Ледяная комната в Тереме Снегурочки в Костроме.
В продолжение
О Снегурочке. Часть 1. В прошлом посте была рассказана история сценического образа Снегурочки до 1917 года, до революции.
Многие творческие личности, связанные с театром, оказались тогда в иммиграции. В связи с этим потоком иммигрантов со "Снегурочкой" имела возможность познакомиться публика в Европе и в Америке.
А в самой России и потом СССР возможность увидеть Снегурочку на некоторое время исчезла вообще. И с пережитками буржуазной морали боролись, и денег на излишества не было. Театр тогда вообще на время превратился в революционный агитпром.
Николай Рерих оказался в эмиграции после того, как после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, а Рерих проживал там с 1916 года по настоянию врачей из-за тяжёлой болезни лёгких
В 1920 году он получил предложение от директора Чикагского института искусств организовать масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, а также создать эскизы костюмов и декораций для Чикагской оперы.
Слева: "Снегурочка и Лель". Николай Константинович Рерих. Картон, темпера. 1921 Музей Николая Рериха. Нью-Йорк.
Справа: Николай Константинович Рерих. Эскиз "Берендей и Снегурочка" гуашь, бронзовая краска, картон. 1921. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Да-да, справа костюм Снегурочки именно красный. Художественный эксперимент такой.
Оформление оперы имело такой успех у американской публики, что линии и орнаменты костюмов по рисункам Рериха были введены в бытовую моду текущего сезона. Рерих вспоминал, как в "Чикаго во время постановки "Снегурочки" мастерские Маршала Фильда произвели интересный опыт, построив современные костюмы на орнаментах и линиях доисторических славянских одеяний". "Поучительно было видеть, - отмечал художник, - насколько многие современные формы естественно слились с древнейшими орнаментами".
Константин Алексеевич Коровин после октябрьской революции активно занимался в России вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжал сотрудничать с театрами, однако в 1923 году тогдашний нарком просвещения А. В. Луначарский (ярый сторонник латинизации русского языка, если кто не в курсе) настоятельно посоветовал художнику переехать во Францию, что тот и сделал.
В конце двадцатых годов во Франции создавалась Парижская частная опера, владелицей и вдохновительницей которой стала оперная певица с мировым именем Мария Николаевна Кузнецова (1880-1966), a финансистом - ее муж Альфред Массне, племянник знаменитого композитора. Организатором всего предприятия был князь А.А.Церетели. Они были хорошо знакомы с Константином Коровиным.
Парижская частная опера открылась 27 января 1929 года оперой “Князь Игорь”. Оформлял огромные декорации 68-летний Коровин собственноручно. Позже он оформлял оперу "Снегурочка".
Константин Алексеевич Коровин. Эскиз костюма Снегурочки к опере "Снегурочка" 1929 Бумага, акварель, тушь 38 х 26 Частная коллекция
Ну а, если вернуться назад в советскую Россию и СССР, то широкое распространение театральное и оперное искусство начали получать в 30-е годы, когда у государства появились, наконец, возможности финансировать искусство и познакомить широкие слои населения страны с театром, оперой и балетом.
Я думаю, что все понимают, что до революции данные виды искусства были очень сильно ограничены как количеством разбирающейся в них публики, так и географической доступностью. В Российской империи у элит было свое искусство, а у народа свое.
Например, в Российской империи в 1917 году без учета Финляндии, Польши и Прибалтики существовало всего 10 оперных театров: 2 в Санкт-Петербурге, 2 в Москве, 1 в Перми, 1 в Саратове, 1 в Екатеринбурге, 1 в Киеве, 1 в Одессе, 1 в Тифлисе (Тбилиси).
К 1939 году, к началу первой мировой войны, в СССР существовал уже 21 оперный театр, то есть их количество увеличилось больше чем в 2 раза.
Поскольку в СССР к опере, балету и вообще театру приучали публику часто неискушенную и не особо в таких вещах разбирающуюся, ставка была сделанa на национальный театр, чтобы хотя бы на родном языке можно было понять, что там на сцене происходит. В частности, оперы исполнялись только российские, на русском языке.
И в этом плане "Снегурочке" повезло быть включенной в утвержденный репертуар Большого театра, даже несмотря на стоимость костюмов и декораций.
Елена Катульская в партии Снегурочки в опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка". Художник П. А. Скотарь.
Набор открыток "Народные артисты СССР. Солисты оперы Большого театра".
Поскольку многие известные театральные художники иммигрировали, дизайн костюмов иногда делали очень неожиданные люди. Для постановки пьесы "Снегурочка" во МХАТе в 1936 году костюмы и декорации заказали Ивану Петровичу Вакурову - художнику-иконописцу, реставратору, одному из основоположников школы искусства палехской миниатюры.
Эскизы костюмов к пьесе "Снегурочка". Художник И. П. Вакуров. 1936 год. ГМПИ
Кстати, палехская миниатюра получила такое распространение, потому что палешане, которые исторически еще с допетровских времен занимались икописью и монументальной росписью храмов, вынуждены были после 1917 года как-то приспосабливаться к историческим изменениям и искать работу, отличную от той, что они делали раньше. Так собственно и родился один из красивейших народных промыслов России.
