Флаг Островского района Костромской области, где расположена бывшая усадьба А. Н. Островского Щелыково
Я в прошлом году писала про историю Санта Клауса и Деда Мороза, а в этом году решила продолжить историями о других сказочных персонажах. Новый год на носу, надо же решать, к кому в гости ехать. Первой будет Снегурочка, образ которой уж как только не менялся за последние полтора века.
При этом образ Снегурочки существует в нескольких ипостасях. Он родился из сказки о девочке, вылепленной из снега одинокими стариками. B XIX веке Снегурочкa получила популярность исключительно как сценический персонаж, а в XX веке она не только стала основным фольклорным персонажем новогодних праздников, но и продолжила и даже расширила жизнь на сцене, поэтому эти образы - сказочный, сценический и новогодний существуют как бы слегка параллельно, хотя и соприкасаются.
Поэтому чтобы разделить эти ипостаси или сущности Снегурочки, речь пойдет сначала отдельно о театральном образе на сцене, а потом уже об образе на новогодних ёлках, в кино и в мультфильмах. Ну и о Костромской Снегурочке конечно же тоже.
Снегурочка сейчас является одним из любимых персонажей в России, однако вплоть до XIX века это имя было малоизвестно и изредка упоминалось в сказках о престарелых дедушке и бабушке, которые вылепили себе внучку из снега, а она и ожила.
В 1860-e годы народные сказки о девочке-Снегурочке опубликовали два российских исследователя фольклора - В. И. Даль (в 1861 году) и А. Н. Афанасьев (в 1867)
В 1873 году драматург А. Н. Островский, пребывая в своем костромском имении Щелыково, под влиянием идей Афанасьева, написал "весеннюю сказку" о Снегурочке специально для Малого театра в Москве.
Г. Федотова - Снегурочка (“Снегурочка” А.Островского), 1873; первая исполнительница
В начале 1873 года Малый театр закрылся на капитальный ремонт. Все три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра. Понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. С предложением сочинить такой спектакль Дирекция обратилась к А. Н. Островскому. Музыку же по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории
И Островский выбрал новый для себя жанр сказки, в котором он раньше пьесы никогда не писал. Поскольку в первоначальной сказке "основным злодеем" выступала мощь и сила природы, которую людям не победить, то для придания пьесе более интересной интриги Островский сделал девочку Снегурочку молодой девушкой и создал два любовных треугольника .
На премьере дирижировал Н. Г. Рубинштейн. Участвовали знаменитые русские драматические актеры и певцы, хор и оркестр Большого театра. Большое место отводилось в спектакле всякому несусветному зверью и невиданным существам - эти роли исполняли представители балетного отделения московской труппы.
Пьеса не имела успеха у публики. Особенное ехидство критики вызвали несусветные существа из балета и их одеяние, газеты буквально соревновались в сарказме, рассказывая о них. Рецензенты хором критиковали и текст Островского, и саму постановку. Только издание Ф. М. Достоевского “Гражданин” опубликовало положительный отклик. В этой прижизненной авторской постановке «Снегурочка» была сыграна артистами Московской императорской труппы девять раз. После этого "провала" пьесу Островского довольно долго не ставили на сцене. Аж до 1891 года (в московском "Театре XIX века" спектакль прошел полностью всего шестнадцать раз).
Но на смену драматическому произведению пришла опера. В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков написал на основе пьесы "Снегурочка" оперу, которая имела громадный успех. Премьера состоялась 10 февраля 1882 года в Мариинском театре.
В.М. Васнецов Снегурочка и Лель Эскиз костюмов к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка" 1885-1886, акварель, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1883 году в России была отменена монополия императорских театров в столицах, после чего меценат Мамонтов незамедлительно организовал частную оперу, где в октябре 1885 года на сцене была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка". Сценические костюмы для нее выполнил знаменитый художник В.М. Васнецов, друг Мамонтова. В центре спектакля была Снегурочка - Н. В. Салина, только начинавшая свою сценическую деятельность (ей был в ту пору 21 год)
Слева: В.М. Васнецов Снегурочка Эскиз костюмов к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка" 1885г, акварель, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Справа: Снегурочка - Н. В. Салина. Мамонтовская частная опера. 1885.
