Белуха 2016. Верхнее озеро, часовня в память о погибших альпинистах и неводома зверушка с крыльями

Aug 26, 2016 12:56

Вообще-то мы хотели на ледник. Даже очень. Но поначитавшись форумов, я обнаружила, что с этим могут быть проблемы со стороны пограничников: нужно делать разрешение на доступ в пятикилометровую зону, а погранцы буквально сидят в засаде у часовни и заворачивают назад нарушителей, которые, вполне возможно, решили сбежать в Казахстан именно через вершину Белухи. Делать разрешение было уже поздно, и мы решили, что поднимемся до часовни на Верхнем озере, а там видно будет.

Усугубилось всё тем, что днём ранее нас по одному начал косить некий (вероятно) вирус, и мы были уже не столь бодры и веселы, как хотелось бы. В общем, поднявшись до часовни, мы поняли, что дальше никуда не пойдём, увы.

Теперь о пограничниках. Пограничники живут возле базы МЧС и жизнью туристов без рюкзаков интересуются слабо, то есть вообще никак. При нас остановили поговорить они только одну группу, гружёную по полной программе, так что путь на ледник тем, кто только посмотреть, мне кажется, открыт. По крайней мере на часовне точно никто нас не караулил. И раз уж зашла речь о погранцах: ходят слухи, что периодически они сдают нормативы по бегу, добегая за световой день от Тюнгура до своей базы (2.5-3 дня пути для груженого туриста). Наша служба и опасна и трудна, да.

День 4. Аккемское озеро, радиальный выход к Верхнему Аккемскому озеру, ок. 4,1*2 км пешком

Ночью шёл дождь, а утро выдалось сереньким и прохладным. Вид из лагеря говорил, что на Белухе сейчас довольно уныло.

И всё же мы взяли с собой дождевики и обед и потопали, как водится, вперёд и вверх.

Дошли до "бочек" - здесь живут спасатели.

Стена Белухи отражается в озере.

А само озеро распадается на множество проток и отмелей.

И везде множество палаток. Здесь, конечно, попривольнее, чем у нас на реке, но зато постоянно дует холодный ветер с гор.

Из долины Семи озёр падает ручей Ак-Оюк, завтра мы пойдём туда (но не по водопаду, конечно).

Появляются моренные валы, первый обходим по краю, остальные уже надо брать в лоб.

Аккем, громкий, бурный и неудержимый.

И качающийся мостик из моих ночных кошмаров. Ох, до чего же моя голова не любит всевозможные вибрации! Еле переползла.

Какое-то время скакали по огромным камням, сойдя с основной тропы, Янка была в восторге, конечно, она же у нас "специалист по камням", а меня чуть тепловой удар не хватил: солнышко выглянуло, а я в флиске. Появилась на горизонте часовня: кажется, что близко, но впереди еще крутая тропа и множество камней и расселин.

Между моренами попадались чудные пляжики с серебряным песком. Почему-то я решила, что это кварцевый песок, но если нет, то всё равно он волшебный, и руки после него тоже остаются серебряными.

По пути встречали много людей с рюкзаками, кто-то идёт на ледник, кто-то на озеро Горных духов. Школьники наши тоже снова объявились. И вот, пришли - Верхнее Аккемское озеро, которое бывает озером не каждый сезон и не каждый год. Сейчас воды мало.

Привал!

Часовня святого Архангела Михаила у подножия горы Белухи - самая высокогорная часовня в России. Построена она по инициативе сотрудников поисково-спасательной службы МЧС по Республике Алтай и членов Туристско-спортивного союза Республики Алтай. Посвящена памяти туристов и путешественников, погибших в горах. Цель создания церкви - сохранение памяти о людях, оставшихся в горах навсегда. Богослужения в часовне проводит раз в год настоятель Свято-Духовской церкви села Майма протоиерей Георгий, который в прошлом был заядлым альпинистом. Часовня построена на пожертвования туристов, родственников погибших в горах альпинистов и просто неравнодушных людей со всей России и ближнего зарубежья. Сам процесс строительства этого культового объекта стал уже местной достопримечательностью и примером христианского служения.

А вокруг красота и благодать, только вот солнце печет нестерпимо, пришлось сначала снова забраться в кофту, а потом и вовсе спрятаться в тень за часовней. Нижнее озеро, бочки и метеостанция как на ладони.

А ледник как будто даже отдалился.

