Как образы "Страны хороших деточек" (2013) вместо тоталитарного Мордора показали тоталитарный ЕС

Jan 17, 2022 00:30



или как фильм, благодаря гениальности авторов или вопреки их желаниям, оказался пророческим...

Недавно попалась мне на глаза статья с шикарными эскизами, костюмами и декорациями, рассказывающая о детском фильме "Страна хороших деточек".
"Фильм о жизни девочки Саши, которая была не очень послушной. Однажды в новогоднюю ночь ее бабушка, огорченная поведением внучки, загадала желание, чтобы плохая девочка осталась в старом году, а в Новый Год попала хорошая. И Саша была отправлена волшебником в Страну Хороших Деточек на перевоспитание. Но позже возник вопрос: а так ли хороша эта страна?"

В костюмы и декорации я просто влюбилась, но, прежде чем посмотреть фильм и перепостить статью, решила я почитать рецензии. И даже не знаю, удивилась ли, или готова была что-то подобное ожидать. После достаточно длительного обдумывания, просмотра фильма, обдумывания, пересмотра и еще раз обдумывания, я решила, что запощу не только про шикарные костюмы, но и свою собственную рецензию.

Сначала статья о костюмах, которые действительно чудесны

**************************************************************Картина Ольги Каптур выделяется зрелищным дизайном декораций и персонажей. Мы предлагаем вам рассказ дизайнера по костюмам Анна Чистовой о том, как создавались образы героев этой сказки.

Анна Чистова - потомственный дизайнер одежды, создатель одного из известных модных брендов Chistova&Endourova, уже не раз творила для кино. Ее работа для фильма “Страна хороших деточек” становится инструментом повествования, помогает раскрыть происходящее и дополнить визуальный ряд сказки.

“Мы делали яркие шоу во время своих показов на Неделе моды, привлекали художников, декораторов, музыкантов, - рассказывает Анна, - это были настоящие представления. Постепенно мы познакомились со многими людьми из театрального мира. Так мы начали делать костюмы для театральных постановок”.

В театре им. Пушкина дизайнеры Chistova&Endourova были первыми из нетеатральных дизайнеров, кто сделал костюмы для театральной постановки по Мольеру.

“Нас долго проверяли, тестировали, - продолжает Анна, - но потом все-таки позволили сделать  неклассические костюмы для классической постановки. Так мы постепенно приблизились к кино. За последние два года мы работали над картиной «ДухLess», хотя там работа скорее сводилась к стилистическому контролю, и над фильмом Анны Меликян “Звезда”. Там тоже была проведена достаточно интересная работа с костюмами. “Страна хороших деточек” - это вторая работа».

Работа над образами персонажей сказки началась с эскизов художника-постановщика. По словам Анны она вдохновлялась, скорее, актерами, которые будут играть эти роли.  С Вячеславом Манучаровым дизайнеры были знакомы давно - он часто приходил на их показы, а вот с другими героями картины ездили знакомиться специально.



Дизайн костюма бабушки до и после преображения. Русская / Евроинтегрированная



Бабушка в фильме. Русская / Евроинтегрированная

В фильме мы видим два мира: реальный и сказочный, но реальный мир тоже преображается, когда в него проникает девочка из сказки.

Обратите внимание, как изменяется одежда персонажей, когда хорошая девочка пользуется своим волшебным флаконом, перекраивая реальность: горошек на платье бабушки становится раза в три крупнее, дедушкин халат превращается в английский пиджак, свитер папы - в кардиган. Причем, преображение хоть и небольшое, но очень заметное.



Дизайн костюмов дедушки и отца до и после преображения. Русский / Евроинтегрированный



Брат главной героини до и после преображения. Русский / Евроинтегрированный

“Перед нами стояла задача сделать все максимально удивительно, сказочно, чтобы костюмы играли, - улыбается Анна. - Когда в семье появляется новая девочка, все становится слегка гипертрофированным и красивым”.

Что касается сказочного мира, то здесь можно было фантазировать на полную катушку, правда, в рамках поставленных задач. Одежда сказочных героев удивительным образом гармонирует с окружающим их миром.

“У нас были установки по цветовому решению костюмов от художника-постановщика, - рассказывает Анна, - а какие-то вещи удивительным образом совпадали. Например, во дворце королевы есть витраж, рисунок которого практически повторяется на жилете Полпреда. Витраж появился раньше, и у нас была ткань, из которой сшили жилет, а потом во время цветокоррекции цвета на обоих элементах фильма были подогнаны”.



