В продолжение постов
"Приключения Буратино" (1975): шляпка черепахи Тортиллы и
"Приключения Буратино" (1975): уши и бант пуделя Артемона посмотрим на костюм и образ самой красивой куклы советского кино - Мальвины
Как известно, источником вдохновения Алексея Толстого для написанной в 1936 году сказки о Буратино была итальянская сказка Карло Коллоди о деревянной кукле Пиноккио, опубликованная в 1881 году
Не знаю, читали ли вы итальянскую сказку, я читала и она мне как-то особо и не нравится, какая-то... мрачная, я бы не стала читать такое своим детям и внукам в качестве любимой истории на ночь. Фильмы про Пиноккио мне тоже не нравятся, причем не нравятся сильнее сказки, потому что там эти мрачные и даже какие-то некрофильские сцены показаны визуально.
Особенно сильно мне не нравится Фея с лазурными волосами, которой по сюжету уже 1000 лет, и вообще складывается впечатление, что фея - какая-то полузомби. Дело в том, что в сказке эта фея сначала "красивая девочка с волосами цвета лазурнейшей голубизны", спасшая Пиноккио и подружившаяся с ним, а когда он от нее сбегает, она умирает от огорчения, но потом каким-то странным образом оживает и при их новой встрече Пиноккио видит её уже взрослой женщиной, "которая, пожалуй, могла бы быть его матерью". Ну и как к такому относиться? Особенно, если в фильме еще и всякие гробы показывают и тему смерти все время обсуждают?
Фея с лазурными волосами в сериале 1972 года The Adventures of Pinocchio (в роли феи Джина Лолобриджида)
Толстой очень сильно переписал сюжет "Пиноккио", фею из сказки выкинув, а сам образ девочки с голубыми волосами зарезервировав для куклы из театра Карабаса (в "Пиноккио" куклы театра вообще никакой роли в сказке не играют, да и роль Карабаса достаточно проходная)
Вообще в итальянском кукольном театре никакой куклы по имени Мальвина нет, там есть Коломбина, которую изображают в костюме из заплаток, похожем на костюм Арлекино.
Но Толстому, видимо, так понравилась идея куклы с голубыми волосами, что он решил придумать новый персонаж и создал "самую красивую куклу из кукольного театра синьора Карабаса Барабаса" - с фарфоровой головой и туловищем, набитым ватой.
Кадр из фильма "Приключения Буратино" (1975). В финальной сцене Арлекино изображен слева от Мальвины , и в похожем лоскутном платье должна была выступать и итальянская Коломбина
Что касается имени, то это сейчас оно звучит экзотически, а в то время это было довольно распространенное имя как в русской романтической поэзии, так и в романсах. Оно часто встречается у В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Пушкина. Так что Толстой ничего редкого и экзотического не придумал, а назвал свою героиню именем, которое уже было на слуху у русского читателя
Кадр из фильма "Приключения Буратино" (1975)
Платье Мальвины в фильме рассмотреть не так уж и легко. Мальвина - это прелестный ворох оборок, кружев, бантов, голубые волосы и голубые глаза.
Рассматривать всё это по отдельности - поверять алгеброй гармонию своего детства, потому что образ воспринимался, как единое целое!
Но все-таки
попробуем, потому что этот образ - маленький шедевр нашего кинематографа той эпохи.
В книге наряды Мальвины, можно считать, и не описаны - она "самая красивая кукла из кукольного театра Карабаса-Барабаса", у неё хорошенькие платья и туфельки, и на платьях есть "складочки и оборочки". Словом, можно было проявить фантазию! В условиях, когда хорошие материалы раздобывались с большим трудом...
Кадр из фильма "Приключения Буратино" (1975)
И в результате появилась "старинная" девочка, в кружевах и панталончиках. Выглядывавшие из-под платья панталончики - неизменная деталь нарядов девочек XIX века. Рукава тоже были явно "старинными" - с рюшами у плеч, так что получалось подобие буфов, и ниспадающими манжетами. Ну и, конечно, пышная юбка, как без неё! С подолом, вырезанным фестонами.
Слева: Модная гравюра из Godey's Lady's Book, январь 1837
В центре: Девочка на террасе, Фердинанд Георг Вальдмюллер, сер. XIX в
Справа: Мальчик и девочка, Огастус Генри Фокс, 1856. Из коллекции особняка Кристчёрч (Ипсвич)
И вот именно подобная одежда с панталончиками была необыкновенно характерна для фарфоровых кукол XIX и первой половины ХХ века.
Большинство фарфоровых кукол производилось в Германии, между 1840 годами (когда подобная одежда была модной и современной) и 1940 годами (когда это уже просто было традицией). Производство было поставлено на поток, причем, из фарфора могли делать не только голову, но и остальные части туловища, которые потом крепились вместе. Несмотря на массовое производство куклы эти были дорогие и элитные, поэтому их одевали как дворянских барышен. И, когда в ХХ веке похожих кукол начали делать из других материалов, менее хрупких и более удобных для детских игр, сохранились традиции одевать их в том же стиле - с традиционными панталончиками, конечно
Антикварная кукла, сделанная из настоящего фарофора, причем не только голова, но и ноги
Антикварные куклы 1930-40-х годов, сделанные из заменителей фарфора
Сказку про Буратино до этого снимали в СССР дважды - в 1939 и 1959 годах.
В фильме 1939 вполне возможно, что использовали настоящую фарфоровую куклу.
Мальвина из советского фильма "Золотой ключик" 1939 год, режиссёр Александр Птушко
В мультфильме 1959 года Мальвина тоже изображена как фарфоровая кукла, только в длинном платье, более подходящем образу "учительницы" Впрочем, вполне возможно, что под длинной юбкой у нее находятся традиционные панталончики, просто мы их не видим
Мальвина из советского мультфильма "Приключения Буратино" 1959 год, режиссёр Иван Иванов-Вано.
Может быть у кого-то из создателей фильма была настоящая фарфоровая кукла, похожая на ту, что мы видим в фильме 1939 года, а может быть не было, но этот образ вдохновил на создание любимого нами платья Мальвины в исполнении Тани Проценко
Белое платье Мальвины, чуть раскрашенное акварелью в сиреневых и розоватых тонах, многослойность, сложный корсаж с объёмной отделкой, оборки на рукавах и панталончиках создавали ощущение воздушности.
А длинные голубые локоны, спускавшиеся по плечам, пышный бант на голове и белые туфельки увязывали весь ансамбль в единое целое.
Кадр из фильма "Приключения Буратино" (1975)
Действительно "самая красивая кукла" - это уж не говоря о красоте самой маленькой актрисы.
Татьяна Проценко, сыгравшая Мальвину, рассказывала в одном из интервью:
"Платье Мальвины мне подарил режиссёр Леонид Нечаев. Он в свой время сумел достать разные вещички со студии "Беларусьфильм". У него дома хранился и золотой ключик, с которого началась его большая коллекция ключей. Долгое время платье Мальвины так и висело в моём шкафу. Мы с дочерью немного отреставрировали его: разукрасили детали платья фломастерами, чтобы придать живости потускневшим акварельным краскам. На платье до сих пор остались следы от съёмок - небольшие пятна.
Знаменитого голубого парика у меня нет, зато есть туфельки с настоящими гвоздиками. Они сильно стоптаны, от них ещё во время съёмок отлетели бабочки. Все эти вещи ручной работы, и они мне очень дороги как воспоминание о том времени. А платье Мальвины примеряли все дети в моей семье - дочка, крестница, и даже сын".