Устроили обед. Янка отобрала сухари и сосредоточенно их хомячит.

А я пошла внутрь. Такое красивое спокойное место, люди пишут записки за здравие, ставят свечи. И висит объявление, чтобы не забывали их гасить. Свечей и спичек большие коробки, чтобы на год хватило.

Люди оставляют там цепочки, четки, бусы, конфетки - я не очень понимаю, зачем это.

И главное - книга памяти с фотографиями погибших на Белухе: есть там и альпинисты и спасатели - Белуха сурова.

Потом ко мне присоединилась Янка и взялась читать книгу памяти вслух, одни только имена, так интересно это звучало в почти полной тишине: Андрей... Евгений... Владимир...

И путь назад, назад всегда легче, сразу видятся пропущенные повороты хорошей тропы, так что по морене скакали значительно меньше, что Яна не очень одобрила. На мостике я снова дрожала коленками, но перешла, ну а этот, через Ак-Оюк вообще не пугает.

А на озере вдруг обнаружили интересную зверушку: издали казалось, что цапля, но нет, лапы утиные)

Оборачиваемся: вовремя ушли, у часовни помрачнело.

А у нас жара.

Справа что-то про "ищи в горах духа святого", каждый здесь ищет что-то своё. Не знаю вот только, что ищут те, кто среди красивых ленточек вешает свои серые лифчики.

Входишь в долину с бочками - и сразу ледяной ветер)

Решила было, что это эдельвейсы, но нет, ошиблась.

Яна же снова нашла серебряный песок и была весьма довольна.

Долина Ярлу залита солнечным светом.

А позади небо прорвало дождём.

Вскоре, однако, небо снова очистилось, а у нас потянулся очередной вечер с камнями. Вообще, Яна у нас, конечно, вечерами страдала: при её любви к печатному слову оставить "Пеппи Длинныйчулок" в машине было преступлением! Поэтому она хваталась за последнюю соломинку: напечатанное мною меню - и перечитывала его вслух раз 20 за день)) Я уж думала было проникнуть на метеостанцию и спереть какой-нибудь журнал наблюдений за погодой, раз Янке всё равно, что читать, но от дословного заучивания "гречка - рис - пшёнка - пряники - сгущёнка - чай" нас спасли камни.

Во-первых, Яна построила пирамиду.

Каждая щель должна быть заполнена камешком по размеру!

Во-вторых, в кармане куртки вдруг обнаружилась неучтённая поняшенька! И Яна тут же взялась за строительство амбара.

Потом вокруг амбара построилась игровая площадка: горка, бассейн и батут.

В-третьих, мы нашли "качели")) Ну то есть камень с полукруглым основанием, на котором можно было прикольно балансировать. В общем, тяжелое детство, каменные игрушки))

А я мозоли проветривала в это время, мне тоже почитать нечего было: книги в походе - роскошь, хотя соседи вот читали.

Ну ладно, расскажу ещё и про нашу соседку здесь. Было ей лет 70 на вид, а сколько в душе - сказать трудно) Во-первых, её забросили сюда на вертолёте, поэтому она ни в чём себе не отказывала, и у неё был вырыт в земле холодильник со свежей морковочкой, свежей капусточкой и свежей картошечкой)) И с запасами сахара и сигарет для друзей (семейная пара того же возраста), которые должны были прийти пешком, но где-то потерялись. Впрочем, оказалось, что они были нашими соседями по лагерю в предыдущий день, и к вечеру подтянулись, нейтрализовав повышенное внимание к нам :) Во-вторых, раньше она была инструктором и водила группы в эти края, поэтому всё знала, и делилась информацией: про реку Ярлу, поменявшую русло, про повышенную солнечную активность в высокогорье (хотя это я и из своего опыта знаю), про то, что в долине Семи озёр завелись сурки и "греются там, растянувшись на камнях". В-третьих, она была мегамонстр в плане пеших перемещений: "а почему вы только до часовни дошли, а не пошли на озеро духов? Ммм. А я сходила, крутоват туда, конечно, подъём, аж ноги устали". 3 часа лаза вверх после часовни. "Я тут сходила на Кара-Тюрек, а там водосборы цветут, это в августе-то!" 5 часов подъема круто вверх. "В долину Семи озёр крутовато первые 20 минут, а потом хорошооооо!" В общем, чтоб мне так в 70 лет жить)))

И послушавшись бодрой старушки на следующий день мы полезли искать сурков в Семиозёрье.