Как франчайзинг и концептуальное искусство на "Мисс Вселенная" убили национальный костюм

Jan 12, 2019 22:00



Попробуйте угадать страну по концептуальному национальному платью.
[Подсказка]
Ирландия 2014 год (присоединилась к конкурсу в 1961 году, франчайзинг с 2002 года)


По следам постов о национальных костюмах на конкурсе "Мисс Вселенная 2018" в декабре и по запросам читателей продолжаю тему, а почему национальные костюмы национальными то особо и не выглядят. Поскольку в европейской одежде мы обычно разбираемся лучше чем в какой-нибудь другой, на европейский национальный костюм и посмотрим.

Сначала экскурс в историю.

Конкурс "Мисс Вселенная" появился в 1952 году в США как альтернатива конкурсу "Мисс Америка" после того, как победившая там в 1951 году Иоланда Бетбезе (Yolande Margaret Betbeze Fox) отказалась позировать в купальниках Catalina, производившимися компанией Pacific Knitting Mills, которая была крупным спонсором конкурса. Помимо Pacific Knitting Mills спонсорами нового конкурса выступили американская авиакомпания Pan Am и киностудия Universal.
В википедии пишут, что в конкурсе 1952 года принимали участие девушки из 30 стран, но я в другой статье про страны участницы вот тут насчитала только 26 стран:  США, Пуэрто Рико, Австралия, Канада, Великобритания, Бельгия, Франция, Германия, Италия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Турция, Израиль, Япония, Индия, Чили, Мексика, Панама, Перу, Венесуэла, Уругвай, Филиппины, ЮАР.

В первые годы существования конкурса "Мисс Вселенная" участницы по инициативе конкурсных комитетов своих стран демонстрировали традиционные национальные платья, которые подчеркивали богатую историю и культуру их стран. Но никакого специального конкурса не проводилось.

Ежегодно к конкурсу присоединялось все больше и больше стран, действие становилось все более театрализованным, а отбор и конкуренция все более жесткой, поэтому участницы для того, чтобы как-то выделиться, начали проявлять экстравагантность в частности в показах в национальных платьях, даже несмотря на тот факт, что официально это никак не засчитывалось.

И в 1962 году, когда в конкурсе согласно статье о странах участницах в википедии (за достоверность не ручаюсь) принимало участие 59 стран, был впервые проведен конкурс и вручена премия за "Лучший национальный костюм", хотя этот конкурс и стоял особняком и баллы за него не шли в общий зачет.

Первым получателем премии была мисс Англия 1962 года, Ким Карлтон, которая оделась в сексуальную мини-версию одежды Бифитера.



В какой-то степени она заложила основы будущей моды для костюмов на Хэллоуин, когда практически любая форма и профессиональное одеяние в ультра-сексуальной версии станoвятся популярным нарядом для отгона злых духов, якобы, а потом и для ролевых сексуальных игр в одежде из секс шопа, все вот отсюда скорей всего пошло.

Если кому интересно, кто именно выигрывал премию за лучший национальный костюм (а там на удивление много повторов одних и тех же стран: Колумбия и Таиланд по 6 раз; Бразилия, Южная Корея и Панама по 4 раза; Индия и Перу по 3 раза.), то вот неплохое видео

image Click to view


(костюм 2016 года был добавлен к версии видео предыдущего года, поэтому надо подождать)

Европейские страны выигрывали очень редко (1962 Великобритания; 1964 Голландия; 1973 и 1995 Испания; 1993 Норвегия; 1996 Россия)

В 1994 году компания по производству купальников Catalina’s отказалась спонсировать конкурс и к концу 1995 года он оказался на грани банкротства. В 1996 году конкурс выкупил Дональд Трамп, который, вложив собственные средства, сразу же зарегистрировал бренд  с  фондом в несколько миллиардов долларов США. При Трампе конкурс перешел из сферы рекламного бизнеса (спонсоров купальников больше не было) в сферу модельного бизнеса. Победитeльница конкурса вместо контракта на рекламу купальников на год становилась послом конкурса в мире и распространяла разные важные политические заявления.

Также при Трампе национальные комитеты стран - участниц стали загонять во франчайзинг "Мисс Bселенная" (Трамп как специалист по продаже собственного имиджа и собственного имени как франшизы и функционирование конкурса перевел на такую же схему). К настоящему времени бОльшая часть национальных конкурсов, победительницы которых отправляются на основной конкурс, является франчайзингом и самостоятельности не имеет. Россия пока еще самостоятельна.