Повторение элементов в витраже интерьера и жилете персонажа

В фильме у персонажа Вячеслава Манучарова Полпреда больше всего нарядов: он не один раз переодевается королевой. Праздничное красное платье было задумано так, будто оно украшено сделанными самими детьми орденами. Эти пошитые из тесемок бутафорские награды закрывали всю грудь псевдокоролевы.



Красное праздничное платье

А вот графичный черно-белый наряд казался почти нарисованным.



Графичный наряд королевы

В ведении дизайнера по костюмам был весь образ персонажа. И она позвала на помощь известного визажиста Савву Савельева.

“Он отличается ярким художественным видением, - объясняет Анна. - Мы вместе разрабатывали образ героя Манучарова во всех его воплощениях. Савва нарисовал ему бровки, которые никто не мог повторить, получалось совсем другое лицо.  Нам приходилось все время ездить на съемки, чтобы рисовать ему эти бровки, и линию волос. Когда он изображал королеву, ему наклеивали огромные ресницы из картона. Вклад Саввы в этот образ, конечно, огромный”.



Постпред в образе королевы

Визуально Полпреда также вытягивали вверх, делали стройным и волшебным.



Один из костюмов Полпреда. Вид абсолютно европейский, русского /советского вообще ничего нет

А вот у настоящей королевы, поверх сказочного голубого платья сковывающий корсет из цепей. Это символизирует тот факт, что она весь фильм находится в заключении.



Настоящая королева



Плохая девочка Саша. Дизайн костюма и персонаж в фильме

Одежда хороших деточек имеет элементы часов - черные стрелки и значки-циферблаты. Это напоминание о том, что им нельзя терять время. Лаковые туфли каждому юному актеру шили индивидуально - заказывали обувь по мерке. В самом конце фильма, когда дети получают назад свою память и становятся обычными детьми, они переодеваются в обычную одежду. Для этих сцен каждый юный актер принес из дома свои любимые рубашки, платья и юбки. Сцены получились действительно яркие и праздничные.



Дизайн костюма хорошей девочки



Страна хороших деточек. Сами определите, какую европейскую страну лично вам напоминают эти домики вкупе с триумфальной аркой

В картине есть и другие второстепенные персонажи, например, Злой дядька.



Дизайн костюма Злого дядьки. Злой дядька в фильме

“Мы изменили его фигуру, подняв ему плечи до самых бровей, - рассказывает Анна, - этот необычный эффект создавали 30-сантиметровые наплечники”.

Еще у одного героя - Часовщика - пол лица закрывает часовой механизм. Гример достала сотни часовых деталей на блошином рынке, и каждое утро приклеивала ему на щеку настоящие шестеренки. Да и одежда часовщика - тоже необычна: на его костюм было нашито множество карманных часов, будто он их коллекционировал.



Часовщик. Дизайн костюма Часовщика

“Работа шла без напряжения, все образы "родились" довольно быстро, - вспоминает Анна. - Мы даже их не дорабатывали, они нравились продюсерам с первого раза. Так что получилось все очень просто. Хотелось больше времени на творчество и немного развития. Это одно удовольствие  - делать что-то свое, уникальное, необычное. Жаль, что у нас так мало снимают подобных картин!  Хочется поработать над фильмом, например, в стиле Тима Бертона!”

***************************************************************

Ну что, насмотревшись этих чудесных картинок, вам уже захотелось посмотреть фильм так же сильно, как недавно захотелось посмотреть мне?
Для меня этот фильм оказался своего рода фильмом-перевертышем, который несет в себе такой интересный сказочный символизм, что в зависимости от времени и взглядов, можно в эти символы вкладывать совершенно разный смысл, вплоть до противоположного.

В 2013 году этот фильм совершенно официально преподносили как попытку возрождения российского детского кино, которое устало от Голливуда.
Для фильма были собраны лучшие  кадры. Сценарий написала Анна Старобинец, модная молодая писательница с массой премий. Она писала сценарий для "Книги мастеров" и она же написала книжку "Страна хороших девочек", которую в фильме переделали на деточек, включив в сюжет мальчиков тоже. Танцы в фильме поставил очень известный хореограф Олег Глушков, знаменитый постановкой танцев к "Стилягам". Пригласили известных  актеров, например, Владимира Грамматикова - человека, на котором строилось советское детское кино. Фильм был снят при поддержке Министерства культуры РФ , на него было выделено три с половиной миллиона долларов. Oбщий бюджет фильма был 223 миллиона  руб.. Hа маркетинг было потрачено 95 550 000 рублей.

