Царь Берендей из мультфильма "Снегурочка" 1952 года, режиссер-мультипликатор Иван Иванов-Вано
В продолжение
О Царе Берендее Прошлый пост был посвящен истории того, как тюркские кочевники берендеи оказались в XII веке в северо-восточных русских княжествах, в частности в городе Переславле-Залесском, а также возникновению в русской литературе XIX века образа сказочного Царя Берендея сразу в двух произведениях - Жуковского и Островского. Поскольку Берендей - имя очень уж специфически нестандартное, а цари эти очень разные, то во избежание путаницы в XX веке жуковский царь вынужден был эволюционировать в Еремея, а имя Берендей закрепилось за героем сказки Островского, который правил в Царстве язычников берендеев, поклонников Ярило-солнца.
Как можно было увидеть в первом посте первоначально Царь Берендей изображался в богатых одеяниях, сильно похожих на одежду знати допетровской Руси, только с добавлением неких символов, которые художники считали достаточно языческими и подходящими для поклонников солнца.
Но в ХХ веке костюмы и Царя Берендея, и самих берендеев достаточно сильно изменились. Во-первых, это было связано с представлениями о том, как одевались язычники (и это никак не были одеяния времен Алексея Михайловича, шубы соболиные, золотом расшитые и т.д. и т.п.), а во-вторых в СССР наблюдался дефицит дорогих красивых тканей, поэтому при том, что достаточно долго можно было перешивать и использовать старые костюмы еще дореволюционных времен, новые костюмы шить было особо не из чего, особенно в провинции, где строилась масса новых оперных театров и костюмы нужно было шить вообще с нуля.
К тому же после войны сказка была несколько раз экранизирована, и образ царя там получился очень такой простой, никакой особой роскоши в одежде. После этого и в спектаклях царя часто стали показывать в такой же одежде, как и фильмах/мультфильмах.
Слева: Арапов Анатолий Афанасьевич Эскиз мужских костюмов. Царь Берендей и два скомороха. "Снегурочка" (На конкурс МОССХа.).1944-1945 гг. Москва Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина"
Справа: 1961 Епишин Геннадий Иванович Царь Берендей. Эскиз костюма для 3-го действия. "Снегурочка" Великобритания, Лондон. Театр Ковент Гарден. 1961 год. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина"
Чайковский П.И., балет "Снегурочка". Слева направо Купава -Савана Л., Царь Берендей - Перкун Э., Мизгирь - Кириллов В., Снегурочка - Рыжова Л. Музыкальный театр Станиславского К.С. и Немировича-Данченко В.А. 1963 год
Фотография сцены из оперы Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка" в исполнении артистов Государственного академического Большого театра оперы и балета Белорусской ССР. (Мизгирь - А.Кичковский, царь Берендей - лауреат Всесоюзного конкурса А.Полозов, Купава - нар. арт. БССР Шикунова, Снегурочка - нар. арт. БССР А.Златова.) 1970-е гг.
Слева: Ванина Надежда Леонидовна Эскиз куклы. "Берендей". "Бобыль" и "Бобылиха". "Снегурочка" (Реж.: Трусов О.М. Худ.: Ванина Н.Л.). Тула, Государственный театр кукол 2000 год
Справа: 2002 Данилова Мария Борисовна Эскиз костюма.Царь Берендей . "Снегурочка", Римский-Корсаков Н.А. Музей Большого театра России 2002 год
Слева: костюм Царя Берендея. Музей театральных костюмов драматического театра им. Островского А.Н. в Костроме
Справа: Алим Каюмов в роли Царя Берендея. Башкирской государственный театр оперы и балета
Башкирский государственный театр оперы и балета Н. Римский-Корсаков. "Снегурочка" . Купава и Царь Берендей
Царь Берендей на сцене Справа: Царь Берендей на сцене Красноярского театра оперы и балета
Вот такой вот видимый разброс в костюмах. В столичных театрах, где были костюмерные еще с дореволюционных времен, Царь Берендей еще несколько десятилетий был одет "дорого-богато" и совсем не как язычники одевались, а так костюм сильно эволюционировал в сторону упрощения и некой народности (стал напоминать вполне так себе деревенскую одежду).
Повлияли на этот тренд и экранные образы.
