Елизаветинский экспресс или "жить стало лучше" по-британски

Dec 02, 2015 16:45

image Click to view


Рекламный фильм кинокомпании BFI, посвященный "Елизаветинскому экспрессу", снятый в 1954 году.
Если вам послышалась в словах ведущего рифма, то вы не ошиблись. Действительно, в фильме звучат стихи британского поэта Пола Де Со, написанные специально для фильма

Великобритания потеряла во Второй Мировой войне сравнительно немного своих граждан - 400 тысяч человек. Сравнительно немного по сравнению с другими странами-союзниками, в первую очередь Советским Союзом и Китаем, также сравнительно немного по сравнению с Первой Мировой, во время которой погибло в два раза больше поданных Соединенного Королевства, однако экономические и, вызванные в том числе и ими политические потери страны, находившейся в состоянии войны без одного дня шесть лет были по настоящему катастрофическими. Если из Первой Мировой войны Великобритания вышла с увеличившимся золотым запасом и возможностью сунуть руку в безбрежный карма Индии, полный серебра , то из Второй Мировой Великобритания вышла без Индии, Бирмы, с трехмиллиардным (в фунтах !) внешним долгом и армией, которую еще не сразу удалось демобилизовать - до 1949 года, например, шла война в Индонезии, некоторое время продолжались конфликты в Бирме и Малайе, а не успели прекратиться они, как началась Корейская война.


В результате, экономическое положение страны после окончания войны не улучшилось, а даже ухудшилось ! Поминая послевоенный экономический кризис начала 20х, лейбористское правительство Клемента Эттли организовало массовое затягивание поясов всем населением метрополии. В то время, как повсюду в Европе (и в СССР в том числе) нормированное распределение товаров и продовольствия отменялось, в Великобритании оно, наборот, вводилось. В июле 1946 года были введены карточки на хлеб, в ноябре 1947 на картофель, Нормы отпуска других продуктов сокращались. В 1948 году были заморожены заработные платы, в 1949 отменили бесплатные школьные завтраки и бесплатный проезд школьников в общественном транспорте. Эти драконовские меры довольно быстро (для капиталистического общества) начали давать плоды - в 1948 году удалось довести индекс промышленного производства до довоенного. Великобритания выезжала на том же, на чем выехала после Первой Мировой - она стала лидером по производству хайт-тека - радиоэлектронной техники, в том числе компьютеров, в первые послевоенные годы 2/3 всех европейских автомобилей выпускалось на Туманном Альбионе, в стране развернулось производство современных пассажирских авиалайнеров, в 1949 в воздух поднялся первый серийный реактивный авиалайнер De Haviland Comet и в том же году самый большой из когда либо построенных (на тот момент) пассажирский самолет Bristol Brabazon.



Три (ровно половина уцелевших) LNER A4  в Южной Африке. 2003 год.

Эттли был великим премьером. Именно его, а не Уинстона Черчилля назвала в свое время Маргарет Тетчер лучшим британским премьером XX века и он понимал, что нужно что то, что могло бы поднять настроение населению страны, показать ему то, что ситуация несмотря на все сложности, меняется к лучшему. Товарищ Сталин в конце 30х приказал передать несколько "правительственных" лимузинов ЗиС-101 в распоряжении московского такси, чтобы каждый москвич мог почувствовать себя наркомом, а вот Эттли пошел по другому пути.

В конце 1949 года от платформы знаменитого лондонского вокзала Кингс Кросс отошел именной пассажирский поезд Capitals Limited. Влекомый стримлайновым локомотивом LNER A4, одним из самых быстрых локомотивов в истории (макс. скорость 203 км/ч, максимальная эксплуатационная 140 км/ч), этот поезд совершал рейсы по маршруту Лондон-Абердин, останавливаясь только в Эдинбурге. Запуск это поезда (как и нескольких других "именных" поездов в то время) был настоящим подвигом британских железнодорожников, ведь и пути и подвижный состав был чудовищно изношены за годы войны, когда не хватало персонала и не было возможности закупать новые паравозы и вагоны. Те же стримлайнеры имели минимальный срок эксплуатации свыше 10 лет.

В конце 1952 года было решено превратить его в безостановочный между Лондоном и Эдинбургом и сделать его только летним, поэтому в 1953 году движение возобновилось 23 июня, при этом поезд был переименован в Elizbethian Express (Елизаветинский экспресс) в честь коронации Елизаветы Второй 2 июня 1953 года, и закончилось 8 сентября. Кстати, причиной перехода на сезонный режим стало и то, что в начале 50х в Англии было несколько очень снежных зим подряд. И говоря "снежные", я имею в виду именно снежные, а не "относительно снежные". В северных районах Англии высота сугробов достигала нескольких метров. Понятно, что в таких условиях ни о каких скоростных пассажирских перевозках речь не могла идти в принципе.

"Елизаветинский экспресс" стал самым длинным безостановочным маршрутом в мире. Поезда преодолевали 393 мили (632 километра) за 6 часов 45 минут, но затем перед железнодорожниками была поставлена задача провести поезд со скоростью больше чем миля в минуту и время в пути сократилось до 6 часов 30 минут (390 минут). Паровозы LNER A4 были модернизированы для того, чтобы пройти этот маршрут без остаовок: в угольном бункере был сделан коридор, чтобы бригады могли меняться не останавливая паровоз, а емкость водяного бака была увеличена с 23 до 50 тонн. Однако, паровозы постепенно изнашивались в 1962 году были заменены на пары тепловозов Deltic. В том же году все LNER A4 были сняты с эксплуатации. Сейчас осталось шесть из 35 выпущенных локомотивоов.

история, железные дороги

Previous post Next post
Up