Немного отлежавшись в конце подъема, у дороги, ведущей от урочища конкреций, я чувствовал себя более-менее отдохнувшим, и двинулся в путь. Вообще говоря, к концу сегодняшнего дня я надеялся выехать уже к Каспию - да да - ну или по крайней мере почти к Каспию. Каким образом выезжать к Каспию, вопрос стоял вплоть до сегодняшнего момента. Подходы к морю преграждала платообразная возвышенность, прорезаемая глубокими долинами (причем одна долина режет эту возвышенность насквозь - долина сухой речки Кумакапы), а с востока даже прерываемая широким прогалом. Так что был как минимум выбор проезда либо через восточный прогал, либо проезда по Кумакапе. Интересно было бы посетить оба места, как и прочие долины, врезающиеся в возвышенность, но времени хватало лишь на что-то одно - возвышенность я мог пересечь лишь однократно, в одном направлении - к Каспию.
Изучив рельеф по карте, а также прислушавшись к направлению ветра, я понял, что мне суждено ехать к Кумакапе. В сумме до встречи с этой долиной мне оставалось около 23-х километров. Из них километров 15 по полевым дорогам, до пересечения с шоссе (ведущим чуть ли не в Атырау), и потом еще около 8 километров по промышленной грунтовке, ведущей на пристань Сарыташ. С ветерком я поехал через поля. Велосипед меня в этой поездке не подвел ни разу, что сыграло немаловажную роль в успехе долгих переездов. Скучный участок полупустыни был быстро преодолен, и я встретился с шоссе практически напротив отхождения от него грунтовки на Сарыташ. Всё это время я ехал в основном чуть с уклона, помогал и ветер. Дорога на Сарыташ тоже перевое время шла вниз. Если по шоссе движение было заметным - и легковушки, и фуры - то на Сарыташ видимо ездить было некому. С грунтовки сразу же начали открываться виды на обрыв прикаспийской возвышенности, постепенно приближавшийся.
После полевых дорог езда по широкой грунтовке казалась медленной, хотя на качество дороги я жаловаться не мог. На грунтовке был лишь один подъем, и вскоре я с ветерком достиг ворот ущелья Кумакапы. В интернете есть много фотографий этих ворот, снятых сверху (например
вот). Мне в этот раз не суждено было сделать свою версию классического ракурса, хотя возможность такая и была - но где-то убавилось, где-то прибавилось - в любом случае, в моих планах побывать здесь еще раз за компанию с другом. Дорога на Сарыташ проходила практически вплотную к воротам. На входе в ущелье располагалось небольшое кладбище. По ущелью в сталинские годы проходила узкоколейка, от которой остались насыпи и выемки. В одной из таких выемок я попытался спрятать велосипед, и полез на гору, чтобы снять вид ущелья сверху. Все склоны поросли акацией, яркой и свежей не под стать местному сухому климату. Снимки вышли не атас, но прилагаю их для информативности. На втором кадре видна насыпь УЖД, входящая в ущелье, на третьем - само ущелье и продолжение насыпи. Я был несколько расстроен тем, что насыпь портила естественный вид долины, но заглядывая в будущее, могу сказать, что вперед по долине следы УЖД почти не бросаются в глаза.
Ущелье должно быть древним, как и сама речка. Как правило, когда река прорезает горный хребет, это означает, что хребет вырос позже того, как здесь появилась река. Вода в реке более-менее чистая - поселок Таучик находится на первый взгляд в стороне от водосбора.
Уже заметно вечерело. Настало время двигаться. Вход в ущелье выглядел чрезмерно обжитым из-за проходящей рядом дороги и железнодорожной насыпи, из-за кладбища, и виднеющейся вдали линии электропередач. От этого уже не избавиться. Однако стоило мне метров на 300 углубиться в долину, как установилась безмятежность. По долине шла вперед дорога, совмещенная в наблюдаемой перспективе с руслом ручья. Я ставил на то, что дорога эта сквозная - иначе пришлось бы двигаться дальше как-то волоком. После совершенного только что горколазания мне захотелось перекусить, потому я запланированно свернул в сторону. В этом месте в старой насыпи имелся прогал. И вдруг из-под склона долины вылетели утки! Оказалось, здесь было небольшое озерко. Известняк над ним нависал так, что мама не горюй.