Кадр из фильма "Страна хороших деточек". Полпред кормит хороших деточек вкусной и здоровой пищей, а сам есть шоколад и прочие сладости

При том, что фильм преподнесли публике, как российское кино, снят он был по достаточно забитым в то время в России западным штампам и шаблонам.

1. главной героиней была девочка, а не мальчик, хотя создателям все-таки хватило ума вставить некоторое количество мальчиков тоже, а Страну хороших девочек сделать Страной хороших деточек, чтобы совсем уже не было голимого феминизма в стиле "Рассказа служанки" (американский сериал 2017 года)

2. в лучших традициях сегодняшней западной парадигмы дети в сказке занимаются свержением режЫма, то есть участвуют в политической и идеологической борьбе, хотя до уровня Навального, выводящего детей на реальные протесты, все-таки не дошло, сказка - это такой специфический жанр, где многое символично

3. режЫм, с которым борется "плохая русская девочка Саша" - это некий сказочный тоталитаризм, который, судя по танцам, слегка напоминающим что-то из сталинского времени, должен был, видимо, сталинизм и изобличать

4. тоталитаризм в сказке показан специфическим образом - через дисциплину, детский труд, день, расписанный по минутам, правильное питание и прочий здоровый образ жизни, при этом он противопоставляется детству, в котором можно играть.

Hа дворе был 2013 год, ЕС еще не показал себя в лучших традициях либерального фашизма, у многих на глазах еще были розовые очки веры в красивую демократию, поэтому зрители шаблонам и следовали. Раз сказали, что против тоталитаризма, значит, это против СССР и Сталина. Других мыслей в российском обществе тогда почти не существовало. Ну не может же демократия быть тоталитаризмом, правда?

В прокате фильм полностью провалился, а средняя обычная рецензия выглядела вот так (не поленитесь, сходите по ссылкам, почитайте).
Детям о том, как плохо быть хорошимВсё лучшее - деточкам/
При этом режиссёр не нашла ничего лучшего, чем обвинить в собственном провале прокат, типа ей сеансов в кинотеатрах мало выделили.

В общем, в 2013 году, на экраны вышел очередной провальный пример кинотворчества, где эстетикой (красивой картинкой и костюмами с декорациями) попытались подменить полное и абсолютное отсутствие внятной этической идеи - чего именно донести то до зрителя хотели и чему людей научить. Ну не тому же, что работа и дисциплина - это зло и надо всю жизнь играть и быть раздолбаем?

А потом случился украинский Майдан и много всяких других событий. И с демократического запада вдруг спала маска, которой он так умело прикрывал свой совсем нелицеприятный реальный облик

Люди, которые реально жили в СССР, они в сказочном тоталитаризме Страны хороших деточек этот СССР никогда в жизни не узнают, потому что не похоже, как ты не пытайся под советский кинематограф танцы стилизировать, особенно с учетом того, что советский кинематограф свои танцы тоже стилизировал - под кинематограф мировой.

Режиссер фильма Ольга Капур родилась в 1983 году, на момент развала СССР ей было 8 лет.  Сценарист Анна Старобинец и хореограф Олег Глушков родились в 1978 году, на момент развала СССР им было 13 лет.  Художник по костюмам Анна Чистова родилась в 1980 году

Свой сказочный тоталитаризм они создали таким, каким он лично им представлялся в силу их собственного возраста и жизненного опыта.

И с фильмом случилось то же самое, что когда-то случилось со знаменитой книгой "1984". Показанный там мир оказался не русским/советским. Он оказался западным

Cказка заиграла такими красками, что не написать эту рецензию я просто не могла. потому что как-то так удивительным образом получилось, что провальная попытка возродить в России детское кино, стала неким пророчеством о том, с чем и зачем на самом деле боролась "плохая русская девочка Саша"



Кадр из фильма "Страна хороших деточек". Полпред устанавливает эсесовский еесовский ордунг

В 2022 году в этом вообще никаких сомнений нет. При том, что еще в 2013 году именно ЕС в качестве тоталитарной Страны хороших деточек и костюмами, и декорациями и был показан. Но вот этически в головах это еще не укладывалось

Итак, фильм начинается с предновогодней суеты, где праздник не ощущается от слова совсем, как будто и не будет никакого праздника, а взрослым нет никакого дела до Саши, которая все ждет и ждет Деда Мороза и всячески хулиганит, пытаясь привлечь внимание. Назовем это время Перестройка.

