О Царе Берендее.

Jul 30, 2019 01:00



Ольшанский Борис Михайлович "Берендеи"   1997 год

Я думаю, что все знают, кто такой Царь Берендей. Это персонаж сказки Островского "Снегурочка", правитель Берендеева царства.

Вот только и царь, и царство появились в русской литературе в XIX веке, а берендеи как кочевой народ с отсутствием какого-либо собственного царства существовали еще до Островского, поэтому придется начать с них. Кто такие, откуда взялись.

Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения в восточноевропейских степях, в летописях они иногда  назывались то "торками" (видимо, от тюрк), то "черными клобуками" (черношапочниками)

Из летописей известно, что в 1097 году они заключили союз с печенегами, в 1105 г. были побеждены половцами и в XIII в название этого народа из летописей исчезает. Во время монголо-татарского нашествия (начало в 1237 году) последние оставшиеся берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде, а частично ушли в Болгарию и Венгрию.

Но еще до этого часть их переселилась на  русские земли, в том числе на северо-востоке

Tеснимые половцами, которые их окончательно победили в 1105 г, берендеи вынуждены были отступать к южным пределам тогдашней Руси и спрашивать позволения селиться на окраинах Переяславского и Киевского княжеств с обязательством защищать их от набегов степняков. Русские князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их пограничных владений, и берендеи, oбосновавшись в Поросье и Верхнем Побужье, постепенно привыкли к оседлой жизни в городах (в летописях чаще всего упоминается их город Торчевск).



Поросье - историческая область древней Руси, ограниченная с севера рекой Стугной и с юга рекой Росью, с богатыми пастбищами для скота. Она служила местом военных поселений, образованных киевскими князьями для защиты Киева с юга.
Побужье - историко-географическая область, расположенная по верхнему и среднему течению реки Южный Буг. Верхнее Побужье должно быть в верховьях Южного Буга.

Затем часть берендеев была переселена из Поросья во Владимиро-Суздальскую землю, вероятнее всего во время Юрия Долгорукого (дважды княжил в Киеве между 1149 и 1157 гг)  и его сына Андрея Боголюбского (умер в 1174 г), сейчас на месте бывшего Владимиро-Суздальского княжества, в Ярославской, Костромской и даже  Вологодской  областях, существуют такие топонимы как слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др. и существует местный фольклор на тему берендеев )

Известно, что Юрий Долгорукий активно поощрял заселение своих северо-восточных владений, привлекая население Юго-Западной Руси. Он выделял переселенцам ссуды и предоставлял им статус вольных земледельцев, который был довольно редким в Киевском и Переяславском  княжествax. С разной степенью достоверности Долгорукому приписывается основание многих городов Северо-Восточной Руси, среди которых нам здесь важен только Переславль-Залесский.

Переславль-Залесский был основан в 1152 году в качестве будущей столицы Северо-Восточной Руси. Князь Юрий заложил на болотистой равнине огромный по тогдашним меркам город с длиной валов около 2,5 км. Городов, больших по размерам, чем Переславль, в Северо-Восточной Руси не было. Сопоставим с ним только Владимир (периметр укреплений Мономахова, или Печернего, города - тоже около 2,5 км).



Вот на этой карте хорошо виден путь переселения берендеев в ХII веке из Киевского княжества во Владимиро-Суздальское во времена Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского. Первоначальная Русь состояла из княжеств, в основном лежащих на пути из варяг в греки. На западе находились агрессивные "европейцы" и свободной земли не было, все и так было перенаселено, а на северо-востоке находились малозаселенные территории, и туда и осуществлялась экспансия. B ХII веке усилиями Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского появилось Владимиро-Суздальское княжество, причем не просто появилось, а стало Великим, то есть местом правления старшего князя. И именно в это время были основаны новые поселения/города типа Переславля-Залесского. Они нуждались в жителях, умеющих держать оружие в руках, вот берендеев из Поросья и Верхнего Побужья туда и переселили.
На карте Переславль-Залесский обозначен словом Переяславль, это в старом  написании, позже Переяславль сменился на Переславль.

Андрей Боголюбский, который перенес старшинство княжения из Киева во Владимир и начал сажать в Киеве князей не по старшинству, а по своему усмотрению, видимо, продолжил политику своего отца по переселению желающих с юго-западных земель на северо-восток.

Таким образом на отдельно взятых русских территориях, каким-то образом связанных с переселением берендеев, появилoсь слово "берендеи" и различные истории и предания, связанные c таинственным и даже почти сказочным народом. "Понаехавшими"...

Ну вот о настоящих исторически существовавших берендеях всё, вернемся к теме поста - сказочному Царю Берендею.

Появился он в русской литературе впервые в 1831 году, когда Василий Жуковский, в ходе поэтического состязания с Александром Пушкиным на лучший пересказ народной сказки, сочинил  "Сказку о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери"

Почему Жуковский решил назвать царя именно Берендеем, история умалчивает. Родился и вырос Жуковский в Тульской губернии, переселяли ли туда русские князья в средние века берендеев или нет, я не знаю. Но где-то Жуковский что-то о берендеях слышал.