Еще один запомнившийся оперный образ Снегурочки на сцене создала чета Врубелей - художник Михаил Александрович Врубель и его жена оперная певица Надежда Ивановна Забела - Врубель
Их личное знакомство произошло в 1898 году - благодаря приглашению Надежды Ивановны в Русскую частную оперу Мамонтова, возобновившую регулярные московские сезоны, но еще в 1890 году Врубель создал костюмы для оперы "Снегурочка", где партию Снегурочки исполняла как раз Надежда Ивановна Забела, и сохранилась ее фотография в этом костюме.
Слева - Н. И. Забела в роли Снегурочки.
Справа -Михаил Александрович Врубель. Снегурочка.1890 Эскиз для костюма в опере Н. Римского-Корсакова Снегурочка. Бумага, акварель, мелки. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Надежда Забела в роли Снегурочки (1890).
XX век приветствовал Снегурочку возобновлением постановки пьесы Островского сразу в трех театрах. В 1900 году к "Снегурочке" обратились Московская императорская труппа, Петербургская императорская труппа и частный Московский Художественный театр К. Станиславского.
Снегурочка - В. Ф. Комиссаржевская. Александринский театр Петербургская императорская труппа 1900 год
В целом у "Снегурочки" Островского не слишком щедрая сценическая судьба - и дело тут не в качестве пьесы, а в технической сложности: спектакль музыкальный, и ставить его с изначальной музыкой Чайковского без привлечения коллег-музыкантов было очень сложно, а привлечение музыкантов и балета делало постановку пьесы слишком дорогой. Это сейчас можно любую музыку включить и петь и танцевать под фанеру, а раньше такого не было. Хочешь музыку - приглашай целый оркестр.
Cнегурочка - Е.М. Мунт, Медведь - В.И. Рычагов. МХТ 1900 Художник В.А. Симов
Слева: Снегурочка А.Н. Островский, эскиз костюма. Художник В.А. Симов Музей МХАТ
Справа: Cнегурочка - Е.М. Мунт, Медведь - В.И. Рычагов. МХТ 1900 Художник В.А. Симов
Cнегурочка - М. Лилина, Мизгирь - А.Л. Вишневский МХТ, 1900. Художник В.А. Симов
В 1900 году для снижения стоимости постановки все три труппы напрочь отбросили феерическую часть, то есть несусветное зверье с балетом, сохранив лишь драматическую сюжетную канву. И пьеса сразу выиграла.
Новый театр (Московская императорская труппа) Купава - М.П. Юдина, Лель - Е.Д. Турчанинова, Снегурочка - Е.М. Садовская. 1900.
После этого успеха пьесу Островского в урезанном варианте без балета стали ставить регулярно. И опера тоже не выходила из репертуара.
Антонина Васильевна Нежданова - Снегурочка ("Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова) Большой театр 1907 год
Антонина Васильевна Нежданова - Снегурочка ("Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова) Большой театр 1907 год
В 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих, участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.
Н.К. Рерих. Снегурочка. Эскиз костюма к пьесе "Снегурочка". 1912 Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
В 1917 году костюмами для оперы порадовал Константин Коровин.
Коровин К.А. Эскиз костюмов к опере "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова: Снегурочка, Купава, Бобылиха. Мариинский театр. 1917. Постановка В. Э. Мейерхольда. Из коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства
Костюм Снегурочки к одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова По эскизу Коровина К.А. Мариинский театр. 1917. Постановка В.Э.Мейерхольда. Из коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства
А еще до революции в 1914 году по сказке и сюжету Островского был снят первый кинофильм под названием "Снегурочка"
"Снегурочка", режиссер Владислав Александрович Старевич 1914
Кроме того, есть фотографии еще вот таких дореволюционных костюмов для "Снегурочки", однако, кто художники, неизвестно.
Эмилия Федоровна Боброва-Пфейфер в роли Снегурочки в одноименной опере.
Слева: В роли Снегурочки актриса Лебедева. Фото 1917 г.
Справа: Иллюстрация "Снегурочка" стр. 472 из книги "The Victrola book of the opera : stories of one hundred and twenty operas with seven-hundred illustrations and descriptions of twelve-hundred Victor opera records", 1917, из Harold B. Lee Library, США
А в конце 1917 года, как известно, случилась Великая Октябрьская Социалистическая Революция, потом Гражданская война, потом тяжелый труд по выходу из последствий войны.
В общем, мир кардинально изменился, повлияв и на судьбу Снегурочки тоже. Но об этом в следующий раз
Продолжение
О Снегурочке. Часть 2.