«Разрушители легенд» пойманы на жульничестве
Оригинал взят у
bigphils в
«Разрушители легенд» пойманы на жульничестве Снимок спускающегося по лестнице астронавта Аполлона-11 Олдрина анализируют два профессиональных кинооператора Юрий Елхов и Леонид Коновалов. Оригинал статьи размещён на вебсайте одного из участников эксперимента Леонида Коновалова
Американцы не были на Луне - фотографии фальшивые Английский перевод статьи:
MythBusters Exposed Испанский перевод с английского варианта
Rusos Prueban Que La Foto Del Descenso En La Luna Es .... Falsa! «Разрушители легенд» пойманы на жульничестве
Была ли высадка американских астронавтов на Луне мистификацией? Не сфабриковала ли НАСА посадку "Аполлона" на Луну? Сделал ли Нил Армстронг свои первые шаги просто в студии?
Этими вопросами задались "Разрушители мифов" в 104 серии и попробовали доказать, что американцы на Луне были. В частности, в одном из эпизодов проверяется фотография НАСА "Астронавт в тени лунного модуля".
Скептики говорят, что здесь слишком много света. Вы отлично видите астронавта, хотя он находится в тени лунного модуля. На Луне только один источник света - это Солнце. Скептики говорят, что там есть другой источник света, который делает астронавта таким высвеченным. Может ли солнечный свет, отраженный от лунного грунта высветить астронавта до такой степени?
Для проверки этого утверждения "разрушители мифов" воссоздали в павильоне условия съемки, близкие к Луне - один источник света и грунт, который отражает 7-8% света. И фигурка астронавта в тени. В общем, как вы догадываетесь, "разрушители мифов" пришли к выводу, что отраженного света от поверхности Луны вполне достаточно, чтобы получить подобный снимок.
Но когда за проверку такого утверждения взялись два кинооператора - Юрий Елхов и Леонид Коновалов - и воспроизвели в павильоне условия съемки "как на Луне", они получили совсем иной результат - астронавт в тени получился очень темным, не таким, как он выглядит на снимке НАСА. Более того, выяснилось, что "разрушители мифов" прибегли к фальсификации. Вначале они тоже получили отрицательный результат, но потом сфальсифицировали условия съемок, и всё пересняли.
Итак, вначале - эпизод из передачи "Разрушители мифов" (серия 104).
Click to view
Два кинооператора - Юрий Елхов и Леонид Коновалов решили повторить эксперимент "Разрушителей мифов" - проверить, может ли свет, отраженный от лунной поверхности так ярко осветить астронавта, как на известной фотографии НАСА.
Вначале, чтобы сымитировать лунный реголит, были выбраны фактуры с различными коэффициентами отражения.
Эталонная серая шкала отражает диффузно 18% света.
Есть на Луне светлые участки, которые называются материками, там альбедо лунной поверхности 12-13%, а есть и темные участки - так называемые "моря".
По легенде, астронавты Аполлона-11 высадились в Море Спокойствия, где альбедо составляет 7-8%.
Грунт в ведре примерно соответствует коэффициенту отражения лунного реголита, он в 2 раза темнее эталонной серой шкалы.
"Реголитом" посыпается поверхность.
Стены павильона завешиваются черным бархатом.
Здесь пока работает несколько источников света, включая лампы верхнего света под потолком.
Под потолком ещё горит верхний свет люминесцентных ламп.
В "правильное" положение, лесенкой в тень, устанавливается макет лунного модуля. Верхний свет ещё не выключен.
А вот теперь весь верхний свет выключен, остался единственный источник, который имитирует свет Солнца. При таком освещении астронавт выглядит вот так:
Этот снимок можно искусственно "высветлить" в редакторе. Попробуем это сделать, но так, чтобы ещё не исчезла фактура "реголита":
Согласно данным НАСА, снимок астронавта в тени лунного модуля был сделан на широкую обращаемую фотопленку Кодак (светочувствительностью 160 единиц) среднеформатным фотоаппаратом Хассельблад.