Слева: Снегурочка - Ирина Ивановна Масленникова. Опера Римского-Корсакова "Снегурочка". Большой театр. Москва, 1947 год
Справа: Татьяна Еремеева - Снегурочка, Владимир Колосов - Лель. Пьеса Островского "Снегурочка". Малый театр, Москва 1950
Во второй половине XX века СССР стал самой охваченной театром нацией в мире. И "Снегурочку" в репертуаре смогли уже увидеть жители большинства городов. Опера "Снегурочка" до сих пор пользуется огромной популярностью.
На сегодняшний день в России одних только оперных репертуарных театров с собственными зданиями функционирует 36 штук. А опера, это дело такое, в США на всю страну только пять опер, и то пятая совсем недавно появилась, а так четыре было.
Опера "Снегурочка". Красноярский театр оперы и балета
Опера "Снегурочка". Башкирский государственный театр оперы и балета
Опера "Снегурочка". Екатеринбургский театр оперы и балета
Опера "Снегурочка", Государственный театр оперы и балета Коми
Опера "Снегурочка".Самарский академический театр оперы и балета
В середине XX века в дополнение к пьесе Островского и опере Римского-Корсакого появилось еще одно произведение на тему "Снегурочки" - новый балет на музыку Чайковского
В прошлой части я рассказывала, что, когда Островский писал пьесу, требованием театра было использовать балетную группу, поэтому пьесу сделали музыкальной, а музыку к балетным номерам по просьбе Островского за три недели написал Чайковский. И в том числе и из-за балета премьера пьесы и провалилась. В дальнейшем пьеса стала пользоваться успехом, когда балетные номера из нее попросту убрали.
Для полноценного балета музыки этих номеров было недостаточно, но в 1947 году композитор Борис Владимирович Асафьев объединил их с другими произведениями Чайковского и создал на основе всей этой разнообразной музыки партитуру балета "Весенняя сказка", а руководитель балетной группы Кировского театра Фёдор Васильевич Лопухов поставил на ее основе балет.
Позднее, в 1961 году по такому же пути пошел Владимир Павлович Бурмейстер, главный балетмейстер Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, которому было поручено поставить какой-нибудь русский балет для Лондонского фестивального балета, a у англичан было пожелание музыки Чайковского.
У Чайковского всего-то три балета - "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик", вообще ничего "русского" не получается. Поэтому специально для англичан Бурмейстер поставил "четвертый балет Чайковского".
Это сейчас такая практика соединения в балетной партитуре различных сочинений одного или даже разных композиторов повсеместна. А в 1947 и 1961 годах это было абсолютно новаторское решение, советские балетмейстеры были пионерами в таком подходе, практически поспособствовав рождению нового балета Чайковского, который с тех пор завоевал популярность и с успехом идет на сцене.
Первая Снегурочка Валентина Данилович (фото с премьеры 1963 года, предоставлено пресс-службой МАМТа)
В 1963 году хореограф перенес свой балет на сцену возглавляемого им Музыкального театра. Причем партию Снегурочки Бурмейстер отдал мало кому известной в тот момент танцовщице Валентине Данилович. С тех пор в этом театре традиция: в главных партиях в этом балете можно увидеть как признанных звезд Музыкального театра, так и совсем молодых и даже начинающих артистов.
"Снегурочка" на музыку П.И. Чайковского. Снегурочка - Жанна Губанова @А.Клюшкина. Московской Академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. 2018
"Снегурочка" на музыку П.И. Чайковского. Снегурочка - Анастасия Лименько. @А.Клюшкина. Московской Академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. 2018
Ну и наконец в СССР, а потом и в России на тему сказки Островского было снято два мультфильма и два фильма, причем один фильм снимался там же, где в свое время Островский писал пьесу, и результатом стало создание специального парка "Берендеевка" в Костроме, о котором я напишу позже, в четвертой части.
В 1952 году режиссер-мультипликатор Иван Иванов-Вано снял для показа в кинотеатрах полнометражный рисованный мультипликационный фильм "Снегурочка". Мультфильм был основан на пьесе Островского, но в нем использовалась музыка из оперы Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца.
Click to view
В 1968 году режиссёр Павел Кадочников снял на Киностудии "Ленфильм" по пьесе А. Н. Островского полнометражный цветной художественный фильм-сказку "Снегурочка". Главную роль в этом фильме сыграла выпускница Щукинского театрального училища 22-летняя Евгения Филонова. Это была ее первая и фактически единственная роль в кино.
Click to view
Фильм снимали в именье Островского Щелыкове, где и была написана пьеса "Снегурочка". Местные жители играли в массовке, а после съемок декорации Берендеева царства разобрали и навсегда перевезли в Кострому.
В 1971 году режиссёром Юрием Цветковым по мотивам пьесы А. Н. Островского "Снегурочка" на киностудии "Беларусьфильм" был снят полнометражный цветной телевизионный художественный фильм-сказка "Весенняя сказка". Роль Снегурочки исполнила Наталия Богунова.
Click to view
В 2006 в проекте "Русская классика - детям" режиссёр Мария Муат создала на студии "Анимос" кукольный мультфильм "Снегурочка" по одноимённой пьесе А. Н. Островского. Он представляет собой максимально сжатое изложение классической пьесы
Click to view
В общем, если подытожить, то театральный костюм Снегурочки ну очень разнообразен, то он белый, то синий, то национальный, то зимний, то весенний, то вообще с цветами как летний какой. Может быть потому, что первоначальная сценическая сказка была весенней.
А вот фольклорный новогодний образ Снегурочки - внучки Деда Мороза очень зимний.
Но об этом в следующий раз.
Продолжение
О Снегурочке. Часть 3