В "Сказке о царе Берендее" (1831) Берендей - отец Ивана-царевича. Так как это было литературное состязание, в этой сказке находят отражение многие сказочные герои: Иван-царевич, Кощей, Марья-царевна и другие), а также разнообразные мотивы русских народных сказок.




Слева иллюстрация к сказке. Справа гравюра К. Брюллова к "Сказке о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери"
Сказка написана 2 августа - 1 сентября 1831 года в Царском Селе. Впервые опубликована в альманахе "Новоселье" в 1833 году.
По мотивам именно этой сказки в 1969 году был снят советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка "Варвара-краса, длинная коса". Царя там сыграл Михаил Пуговкин, но имя у него Еремей, а не Берендей. Видимо, создатели фильма не хотели путать этого царя с царем из сказки "Снегурочка", очень уж имя узнаваемое.

А в 1873 году появился наконец тот самый Царь Берендей из Берендеева царства, которого мы так хорошо знаем благодаря сказке А. Н. Островского "Снегурочка"




Слева: Евгений Пономарев. Эскиз костюма царя Берендея для оперы Римского-Корсакова в Мариинском театре 1882 год Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека
Справа: Васнецов Виктор Михайлович.  Эскиз костюма. Берендей. "Снегурочка". 1885 год. Москва, Московская частная русская опера (Опера Мамонтова)  Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина"

Откуда взялись берендеи у Островского, известно довольно хорошо.  Сказку он писал в своем костромском имении Щелыково. А добирался он туда по Ярославской железной дороге мимо станции Берендеево, появившейся в 1868 году. И Щелыково, и Кострома, и Переславль -Залесский, и Берендеево - это все бывшие территории Владимиро-Суздальского княжества Юрия Долгорукогого, там всё друг от друга недалеко.

И в местах тех про берендеев ходит куча всяких легенд и историй. Есть там, например, такое знаменитое  Берендеево болото, такое знаменитое, что про него даже статья в википедии есть




Слева:: Васнецов Виктор Михайлович. Царь Берендей. Эскиз костюма 1881 год. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник Абрамцево
Справа: Васнецов Виктор Михайлович. Премудрый царь Берендей. 1885 год.  Эскиз костюма к опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево

А еще краевед В. Ф. Воронов  записал там такие преданья:

"Царь Берендей любил по вечерам на озеро ходить. Вечерние лучи солнца скользили по глади озера. Царь ждал, когда взойдет луна и зальет окрестность холодным призрачным светом. И вдруг Берендей услышал чарующую музыку. В расплескавшихся волнах увидел царь красавицу-русалку. Заманила она Берендея в подводное царство, и волны поглотили Берендея. Царица Рогнеда забеспокоилась, побежала к озеру, стала кликать супруга, но болото только ответило ей эхом: "Берендей! Дей-ей-ей!". Так и осталась она с маленьким сыном в тереме. Но тоска одолела царицу, и пошла она опять на озеро. По-женски всплакнула и запричитала: "Муженек ты мой ненаглядный! Что ж ты словечка жене своей сказать не хочешь?". От тоски и горя превратилась Рогнеда в каменное изваяние женщины, каких немало в степях на пути следования кочевых тюрков"

"На горе, где сейчас расположена деревня Давыдово, стоял в древности терем царя Берендея. Была у царя красивая дочка Маша. Когда она подросла, Берендей стал подумывать о ее выданье. Как-то раз приехали к царскому терему два богатыря-красавца, один краше другого. Машеньке понравился Иван-царевич, но Берендей невзлюбил его. Ему по нраву пришелся царевич Федор. Машенька не смогла противиться отцовской воле, тихо ушла на болото и бросилась в трясину. Иван-царевич с горя пошел на болото вслед за возлюбленной и покончил с собой на том же месте. Но царевич Федор любил Машеньку также горячо и преданно. Болотная трясина поглотила и Федора-царевича"

А еще в тех местах под Переславлем-Залесским есть  Ярилина гора



Слева: Федоровский Федор Федорович Эскиз костюма. Царь Берендей. "Снегурочка". 1909- 1911 гг. Москва, Московская опера С.И. Зимина Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина"
Справа: Слева: Ламбин Петр Борисович (1862 - 1923) Берендей. Эскиз костюма к опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегоручка".Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский национальный музей музыки"

Видимо, Островский был в курсе всех этих местных легенд и сказаний и именно на основании них и придумал свое Берендево Царство, Царя Берендея и Ярило-Солнце.

