Коллекции Российского Этнографического музея

Oct 09, 2018 23:00


Помимо театрального еще одним из явно недооцененных питерских музеев, не входящих в список "обязательных мест для посещения" туристами, является Российский этнографический музей, один из крупнейших этнографических музеев мира, где представлены и хранятся экспонаты по 158 народам и этнографическим группам России и сопредельных стран, которые комплексно представляют их культуру и быт, особенности хозяйственной деятельности, ремесел и промыслов, народной архитектуры, домашнего быта и обрядовой практики.


Российский Этнографический музей. Зал "Северо-западные народы"

http://www.ethnomuseum.ru/


Понимание того, что культуру и быт собственного народа необходимо изучать, пришло в умы российской интеллигенции еще в начале XIX века и было связано с ростом национального самосознания в связи с победой над Наполеоном, а позднее с идеями  славянофильства.
Первый проект национального музея с включением туда этнографических коллекций был представлен российскому обществу еще в 1817 году.
Однако осуществлен такой проект был только в конце XIX века, в апреле 1895 года, когда был официально учрежден Русский музей императора Александра III.

В январе 1902 года в составе Русского музея был организован Этнографический отдел, и именно этот год считается основанием музея. В 1913 году для коллекций отдела построили специальное здание.

Для широкой публики этот отдел открыли только при советской власти в 1923 году, a в 1934 году отдел преобразовали в самостоятельный Государственный музей этнографии.



Здание музея в стиле русского неоклассицизма было специально построено для музейных целей по проекту архитектора В.Ф. Свиньина. В центре музея расположен огромный Мраморный зал, облицованный розовым карельским мрамором, периметр которого опоясывает горельеф, изображающий народы России. А по обеим сторонам этого зала на двух этажах расположены постоянные экспозиции и временные выставки, на которых показывают вещи из запасников, для которых места просто нет, слишком уж коллекция в музее большая.



И построено это здание стенка в стенку с Михайловским дворцом, где расположен Русский музей.  Возможно, именно из-за этого публики там обычно не особо и много. Люди идут в Русский музей, там есть свои несколько залов с русским прикладным искусством и парой витрин с кокошниками и прочими головными уборами, и народу даже не приходит в голову, что, если выйти на улицу и пройти до следующего здания, то можно войти совсем в другой музей со своей собственной огромной и интереснейшей коллекцией.

И вообще, если спросить какого-нибудь  петербуржца, где в городе находится этнографический музей, петербуржец скорей всего ткнет пальцем в здание Кунсткамеры, где расположен Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (и где обычно стоят очереди и в залах к некоторым витринам не протолкнуться).

Я даже не знаю, стоит ли по этому поводу смеяться или плакать, но это был самый первый музей России, учреждённый Петром Первым аж в 1714 году. И разделы этого музея называются: Северная Америка, Япония, Африка, Китай и Монголия, Индия и Индонезия, Австралия и Океания.

И только в 1934 году появился самостоятельный российский этнографический музей с разделами: отдел этнографии русского народа; Белоруссии, Украины, Молдавии;  народов Северо-Запада и Прибалтики; народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана; народов Поволжья и Приуралья; Сибири и Дальнего Востока и даже евреев-ашкенази.

1714 и 1934. Всего 220 лет прошло…

Поскольку коллекций в музее очень много разных, этот пост будет только о русском разделе, а об остальном я напишу позже.

Русской культуре в музее посвящено 5 залов на первом этаже с левой стороны от Мраморного зала, один из этих пяти чисто с витринами одежды, а остальные рассказывают о быте и ремеслах.

Если как следует рассмотреть именно одежду, то окажется, что вышивки в русской одежде не так уж и много, она обычно всегда присутствует на праздничных нарядах, в первую очередь свадебных, а вот повседневная одежда, даже самая что ни на есть рабочая - почти вся цветастая. Цветы везде и повсеместно, даже на самом темном фоне, даже мелкие и малозаметные, даже если просто платочек.

Так что давайте вместе рассмотрим одежду в цветочек, в которую наряжались наши предки.


Российский Этнографический музей. Русский отдел. Игры ряженых на Святках.



Один из костюмов поближе, где видны цветочки на юбке, жакете и платке



Русский отдел. Сцена "Жатва"



Поближе розовый платок с мелкими цветами и накидка на колыбель тоже с очень мелкими цветами на темно-синем фоне



Русский отдел. Сцена "Обработка льна"

У женщины в центре мелкие цветы и на сером фоне и на синем. Слева синяя юбка с мелкими цветами. Справа красная юбка в мелкую клетку, а цветы у женщины только на платке.






Русский отдел. Сцена "Набойно-красильная мастерская"






Все висящие ткани  имеют какие-то цветы или листья в орнаменте.



Российский Этнографический музей. Русский отдел. Экспозиция "Русский традиционный костюм"



Российский Этнографический музей. Русский отдел. Экспозиция "Приданое невесты. Олонецкая и Вологодская губернии"




Российский Этнографический музей. Русский отдел.
Слева: Замужняя крестьянка Воронежской губернии, 1 четверть XIX века
Справа: Замужняя казачка, Уральское казачество, 2 половина XIX века



Головной убор поближе



Российский Этнографический музей. Русский отдел. Экспозиция "Русский традиционный костюм"



Российский Этнографический музей. Русский отдел. Экспозиция "Русский традиционный костюм"



Российский Этнографический музей. Русский отдел. Экспозиция "Русский традиционный костюм"

Платочки и цветочки поближе, в залах довольно темно, да еще и за стеклом у непрофессионального фотографа типа меня цвет плохо получается, но идея, надеюсь, понятна.
















Как видим, цветы цветами, но при этом никакой цыганщины, какую сейчас в виде стиля а-ля-рус через инфлюенсеров типа Киркорова в России пытаются распространять итальянские дизайнеры и модельеры.

Кстати, у меня еще в 80-е годы были похожие юбки с цветочками и листочками, их тогда шили из собственных тканей на собственном сырье и в магазинах продавали.

А сейчас, мне кажется, если такое надеть (и это если вообще удастся найти), набегут критиканы  и расскажут, что это все занавески, а не одежда.

Правильно думаю или ошибаюсь?

Как вы думаете, можно и нужно шить сейчас одежду из таких "традиционных" тканей или это уже вчерашний день и в наше время пойдет только на шторы и портьеры, а то и вообще постельное белье?

костюм, Россия, этномода

Previous post Next post
Up