Возьмем и мы, средеформатную фотокамеру, практически такой же конструкции, что и Хассельблад, и сделаем снимок на обращаемую фотопленку Кодак со светочувствительностью 100 единиц.
Вот сама камера со съемной кассетой.
Чтобы близко расположенное лицо фотографа и его одежда не работали дополнительным источником света, выдадим фотографу черные перчатки и черный халат (хоть они и отражают 3-4% света)... Но как иначе сфотографировать?
И вот слайдовый снимок готов:
Рассмотрим поподробнее этот снимок:
Мы видим, что "сапоги" фигурки астронавта полностью утонули в темноте. На такую низкую точку неоткуда падать свету. Верхняя часть шлема тоже покрыта темнотой. Шлем не может быть ничем освещен сверху.
На ранце жизнеобеспечения и на ногах видим рефлекс - отраженный свет от освещенной сзади него "лунной" поверхности.
А теперь - ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ!
Попробуем выровнять горизонт на "лунном" снимке НАСА.
Теперь совсем непонятно, что делает астронавт: спускается по лестнице или поднимается? Почему он наклонен под 45 градусов? Разве можно таким образом спуститься по лестнице? Может он просто долго позирует для фотографа и утомился в ожидании, вот и прилег на лестницу, упершись в нее коленями?
Откуда на снимке НАСА появилось столько много света? Ответ на этот вопрос дает это видео, всего на полминуты (смотреть лучше в высоком качестве).
Click to view
И две фотографии для сравнения - астронавт в тени лунного модуля при одном источнике света и кадр, когда фигурка астронавта дополнительно подсвечивается от камеры мощным источником рассеянного света.
Вывод однозначный: фотография НАСА - фальшивка. Съемка производилась не на Луне, а в павильоне с очень сильной подсветкой от камеры.
Об участниках эксперимента:
Юрий Александрович Елхов родился 7 декабря 1940 года в Москве. Советский, белорусский, российский кинооператор и кинорежиссёр, белорусский сценарист, актёр и продюсер. В 1970 закончил ВГИК, снял 28 картин, среди них такие, как «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Братья Рико», «Культпоход в театр», «Наш бронепоезд», «Супермен», «Сын за отца» и другие. Все эти фильмы - знаковые и вошли в сокровищницу советского и мирового кино. Член Союза кинематографистов России, Союза кинематографистов Беларуси и гильдии кинооператоров России. Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь и лауреат Государственной премии Республики Беларусь. Живёт и работает в Минске.
Леонид Коновалов окончил операторский факультет ВГИК, обучался в аспирантуре НИКФИ. В качестве оператора-постановщика снял несколько полнометражных фильмов, работал на нескольких сериалах («Козлёнок в молоке», «Кобра. Обратный отсчёт», «Застава»). Фильм «Беловы» был удостоен Государственной премии за 1994 год, фильм «Юноша из морских глубин» попал в номинацию «Лучшая операторская работа» на фестивале «Зелёное яблоко» в 1995 году. В 1988-93 гг. на кинофабрике «Свема» разработал технологию изготовления и написал рецептуру плёнок с нестандартной цветопередачей - «Ретро» и ДС-50. Эти киноплёнки использовались на разных киностудиях («Ленфильм», ст. им. Горького, Туркменфильм, Эстонский радиотелецентр, ст. им. Довженко, ВГИК) при производстве 14 картин.
В журнале «Техника кино и телевидения» опубликовал 7 статей на научно-технические темы. Написал книгу «Как разобраться в киноплёнках», издана в 1997 году.
Основное место работы - кафедра кинотелетехники операторского факультета ВГИК, ведёт дисциплины «Кинофотопроцессы и материалы» и «Цветоведение», на режиссёрском факультете - «Теория и практика монтажа». Является доцентом.
Ещё на тему разоблачения фальсификаций «Разрушителей легенд» читайте:
http://slavikap.livejournal.com/4615598.html