Мильчин Лев Исаакович "Берендей на террасе своего дворца" 1950 г. Эскиз к мультфильму "Снегурочка" 1952 года.Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный музей кино"
Царь Берендей из мультфильма "Снегурочка" 1952 года режиссер-мультипликатор Иван Иванов-Вано
Павел Кадочников в роли Царя Берендея в фильме-сказке "Снегурочка" 1968 года, режиссер также Павел Кадочников.
Михаил Пуговкин в роли Царя Еремея в фильме-сказке "Варвара-краса, длинная коса" 1969 года, режиссер Александр Роу.
Этот фильм был снят по мотивам "Сказки о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери" Жуковского всего через год после фильма "Снегурочка". И поскольку Царь Берендей уже прочно ассоциировался в русской культуре с Берендеевым царством и Ярило-солнцем, Александр Роу решил в этой сказке изменить имя царя с Берендея на Еремея, а персонаж сделать по-максимуму непохожим. Впрочем, Берендей Жуковского в одиночестве не пострадал. Марья-царевна была заменена на Варвару-красу, а Кощей на Морского царя. А Морской царь - это вообще сказка о Василисе
Георгий Вицин в роли Царя Берендея в фильме-сказке "Весенняя сказка" 1971 года (по мотивам "Снегурочки Островского), режиссер Юрий Цветков
Царь Берендей из мультфильма "Снегурочка" 2006 года, режиссёр Мария Муат
В последнем мультфильме царь сам выглядит как какой-то языческий дух. При этом в таком виде (как языческий дух) Царя Берендея иногда и на картинах изображают.
Слева: Шувалов Николай Васильевич "Графическая композиция. Берендей." 1960-е гг. Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы "Художественная галерея"
Справа: Ястреб Федор (Франц) Адамович (1953 - 2014) "Царь Берендей" 2003 год Государственное бюджетное учреждение культуры "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр"
А еще Берендей стал настолько привычным и модным именем для сказочного царя, что так стали называть царей в экранизациях и постановках сказок, где раньше царь был или безымянным или даже с именем, но "немодным".
Ну вот, например, в 2013 году вышел мультфильм "Как поймать перо Жар-Птицы", там несколько царей с разными именами, так вот главного царя, отца Ивана-царевича, вместо Демьяна или Выслава Андроновича, как в некоторых вариантах русской народной сказки, назвали Берендеем. И изобразили вот так.
Царь Берендей из мультфильма "Как поймать перо Жар-Птицы" 2013 года
Царь Берендей из мультфильма "Как поймать перо Жар-Птицы" 2013 года
Царь Берендей из мультфильма "Как поймать перо Жар-Птицы" 2013 года
Впрочем, еще к концу ХХ века созданный Островским абсолютно вымышленный образ берендеев и их царя как наших далеких предков стал в народе настолько популярен, что породил достаточно мощный поток самодеятельного народного творчества, например, в студенческой бардовской музыке.
В 1968 году студентами ВТУЗа (ныне СибГУ им. М.Ф. Решетнева) была создана Культовая красноярская группа "Гамма", приобретшая ошеломительную популярность среди молодёжи того времени как группа, исполняющая песни малоизвестных авторов, а также свои песни. Одной из такиx песен была песня "В царстве Берендея"
В 1973-1974 годах в Московском лесотехническом институте Вячеславом Столяровым был организован бардовский ансамбль "Берендеи", активно выступавший более 40 лет
А уж что случилось после развала СССР, когда народ начал искать всевозможные духовные пути вместо коммунизма...
Берендеи и их царь чуть ли не попали в сонм славянских языческих богов и героев, породив кучу новых легенд и мифов. Если сейчас погуглить, что про берендеев написано в интернете, то с удивлением узнаешь, что это, оказывается, наши предки-славяне такие, вот именно славянское племя, а не тюрки-кочевники, а царь их - это вообще медведь-оборотень. А уж какое художественное творчество началось на эту тему, какие фэнтезийные картины появились! В шапке первого поста стоит одна такая фэнтезийная 1997 года, из народно-сказочных.
Но, если не рассматривать попытки написать какую-то странную славянскую лжеисторию, то по большому счету берендеи являются неиссякаемым источником вдохновения в народном творчестве. Вот хоть и не одежда, а музыка, но не могу пройти мимо.
Юрий Шихов, композиция "В царстве Берендея" из альбома "Переяславль" 2018 год к 800-летию Александра Невского
Click to view
А еще берендеи и их царь стали туристическим сказочным брендом, но об этом в следующий раз.
Продолжение
О Царе Берендее. Часть 3