Не 100% детские книги про детей

Aug 25, 2016 11:33



Дозрела до небольшого книгообзора: здесь будут две книжки про беспризорников и педагогов и две про взрослеющих домашних детей, но при этом все книги объединяет тема труда на благо лучшей жизни, потому что жизнь там не то чтобы сахар.

Начнём по мере возрастания моей к ним приязни. (При этом сразу скажу, что все они очень хороши!)

4. "Республика ШКИД" Г. Белых, Л. Пантелеев



«Респу́блика ШКИД» - приключенческая, отчасти автобиографическая, детская повесть Григория Белых и Алексея Пантелеева о жизни беспризорных детей в Школе Социально-Трудового Воспитания имени Достоевского (ШкИД), написанная в 1926 и изданная в 1927 году. Персонажи, прототипами которых послужили сами авторы, носят в повести имена Григорий Черных и Алексей Пантелеев.





Содержание. 20-е годы XX века, "много подростков за время революции, голода и гражданской войны растеряли своих родителей и сменили семью на улицу, а школу на воровство". "Подростков собирали всюду. Их брали из «нормальных» детдомов, из тюрем, из распределительных пунктов, от измученных родителей и из отделений милиции, куда приводили разношерстную беспризорщину прямо с облавы по притонам. Комиссия при губоно сортировала этих «дефективных», или «трудновоспитуемых», как называли тогда испорченных улицей ребят, и оттуда эта пестрая публика распределялась по новым домам."

И вот уличные детишки получили кров, пищу и возможность учиться. Обрадовало их это? Конечно! Ведь время, которое раньше тратилось на поиски ночлега и "шамовки", теперь можно потратить с куда большим интересом! Повествование ведётся со стороны учащихся, и совершенно спокойно и с большим вкусом рассказывается о травле новичков, издевательстве над учителями, воровством картошки с огородов, о том, как прикольно выбить стёкла в прачечной, просто потому что захотелось, или украсть мешок кофе, продать его и устроить вакханалию с куревом, алкоголем и обжираловкой, или срезать канализационные трубы, или обратить половину школьников в рабов за еду. В общем, да, местами это забавно, но больше жестоко. В 2013 году повесть была включена в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения, и если честно, меня это несколько пугает: ну да, вопросы нравственности и морали поднимать стоит, но не станут ли дети подражать любимым героям, ведь им, строго говоря, ничего за это не было?



Конечно, там есть и светлые моменты: глава про повальное газетописательство мне очень понравилось, и про скудный ужин для гостей/родителей из собственных пайков: "спасибо, мы уже поели!", и про директора-выдумщика (Крупская не одобряет!), и про Лорелею на почве близорукости) В общем, есть некий дисбаланс, но всё равно книга хорошая, "приключенческая", ага.

Форма. Издание "Советской серии" мне очень понравилось, люблю такие книги с контекстом и большим блоком информации в конце: там есть и шкидский словарь, и словарь предметов быта, которых сейчас днём с огнём не сыщешь, и организаций (как же любили в Советском союзе сокращать слова!).



И тематические врезки с фотографиями классные. В общем, собираюсь купить ещё пару книг этой серии.





3. «Педагогическая поэма" А. Макаренко



«Педагогическая поэма» - широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А. С. Макаренко. В нём рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20-е годы XX века был автор.

Содержание. Годы те же, ситуация в стране та же, хотя та же, да не та: в "Республике" дело происходит в колыбели революции Петрограде, а в "Поэме" в украинской глубинке, где вокруг сплошь нераскулаченные куркули, недоразбежавшиеся попы и прочий разлагающий элемент. Сплошная борьба за "совецкие" идеалы, а также за землю и орудия производства.

Авторская позиция крепка и непоколебима: дети/люди (в основном) интересны и стоят внимания. И столько между строк (и прямым текстом) сквозит любви к этим маленьким (или уже молодым) "исправившимся" преступникам, столько доверия, что у них есть только один вариант: прошлое долой, вперёд в светлое будущее! (Но и минуты отчаянья тоже описаны совершенно честно.)



Вообще, очень интересная книга, напоминала "Таинственный остров" Жюля Верна)) Там колонисты и там колонисты, там сначала у них была оболочка от воздушного шара и наручные часы, а там - бараки и револьвер, но люди распорядились этим малым так, что появились и кони, и возделанные поля, и мастерские по изготовлению, грубо говоря, всего. Терпение и труд всё перетрут, да, хотя колония несколько раз переезжала, начиная всё если не с чистого, то с "грязного" листа. И палки в колёса ставились постоянно и всеми (и Крупская тоже выступала с критикой! ей, вообще, хоть что-то нравилось?)). Зато есть повод поиронизировать, не только же педагогику разводить.



Читается с интересом, но медленно: много украинских слов (без перевода, разумеется), некоторые моменты всё же про воспитание и психологию, и шрифт у меня лично мелкий, но я в итоге бросила все дела и целое утро дочитывала. Концовка, конечно, такая - в ускоренной перемотке, но это и не художественное произведение в полном смысле этого слова, чтобы такое не прощалось - это скорее хроника. Хроника труда, новых знакомств, битв за одеяла, театральных постановок, женитьб, смертей, фанфарных маршей, и т.д., и т.п.