После этого у Царя Берендея началась такая же театральная, кино- и мультипликационная жизнь, как и у Снегурочки из этой конкретной сказки. Про "Снегурочку" Островского я писала.  О Снегурочке. Часть 1   О Снегурочке. Часть 2




Слева: Врубель Михаил Александрович. Берендей 1899-1900
Справа: Врубель Михаил Александрович  Царь Берендей 1899-1900
В конце 1890-х годов М.А. Врубель создает две керамические серии "Садко" и "Снегурочка", воплотившие в пластических образах персонажей опер Н.А. Римского-Корсакова. В ансамбль скульптур персонажей "Снегурочки" входят "Весна", "Мизгирь", "Купава", "Лель", "Царь Берендей". Берендеев было сделано несколько.  Исследователи творчества Врубеля находят в лице майоликового "Царя Берендея" сходство черт с композитором Н.А. Римским-Корсаковым.

Про Снегурочку у меня были целых четыре поста, уж очень тема обширная и многогранная. Про Царя Берендея тоже в один пост ну никак не уложиться, одна история переселения в Переславль-Залесский чего стоит, поэтому далее в этом посте будут только изображения Царя Берендея и его театральных костюмов в период до Второй мировой войны, до появления Царя Берендея на экране.

Историю постановок можно прочитать по ссылкам наверху о Снегурочке.



Царь Берендей Качалов Василий Иванович. МХТ 1900 год

Напомню основные вехи:

1873 год - драматург А. Н. Островский, написал "весеннюю сказку" о Снегурочке специально для Малого театра в Москве. Пьеса включала в себя некоторые балетные сцены, музыку написал композитор П.И. Чайковский. Пьеса провалилась.

1882 год - композитор Н. А. Римский-Корсаков написал на основе пьесы “Снегурочка" одноимённую оперу. Оглушительный успех.

1899-1900 гг. - Художник Михаил Александрович Врубель, работавший над оперными костюмами для "Снегурочки", решает поэкспериментировать с керамикой и создает серию скульптур на тему сказки.

1900 год - постановка пьесы Островского в 3-x драматических театрах (Московская императорская труппа, Петербургская императорская труппа и частный Московский Художественный театр К. Станиславского) без балетных сцен, из-за которых провалилась первоначальная постановка. Оглушительный успех.

1914 год - первый немой черно-белый фильм "Снегурочка", режиссер Владислав Александрович Старевич. Не уверена, что он сохранился.

Ну и послевоенное событие, но все-равно упомяну.
1947 год - появился балет. Композитор Борис Владимирович Асафьев объединил балетные сцены первоначальной пьесы Островского с другими произведениями Чайковского и создал на основе всей этой разнообразной музыки партитуру балета "Весенняя сказка", которая была поставлена в Кировском театре



Слева: Царь Берендей - Константин Варламов. Александринский театр (Петербургская императорская труппа) 1900 год
Справа: К. И. Пиотровский - Берендей в опере "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова. Мариинский театр. 1917-1918 гг.




Слева: Николай Константинович Рерих.  Эскиз "Берендей и Снегурочка"  1921. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства 
Справа: Коровин Константин Алексеевич Эскиз костюма Царя к опере "Снегурочка" ("Весенняя сказка") Н.А.Римского-Корсакова. Спектакль: “Снегурочка”. Премьера: 1929. Парижская Частная опера М.Н.Кузнецовой-1928




Слева: С. В. Балашов - Берендей, Н. Д. Белухина - Купава в сцене из оперы "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова. Ленинградский государственный академический Малый оперный театр. 1928 год 
Справа: Сергей Лемешев -Берендей. Опера"Снегурочка" Н. Римского-Корсакова. Большой театр после 1931 года




Вакуров Иван Петрович Царь Берендей. 1936 год. Государственное бюджетное учреждение Ивановской области Государственный музей Палехского искусства



Котухин Владимир Васильевич Шкатулка "Царь Берендей" 1945 год Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства"
Это достаточно редкий сюжет на сказку Жуковского, а не Островского, царя в колодце схватили за бороду.

Кстати, интересно, что палехский художник Котухин Царя Берендея из сказки Жуковского рисует в абсолютно обычном палехском стиле в красно-зеленой цветовой гамме. А палехский художник Вакуров Царю Берендею из сказки Островского пририсовывает на костюме какие-то специфические орнаменты, видимо, языческие в его понимании, и обыгрывает тему Ярилo-солнца.

Если подытожить вид всех этих сценических костюмов, то в абсолютном большинстве случаев видна смесь боярской одежды допетровских времен с какими-то специфическими представлениями славянофилов о древнерусской дохристианской одежде, в основном это касается необычных узоров и орнаментов. Нафантазировали вволю. Много красного любимого цвета, который в древние времена на Руси особо не присуствовал в виду отсутствия красителей.  У Рериха и у Вакурова на рисунке иконописные заимствования. Вакуров был палехским художником, а там после революции работали бывшие иконописцы.

А вот после войны костюмы Царя Берендея стали другими. Но об этом в следующий раз

Продолжение  О Царе Берендее. Часть 2

костюм, Россия, праздник

Previous post Next post
Up