Приходит Новый год (развал СССР). Сашу за очередную шалость наказывают, а за новогодним столом произносится тост о том, что надо бы нам в новом году хорошую девочку, а плохая чтобы осталась в прошлом году (ну типа вот сейчас как запануваем в новой то стране)

Часы бьют полночь, Саша остается в старом году, а в Сашиной семье появляется новая хорошая девочка, которая опрыскивает все каким-то раствором (видимо, это символ тогдашней пропаганды), в результате чего, во-первых, происходят визуальные изменения из текста выше, а во-вторых, семья даже не понимает, что девочка то новая.

За оставшейся в старом году девочкой Сашей приходит Полпред из Страны хороших деточек и уводит ее с собой евроинтегрироваться.

Фильм пересказывать не буду, но предложу послушать песни из фильма, они очень показательные
Первой будет песня Полпреда, символа несостоявшегося арийского суперчеловека Третьего Рейха, который теперь всем мстит, строя Рейх Четвертый, на тех же принципах, но под другими лозунгами

image Click to view


Следующим номером идет песня хороших деточек, символически описывающая современный ЕС - мир, который считает себя исключительным и самым правильным, мир, который присвоил себе право учить всех остальных жить, например, по нормам их зеленой энергетики, или вегетарианства, или еще каким странным нормам, мир, в котором забыто прошлое, ну или переписано

image Click to view



В этой песне  авторы вроде как пытаются притянуть за уши СССР, вот только не получается каменный цветок у создателей, визуально ведь показан совсем другой мир, не советский, а уж то, что европейская картинка соответствует европейскому содержанию, сейчас, в 2022 году мы вроде как больше и не сомневаемся.

Ну правда весь, когда мы видим вот такое ухо, о чем мы в первую очередь думаем - о советских мелких доносителях или о европейской системе поголовного слежения за гражданам, например, в соцсетях, с последующей цензурой и банами?



Кадр из фильма "Страна хороших деточек". Сказочное подслушивающее ухо

А уж когда мы видим задворки Страны хороших деточек, которые выглядят вот так, в голову почему-то тоже совершенно не СССР приходит, и даже не всякие гетто. В голову почему-то приходят разрушенные промышленности тех стран, которые эсесовские еесовские полпреды разрушили, в самыx лучших и гуманных, конечно, целях

Кадр из фильма "Страна хороших деточек". Киберполицейские Страны хороших деточек стоят на страже, не позволяя завести старую карусель - символ былого индустриального величия некоторых вписавшихся территорий.

Песня забвения - еще один шедевр про евроинтеграцию и западную промывку мозгов молодому поколению России

image Click to view



Ну и последняя финальная песня фильма. К сожалению, видео хорошего качества нет, только такое

image Click to view



"Мы будем помнить о нашем прошлом, чтоб не забыть, кто мы есть".

В общем если посмотреть этот фильм вот под таким углом - тридцатилетний путь обычной советской хулиганистой девочки Саши в попытках евроинтегрировать ее в чужую культуру и экономику, то фильм абсолютно шедевральный. Всем рекомендую. Bот только создатели фильма ведь его совсем для другого создавали...

Плохая советская девочка Саша не забыла своего прошлого и кто она есть. Поэтому очень хочется пожелать российским кинематографистам тоже этого не забывать. А вдруг у них тогда хорошее детское кино начнет получаться? Родное, русское, любимое...

В заключение предлагаю провести опрос. С учетом того, что с детской мультипликацией в России все вроде как в порядке, то вопросы будут именно о кино. И именно детском кино, а не семейном. В детском кино героями должны быть дети. Например, трилогия о "Последнем богатыре" - это не детское кино, а семейное, так как герои там взрослые.

Выбрать можно несколько вариантов ответа,

Poll

Мои предыдущие посты про ДЕТСКОЕ кино [Мои предыдущие посты про ДЕТСКОЕ КИНО] Модный "Подкидыш" (1939)
Сталинский имперский стиль в фильме "Первоклассница" (1948)
В гостях у сказки / «Королевство кривых зеркал» (1963)
Роботы советской киновселенной режиссера Ричарда Викторова "Москва - Кассиопея" (1973) и "Отроки во вселенной" (1974)
"Приключения Буратино" (1975): уши и бант пуделя Артемона
"Приключения Буратино" (1975): шляпка черепахи Тортиллы
"Приключения Буратино" (1975): наряд нашей милой Мальвины
Стильные 70-е в фильме «Сто дней после детства» (1975)
Стиль в фильме: «Гостья из будущего» (1984)
Феерия костюмов Игоря Дадиани / "Феодосийская сказка" (2021)


костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up