В общем, "Педагогическая поэма" очень отличается от "Республики ШКИД" - стоит, пожалуй, прочитать их обе, чтобы составить некое мнение о послереволюционном "детском вопросе".

Форма. Книга без особых излишеств, старенькая, выловленная на подоконнике в подъезде, зато с портретом автора в начале и вехами жизни в конце.



2. "Листья будущего лета" Т. Поликарпова



В книгу входят две ранее издававшиеся повести "От весны до осени" и "Две березы на холме" - о детстве и отрочестве, о воспитании чувств и нравственном взрослении, о жизни героини и ее школьных друзей в далеком татарском селе в годы Великой Отечественной войны.

Содержание. Полюбила эту книгу со страшной силой, а ведь совершенно случайно цапнула в букинистическом. За язык - хороший, глубокий русский язык, который не жалеет слов на описания природы, чувств, мыслей. Я давно не читала книг, где мысли так полно облекаются словами, сейчас писатели, по-моему, ужасно обленились, да и сами мы, строго говоря, совсем разучились говорить и мыслить, ведь на каждый случай есть удобный смайлик - клац-клац, и всем всё понятно. А здесь я прямо каждой странице радовалась.



История обычная, даже и не история, просто жизнь: девочка Даша, такая домашняя, живёт в совхозе, помогает бабушке, у которой "сердце", гоняет непослушную корову Маньку, ищет по оврагам полезные ископаемые, слушает папины сказки а потом школа в соседнем селе, и дом становится дальше, и слаще вдвойне. А потом война, и папа уходит на войну, и булки из картошки, и работа до седьмого пота, и пайковый хлеб (которому колхозные дети завидуют, его дают только совхозным), ружья у охотников забрали, вокруг развелись волки, и лошадь забрали, и теперь тёмным зимним вечером надо идти из школы 10 километров пешком до родных оврагов и берёз. А кончается книга Победой. И романтическая составляющая тоже имеет своё развитие, милая книга всё-таки, девочковая)

Форма. Тоже старенькая книга, зато с симпатичными иллюстрациями.





1. "Открытие мира" В. Смирнов



В тетралогии «Открытие мира» (1947-1973) дано поэтическое изображение жизни предреволюционной русской деревни, процесс её перестройки после революции. «Открытие мира» стало главным произведением Смирнова, над которым он работал до самой смерти.

Содержание. Ну эта книга у меня с детства в любимых, сначала была тоненькая красная, читаная-перечитаная, потом оказалось, что она - это первая часть первого тома, а всего их три. Так обрадовалась, сразу купила весь комплект. А теперь вот обнаружила, что томов - тадаммм! - четыре)) Но четвёртого нигде нет, странно.

От критиков: "признание встретила главным образом первая часть этого романа, рассказанная от лица деревенского мальчика; в дальнейшем Смирнов отказывается от этого приёма, и повествование становится слишком сконструированным. Смирнов пишет чрезвычайно размашисто при событийной бедности повествования, он любит прибегать к эмфатическим излияниям рассказчика, вмешивающегося в действие, и к бытовой крестьянской речи."

Вот за эту-то размашистость я эту книгу и люблю: когда писателю не жалко расписать прелесть начинающегося лета на три листа, да так, что тебе мгновенно хочется там очутиться, то и мне не жалко эти три тома прочитать. В общем, то, что я сказала про предыдущую книгу можно и сюда отнести. А описание того, как Шуркина мама рубит капусту? Ооо, срочно тоже солить! А описание свежего хлеба? Срочно тоже печь!



Ну и про событийную бедность я тоже не соглашусь: не приключенческий роман, конечно, тоже про обычную жизнь, про неказистые детские игры, про лавку, в которой собраны все сокровища мира (пеклеванный и селёдки с молокой), про купание в омуте, про широкую ярмарку, про бабушкины сказки, папкины подарки из Питера, рыбалку и грибы. А какие там персонажи! К концу книги ты всё про всех знаешь, как будто вчера виделись.



Ну а потом война, и снова отца забирают в армию, и бедность, если не нищета, и Шурка - глава семьи, а ещё ведь и в школе надо учиться. А потом уже и революция, делёж барского поля, сладкая брюква - ну вы понимаете, что три тома я не перескажу, это читать надо, оно того стоит.



Форма. Три больших толстых книги, иллюстраций по две на том) Не о чем говорить, в общем-то.



Я обычно советов по книгам не даю и не прошу, и насоветованное не читаю, просто любопытно, а кто из современных писателей, по вашему, хорошо пишет? Так чтобы даже не ради сюжета читалось, а ради языка. Вот та же Донна Тарт, которую вроде как хвалят, до практически неизвестного Василия Смирнова даже близко не дотягивает, а больше мне даже и сказать не о ком.

UPD. Пожалуй, Татьяна Толстая...

библиотека, ?, книгообзор

Previous post Next post
Up