы костюмов не было видно. Полагаю, это вообще высший пилотаж для художника по костюмам. Герои в кадре должны были быть реалистичными, но при этом изображение должно было оставаться гармоничным.
Кадр из фильма "Класс коррекции".
Чего не хватает отечественному кинопроизводству?
Не хватает времени. Большая проблема в нашем кино - сроки подготовки. Даже если на проект нет больших денег, а задачи сложные, можно вписаться, но для этого нужно время. Если есть возможность проработки, нескольких примерок, встреч с актерами и режиссерами, сделать можно все. Но обычно все происходит быстро - тебе дают месяц на подготовку, из-за чего все приходится выполнять уже во время съемок, а это вообще неправильно. Я не работала на Западе, но знаю, что там другая система - подготовке уделяется больше времени, зато снимают все очень быстро и четко. У нас же многое происходит по ходу действия.
В "За гранью реальности" мы в течение двух месяцев готовили все эти костюмы, и это минимум. Конечно, хотелось бы полгода на такую работу - это в идеале. Потому что не всегда хватает времени на подготовку героев второго плана.
На мой взгляд, сейчас есть некоторый дефицит хороших художников по костюму. Я не говорю про исторические и театральные костюмы, для создания которых нужно действительно иметь углубленные знания в этой области, образование. Хотя у меня, как у дизайнера одежды, тоже вся эта база есть.
Отсюда Отсюда