Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея. Часть IV

Nov 05, 2013 10:00

Георгий Евгеньевич ФОМИН,
ветеран космонавтики России,
Почетный работник ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»

Глава 10. Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея

Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея. Часть I: http://seleste-rusa.livejournal.com/715853.html
Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея. Часть II: http://seleste-rusa.livejournal.com/718978.html
Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея. Часть III: http://seleste-rusa.livejournal.com/721952.html



Дмитрий Ильич Козлов распорядился примерно таким образом.

Руководство работами по ракете-носителю Н-1 и разгонному блоку «Г» он взял на себя.

Дмитрий Ильич, как руководитель, отличался тем, что всецело доверял своим заместителям, своим помощникам, и, не боясь, поручал им функции, формально выше их должностных полномочий. Иными словами, он смело делегировал своим заместителям права и обязанности главного конструктора по определенным направлениям.

Какие же структурные преобразования провел Д.И.Козлов в Филиале № 3 ОКБ-1 в связи с работами по теме Н-1, и как распределил ответственность между своими заместителями по другим темам.

В структуре Филиала было образовано самостоятельный конструкторский куст исключительно по тематике Н-1. Начальником куста в ранге заместителя главного конструктора был назначен Борис Георгиевич Пензин. Одновременно из «старого» конструкторского куста был сформирован новый отдел конструкторский по ракетам-носителям семейства Р-7, в который вошли специалисты по каркасным конструкциям, бакам, арматуре, монтажам арматуры и других элементов пневмогидросистемы, БКС, всем монтажам БКС и приборов, прочности. Словом был организован единый конструкторский отдел, начальником которого стал Анатолий Николаевич Богомолов. Этот отдел из состава конструкторского куста перевели в проектный куст и подчинили Г.Е.Фомину.


Также было образовано конструкторское бюро с дислокацией его непосредственно на космодроме Байконур. Начальником этого бюро был назначен Валентин Александрович Рясный, ранее работавший ведущим конструктором по ракетам-носителям «Восток» (8А92) и «Восход» (11А57) и по своим обязанностям хорошо освоивший полигонные работы. В состав этого бюро Д.И.Козлов и В.А.Рясный набрали лучших специалистов из всех подразделений Филиала № 3, и маленько со стороны - с нашего завода, с авиационного и даже из рядом работавшего Филиала ОКБ А.Н.Туполева. Сам В.А.Рясный получил на Байконуре хорошую квартиру и переехал (конечно, временно) жить туда с семьей. Основные задачи конструкторского куста В.А.Рясного - сопровождение окончательной сборки блоков ракеты и ракеты в целом и участие в электропневмоиспытаниях ракеты на техническом и стартовом комплексах.

Руководство службой ведущих конструкторов Д.И.Козлов возложил на Михаила Кирилловича Голубева. М.К.Голубев длительное время работал главным инженером Завода № 1 (завода «Прогресс»), принимал непосредственное участие в организации работ по постановке серийного изготовления МБР Р-7 и Р-7А на заводе, затем работал на высокой должности в Куйбышевском Совнархозе. М.К.Голубев был назначен заместителем главного конструктора Филиала № 3 и руководителем службы ведущих конструкторов по теме Н-1. Такой высокий ранг для руководителя службы ведущих конструкторов был беспрецендентен даже для структуры головного ОКБ-1, и подчеркивал, какое важное значение и одновременно доверие к службе оказывает Д.И.Козлов. М.К.Голубев пользовался огромным авторитетом среди сотрудников Филиала № 3 ОКБ-1, завода «Прогресс» и всех заводов Куйбышева и Сызрани, привлеченных к работе по теме Н-1. Он заслужил этот авторитет. В течение нескольких лет моя семья жила на одной площадке в подъезде № 2 дома № 1 по проспекту Ленина. Жильцы нашего дома, в том числе моя семья, с большим уважением относились к Михаилу Кирилловичу и его супруге. И в быту, и на работе М.К.Голубев был тем, кому хочется подражать, был хорошим человеком.

