Стиль в фильме "Интердевочка" (1989)

Oct 26, 2019 01:00

Как "варенки", жакеты с плечами и кружевное белье сперва шокировали советскую публику, а затем установили модные каноны.



Кадр из фильма "Интердевочка"

В 1989 году на широкие экраны вышла картина "Интердевочка", принесшая режиссеру Петру Тодоровскому и актрисе Елене Яковлевой оглушительный успех. Зрители штурмовали кассы кинотеатров, чтобы посмотреть фильм "про это" и как живут "там". В итоге "Интердевочка" собрала в прокате 41 миллион рублей и была признана лучшим фильмом года. К тому же картина получила не только многочисленные отечественные премии, но и два приза Токийского кинофестиваля - жюри во главе с Ивом Монтаном присудило фильму специальный приз, а Елена Яковлева была названа лучшей актрисой.

"Интердевочка" - одна из первых советских картин, где были затронуты табуированные темы вроде проституции, секса, торговли валютой. Кроме того, здесь едва ли не впервые была показана жизнь за границей, а также импортные костюмы.



Кадр из фильма "Интердевочка". В шведском магазине

Как признавалась позже художник по костюмам Алина Будникова ("Свой среди чужих, чужой среди своих", "Покровские ворота", "Мэри Поппинс, до свидания"):
"Тодоровский сразу сказал: "Все костюмы и ткани закупаем в Стокгольме". У нас-то на прилавках как раз ничего не было. Нижнее белье, в котором появляется на экране Яковлева, я пыталась подобрать под остальную одежду: черное платье-сбрую и чулки с серебряными стрелками. К тому же черное всегда больше привлекает внимание. Но оператор заявил, что из-за освещения белье должно быть светлым. Так что верхняя одежда и белье, к сожалению, не сочетаются. Мы выбирали трусы с поясом на бедрах из качественного тонкого шелка - все-таки в меру открытые, непрозрачные, безо всяких рюшек. Многие актрисы видели подобные красивые и дорогие вещи впервые. А Елена Яковлева была в таком восторге, что часть белья после съемок режиссер предложил ей оставить себе".



Кадр из фильма "Интердевочка". Светлое белье специально для камеры.

Практически все костюмы для главных героинь - Елены Яковлевой, Ирины Розановой, Ингеборги Дапкунайте, Любови Полищук и Анастасии Немоляевой - были куплены в Швеции и вызвали сильный шок у отечественных зрительниц, так как мода 1980-х в СССР сильно отличалась от того, что бушевало в мире.



Кадр из фильма "Интердевочка".

Как вспоминает Ингеборга Дапкунайте:
"Во время работы над фильмом раздавались постоянные шутки по поводу наших костюмов. Если помните, одеты мы были очень "красочно". Однажды в перерыве между съемками Ирина Розанова, Елена Яковлева и я решили прогуляться. Дело было около Курского вокзала в Москве, средь бела дня. Люди на нас смотрели, будто мы с луны свалились".



Кадр из фильма "Интердевочка".

Жакеты оверсайз в сочетании с шейными платками и яркими клипсами, джинсовые куртки с кроп-топами и массивными позолоченными украшениями, "вареные" джинсы, брюки на высокой талии, кардиганы с широкими плечами и золотыми пуговицами, широкие кожаные ремни с массивными пряжками, широкие цепочки, объемные браслеты, "широкоплечие" куртки в стразах, броши и кольца с камнями, жакеты с меховыми вставками, топы из пайеток, кружевные перчатки, колготки в сеточку, мини-юбки и лосины.



"Интердевочка" с точки зрения костюмов смело встает в один ряд с "За бортом" 1987 года и "Красоткой" 1990-го.



Кадры из фильма "Интердевочка" (1989) и "Красотка" (1990)



Кадры из фильма "За бортом" (1987) и "Красотка" (1990)

A местами даже отчетливо напоминает нашумевшую коллекцию Saint Laurent осень-зима 2016 времен Эди Слимана.



Коллекция Saint Laurent осень-зима 2016

Добавлю от себя кадры из фильма "Придорожная закусочная" / "Road House" (1989), где присутствует одежда, которая у меня лично вызывает ассоциации с одеждой героинь "Интердевочки". Ночной клуб, реднеки.





Информация о том, что на "Мосфильме" снимается фильм о древнейшей из профессий, быстро просочилась в прессу, и на киностудию начали приезжать реальные представительницы ремесла.

Но, как вспоминает Тодоровский, не для того, чтобы попасть в фильм, а для того, чтобы рассказать свои истории и поделиться нюансами.
"Помню: студентка Тимирязевского института, замечательное лицо, симпатичная, рассказывает мне: моя подружка, мол, ходит в джинсовом костюме - а я что, хуже?"

Так выяснилось, что девушки Советского Союза мечтают даже не о машине или квартире, а о джинсах. Поэтому героиня Ирины Розановой, как успешная представительница профессии, щеголяет то в джинсах, то в джинсовой рубашке, то в джинсовой куртке.



Кадр из фильма "Интердевочка". Заветная джинса

"А еще пришла пигалица лет пятнадцати, маленькая такая, неприятная, но в норковой шубе. Я ей: "Что же ты, миленькая, твои ровесницы гнут спину за швейными машинками". "Ну и дурочки, - говорит, - они боятся, а я не испугалась - зато теперь хожу в норковой шубе"" "".

Так появилась сцена с норковой песцовой (исправление мое) шубой за $ 7000.



Кадр из фильма "Интердевочка". Песцовая шуба за $ 7000

А затем и сцена с кедами кроссовками (исправление мое) - как самым дорогим во всех смыслах подарком на день рождения.



Кадр из фильма "Интердевочка"

"Интердевочка" - пример картины, где одежда не только выполняет декоративную роль, но и четко обозначает характер и статусность персонажа. Именно костюмы проводят черту между жизнью "там" и жизнью "здесь",  разделяя СССР и заграницу, добропорядочных работниц и "валютных" тружениц. Но самое удивительное, что, хотя сперва советские граждане были в шоке, костюмы с экрана пошли в народ, тем самым активно повлияв на модные тенденции Советского Союза.
Отсюда

Я беру перерыв на несколько дней, чтобы дописать начатые посты.

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up