При Трампе начался очень сильный переход национального костюма в сторону концептуального искусства, что связано, конечно, не с личными пристрастиями Трампа, a с глобализацией, спецификой франчайзинга (делай как все по одним и тем же правилам) и со спецификой функционирования сферы модельного бизнеса. Весь мир моды в последнее время развивался за счет концептуального искусства, иначе по новой коллекции каждые полгода просто не создать. С 2002 года конкурс стал коммерческим проектом телеканала NBC, который создал с Трампом совместное предприятие.

Ну и надо как всегда взглянуть на картинки, чтобы понять, о чем речь.

Сначала вглянем на концептуальные костюмы США, где истории национального костюма (кроме индейцев и ковбоев) никакой нет, но эту франшизу все страны и покупают

США




2010 и 2011 годы




2012 и 2013 годы




2014 и 2015 годы




2016 и 2017 годы

Прокомментировать это иначе кроме как Шоу Фриков, по-моему, тяжело. Концептуальность как-то зашкаливает.

А теперь очень выборочно, так как много фотографий не поместится, взглянем на национальные костюмы тех европейских стран , которые выигрывали конкурс в этой номинации (кроме России, про нее пост уже был), как у них выглядел этот самый костюм (cтраны не всегда каждый год участвуют, поэтому иногда года не по очереди).

Великобритания (у бывшей колонии франчайзинг покупать не стала, самостоятельна)





1962 (победитель конкурса), 2010, 2011 годы

В принципе, у Великобритании, как у одной из самых первых "глобалистских" империй, с национальным костюмом по жизни проблемы, я даже пост об этом писала. А давайте англичанам поможем национальную одежду выбрать. Опрос. Но костюм бифитера узнаваем. А вот голубое платье что означет и какая у него вообще связь со страной?




2012 и 2013 годы  Здесь они, не мудрствуя лукаво, решили просто изобразить флаг, a костюм королевы, видимо, ассоциируется с Великобританией с помощью короны. Что там еще английского, я не знаю, ну не подвязки же.


2014 и 2015 годы  Бифитера тоже можно узнать,  и опять флаг, чтобы никаких разночтений не было.



2016 и 2017 годы  Опять флаг, причем в этом  случае еще и на костюме кого-то, напоминающего римского завоевателя. Ну бывает же!

А по королеве страну вообще не узнать. Это из "Алисы в стране чудес" такое чудо-юдо или из-какой-то другой сказки

Нидерланды (франчайзинг c 2009 годa)




1964 год (костюм -победитель в номинации)  Причем название "Голландия", а не "Нидерланды".




2011 и 2012 годы  Я бы оба костюма не признала. Даже такие цвета национального флага характерны для многих стран, включая Россию. И если это они так ветряные мельницы изображают, то, зная, что это Нидерланды, понять можно, а не зная, вряд ли.




2013 и 2015 годы  Эти два костюма вообще непонятно откуда взялись, никаких ассоциаций с Нидерландами.




2016 и 2017 годы  Флаг, еще раз флаг и ничего кроме флага. Можно на лопастях мельницы.

Испания (франчайзинг покупать не стала, самостоятельна)

Испания - страна с очень богатой историей национального костюма, причем не только народного сельского, но и элитного "королевского". И их костюмы обычно хорошо узнаваемы, то есть конкурсанткам из этой страны есть, из чего выбрать.
Я  платья даже комментировать не буду, за счет фасона все-равно узнаваемо. Но посмотрите сами, как они сместились куда-то в сторону от исторического костюма, особенно в 2015-2017.



1973 и 1995 годы. Костюмы-победители.




2010 и 2011 годы




2012 и 2013 годы




2014 и 2015 годы




2016 и 2017 годы

Норвегия (франчайзинг c 2012 годa)

1993 (костюм-победитель)




1993 и 2010 годы По платью справа и не скажешь, что за страна.



2012 и 2013 годы Явная попытка сделать костюм национальным


2014 и 2016 годы Какая-то концептуальность, страну по костюму не узнать. И флаг никакой не приложен.

С 2015 года конкурсом владеет калифорнийское агентство талантов WME/IMG, что означает право агента таланты продавать всем желающим на работу и по своим собственным стандартам. И получается, что  участницы не свою страну представляют, а от своей страны пытаются выиграть право устроиться на работу в Калифорнию, вот и все.

При WME/IMGА "концептуальный" национальный костюм на Мисс Вселенная стал еще и  более политизированным, при этом явно проталкиваются идеи феминизма и борьба за права женщин, при этом конкурс купальников все-равно не отменили, хотя именно с точки зрения феминизма он самый унизительный (но там сейчас половина концептуальных национальных платьев как купальники с перьями)

Но про это в следующий раз.
Продолжение  Как франчайзинг и концептуальное искусство на "Мисс Вселенная" убили национальный костюм-2

этномода, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up