Почему древнерусский бог Симаргл так странно выглядит?

Oct 14, 2020 00:30



В нескольких древнерусских летописях упоминается дохристианский бог со странным именем Симаргл (Семаргл), идол которого стоял в Пантеоне языческих богов князя Владимира,

Например, в "Повести временных лет" от 980 года написано, что князь Владимир I Святославич
"...постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь"

В русских летописях Симаргл упоминался до XI века включительно, а потом исчез. По широко распространенной гипотезе имя Симаргл (Семаргл)  связано со скифско-сарматской версией Cенмурва / Cимурга.

Не знаю, что это за версия, может быть скифский звериный стиль, но поскольку вчера был пост про кафтан с сенмурвами и там много чего было про торговые пути и культурный обмен, вот про торговые пути и культурный обмен и продолжим. Только вместо Сенмурва будет Симаргл

Одежды именно с Симарглом  никакой не сохранилось, но сохранились прочие изображения, включая специальные обручи-браслеты, а это уже одежный аксессуар, так что одежда будет.

Начнем мы с типичного персидского сенмурва на тарелке Х века, найденной на раскопках в Гнездовских курганах под Смоленском. Находится в Москве, в Историческом музее.



Слева прорисовка историка Б. А. Рыбакова (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян  Москва Издательство "Наука", 1981 г) , справа современный сувенир-копия с восстановленным изображением.

Это не местное блюдо, а привезенное каким-то торговцем с юга, очень уж здесь сенмурв нарисован канонически.  Tарелка для нас важна тем, что показывает, что жители Древней Руси были знакомы со сказочным существом сенмурвом и знали, как оно выглядит. Кроме тарелки на территории Древней Руси есть и другие археологические находки с изображением классического  сасанидского / персидского сенмурва, но сейчас тарелки достаточно.

Ну а теперь посмотрим на местные древнерусские изображения собако-птицы Симарглa.


Pельеф "Семаргл" с капители Борисоглебского собора в Чернигове. Х - ХІ в.



Белокаменная резьба во Владимирской области, фото ни в одном источнике не подписаны, это один из трех храмов XII века :  Успенский собор, Дмитриевский собор или церковь Покрова На Нерли.

Теперь перейдем к браслетам, их очень много разных из разнообразных кладов, клады относятся к XII-XIII векам, это время Орды, средневековых разборок, набегов, разорения городов. С одной стороны тяжелое время, а с другой стороны, если бы не эти набеги и разборки, клады бы до нас и не дошли и изображений древних Симарглов мы бы, возможно, и не увидели.



Браслет 2 половины XII века из Тереховского клада (1876 год). Собрание Русского музея. Симарглы изображены слева снизу



Прорисовки историка Б. А. Рыбакова изображений Симарглов с браслетов -обручей из Старорязанского клада и  Киевского клада.

Известные нам браслеты-обручи XII - XIII вв. поддерживали рукава женских рубах с очень длинными рукавами, почти до самой земли, которые вплоть до начала XX века надевались на игрища для плясок.



До участия в пляске участница прихватывала длинные рукава у запястья двустворчатыми шарнирными обручами, приспособленными именно для такой цели. Именно поэтому во всех кладах браслеты-обручи всегда парные

Перед танцем для того, чтобы распустить длинные рукава, плясунья расстегивала и снимала браслеты.

Сами браслеты-обручи очень часто изображали танец и плясуний.  А еще он изображен на миниатюре XV века в одной из  Радзивилловских летописей.



"Игрища". Миниатюра Радзивилловской летописи. XV век

Мы эту пляску хорошо знаем по сказке "Царевна -лягушка"


Плясали таким образом в  основном на Русалии (поминальные дни). И в это же время приносили какие-то подношения Симарглу, видимо в виде еды (в поминальные дни до сих пор  в XXI веке принято оставлять на кладбище еду). Но я в этом не разбираюсь и ничего про Симаргла как бога не знаю.

Ну а теперь давайте разберемся, почему Симаргл (Семаргл) в отличие от Сенмурва (Симурга) такой извилистый, как плетеный  Вроде и там и там пес с крыльями, а ведь совсем не похожи.

Для этого посмотрим в сторону Балтийского моря и скандинавского  стиля эпохи викингов . Смотреть, наверное, надо с X века, стиля Jelling, чисто из-за хронологии Рюриковичей
.

Похоже извивается?

В принципе, похоже извивалось много где и у кого, начиная со скифов и древних кельтов  Но поскольку у нас X-XIII века  и специфическая территория государства, возникшего благодаря торговому пути между Балтикой и Черным и Каспийским морями, то скандинавы с их стилем вписываются намного лучше. Торговый и культурный обмен.

Предполагаю, что ушли эти извилистые линии из русских орнаментов, наверное, во время Орды, просто потому что торговый и культурный обмен начался совсем другой и с другими народами.

В заключение добавлю, что верхняя картинка поста, найденная мною случайно в интернете, подписана как "Андреевский монастырь на Ленинских горах, 2008 год" Как они в монастыре этого Симаргла называют, я не знаю. Но Симаргл красивый, русский такой Симаргл, прямо так и хочется лубком обозвать.  От скандинавского звериного стиля ничего не осталось, округлостей персидского сенмурва тоже не просматривается. Просматривается русский лубок.

история, Россия

Previous post Next post
Up