Служба ведущих конструкторов, как паутиной, окутывала все заводы Куйбышева и Сызрани, где велось изготовление составных частей ракеты Н-1. На каждый завод был назначен конкретный человек из Филиала № 3 ОКБ-1 в ранге ведущего конструктора. Со всеми заводами М.К.Голубевым и его ведущими конструкторами были разработаны, согласованы и утверждены Д.И.Козловым и соответствующими директорами заводов положения о взаимодействии, правах и обязанностях сторон. Ведущие конструкторы Филиала № 3 ОКБ-1 согласно этим положениям являлись полномочными представителями главного конструктора и пользовались большими полномочиями для осуществления возложенных на них задач. Но и ответственность за порученное дело у них была высока и соответствовала их правам, полномочиям и обязанностям.

Первым заместителем Д.И.Козлова был Александр Михайлович Солдатенков. На него Д.И.Козлов возложил в полном объеме все работы по проведению летно-конструкторских испытания по МБР Р-9 и Р-9А, по курированию производства этих МБР, а также МБР Р-7 и Р-7А, ракетам-носителям «Восток-2». «Восход», техническое руководство на полигонах по запускам МБР и ракет-носителей, в том числе и по пилотируемым запускам.

Отдельным приказом без проведения структурных преобразований в кустах Г.Е.Фомина, Ю.В.Яременко и А.Н.Меркулова Д.И. Козлов поручил общее руководство разработкой космических аппаратов нового поколения типа «Янтарь» на заместителя главного конструктора Г.Е.Фомина, то есть на меня, и предоставил соответствующие права. Я не был по должности выше Ю.В.Яременко и А.Н.Меркулова, но признавался ими, как старший среди равных. Кроме того, курирование проектных работ по теме Н-1, также было поручено основным подразделениям проектного куста Г.Е.Фомина.

Д.И.Козлов со всей ответственностью и увлеченно вгрызался (и вгрызся) в работы по Н-1. Большую часть своего рабочего времени он проводил в командировках на Байконуре, в Москве, а, когда был дома, часто
находился у Н.Д.Кузнецова в ОКБ или на «Химзаводе в Винтае. Если же был на своем рабочем месте, то работал до 9-10 часов вечера. В таком же режиме работали его заместители и почти все начальники отделов, секторов. Групп, да и многие рядовые проектанты, конструкторы, испытатели. И не жаловались.

А.М.Солдатенков тоже не вылезал из командировок. Пуски следовали один за другим - то МБР Р-9 по программе летных испытаний, то МБР Р-7, Р-7А по программе контрольных отстрелов, то запуски космических аппаратов «Зенит», а то - и самое ответственное - запуски пилотируемые. Техническим руководителем пилотируемых запусков А.М.Солдатенков стал с момента использования ракет-носителей 11А57 («Восход») для запуска одноименных многоместных кораблей («Восход-1», В.М.Комаров, К.П.Феоктистов. Б.Б.Егоров и «Восход-2», П.И.Беляев, А.А.Леонов).

В связи с тем, что Д.И.Козлов и А.М.Солдатенков очень много времени были в командировках, мне часто приходилось исполнять обязанности начальника и главного конструктора Филиала № 3 ОКБ-1.

Завод «Прогресс» организовал на космодроме Байконур Филиал, который пережил Н-1, пережил «Энергию-Буран» и успешно работает до сих пор, отправляя в космос самарские ракеты-носители с космонавтами и астронавтами на борту, с грузами для Международной космической станции, с российскими и зарубежными автоматическим космическим аппаратами различного назначения собственной разработки и разработки других головных КБ России, СЩА, Европы, Израиля и иных стран мира.

Одним из первых руководителей Филиала завода «Прогресс» на Байконуре был Леонид Иванович Котенев, при котором сложились деловые взаимоотношения между производственниками и конструкторами, между производственниками и военными и которые стали доброй традицией. Эти традиции свято поддерживались и поддерживаются на всем протяжение работ и после закрытия темы Н-1.

Мне тоже приходилось бывать на Байконуре по тематике Н-1, в частности я участвовал при подготовке к запускам второго и третьего ракетно-космических комплексов «Н-1-Л-3», видел, как они поднимались и падали, и вместе со всеми переживал горечь утраты колоссального труда и напряжения десятков тысяч людей, создававших этот комплекс на сотнях заводах, КБ, НИИ, многих военных организаций большой страны.

Продолжение: Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея. Часть V: http://seleste-rusa.livejournal.com/732105.html

СГАУ, КуАИ-СГАУ, РКК Энергия, ЦНИИМаш, ЦСКБ, ЦСКБ-Прогресс, история, Роскосмос, Фомин Г. Е., Н1-Л3, Куйбышев, космонавтика

Previous post Next post
Up