Пейзажи напоминали крымские. ЖД-насыпь исчезла - видимо, узкоколейка дальше идет вровень с долиной, иными словами ее следов больше почти не будет. Дорога вышла из русла речки, и пошла по днищу, периодически пересекая речку туда-сюда.
Видно, совсем недавно в русле было гораздо больше воды. Сама вода похоже солоноватая - иначе не было бы белизны по берегам. Хотя, возможно, дело в известняке. После первого поворота нашлось место для съемки панорамы. Солнце было уже низким, и я спешил - по долине мне нужно было проехать, с учетом всех ее изгибов, более 12 километров. Удивительно, как такая маленькая речушка могла пропахать землю на такую глубину. Долина в некотором роде являлась оазисом, но людей здесь я пока не встретил.
Прокрутка панорамы (
Ссылка на эту панораму на Яндекс.фотках)
Хотя, растительность днища вызывает сомнения, что здесь всегда есть достаточно влаги. Не исключено, что вода в речке есть не всегда - да и на карте она обозначена как пересыхающая. К середине лета, когда здесь устанавливаются температуры за +40, русло наверняка превращается в горячую пыльную ложбину.
Пейзажи в чем-то перекликались с видами утесов Туз-Баира, попадались вертикальные овраги и отвесные стены. На фотографиях (особенно на последней в нижней подборке) видно, что слои наклонены. Над долиной находится практически горизонтальное плато, с которого кстати можно сделать много хороших кадров сверху, и это плато наклонено в сторону Каспия вместе со всеми своими слоями. За счет наклона плато, моя долина, приближаясь к Каспию, становилась все менее и менее глубокой. Глубже всего она была в начале, где река с открытых просторов входит в ущелье.
Попалось еще одно интересное место - "мыс" на изгибе долины. Здесь показывались наружу твердые слои, состоящие по сути из цемента. Мне удалось забраться наверх, на один из таких слоев, представлявший из себя ровнейшую площадку.
Здесь можно было снять и панораму, довольно большие территории открывались по солнцу. Приятно, что дорога практически не трогает русло.
Прокрутка панорамы (
Ссылка на эту панораму на Яндекс.фотках)
Прокрутка панорамы (
Ссылка на эту панораму на Яндекс.фотках)
К моему удивлению оказалось, что русло не всюду заполнено лишь струйкой, а местами имеются глубокие плёсы. Этот находился относительно далеко от дороги - не помню уже, как я на него набрел. Кто знает, может здесь есть и рыба?
Еще один плёс. Обнаружил его, когда решил сходить по руслу вверх от пересечения с дорогой. Здесь тоже были утки - может те же, которых я спугнул из озерца под скалой в начале долины.
Панорамки того же плёса.
Прокрутка панорамы (
Ссылка на эту панораму на Яндекс.фотках)
Не встречающийся в наших краях вид бронзовки.
Обрывы кое-где напоминали грибницу. Слои цемента торчат из толщи известняка.
Долина шла, естественно, с некоторым уклоном, потому мне удавалось нестись по дороге довольно быстро. По сути, так мое движение и строилось - после каждого фотостопа я быстро разгонялся, и несся по колее, раздалбывая заднее колесо, смотря при этом в стороны, есть ли где чего снять. Жаль, что скоро малина закончится - почти всю поездку я ехал с горки, но Каспийское море - это самый нижний здесь уровень, и спускаться будет уже некуда. Наконец, по пути мне попалось стадо, а потом и пастух. Через километр из-за поворота мне навстречу выехал мотоциклист в черной балаклаве, я даже немного испугался - неужели разбойник? Нет, разъехался с ним - видимо, пастух так прикинулся. Здесь многие носят такие балаклавы, чтобы не сгореть и не обветриться. Склоны долины уже изрядно упали вниз, дыхание Каспия уже чувствовалось. А речка, похоже, начала уходить в песок - силёнки ее на исходе.
В конечном счете обрывистые края долины опустились настолько, что обрываться стало уже нечему. В этом месте долину пересекла полевая дорога, идущая параллельно Каспию. Выбравшись по этой дороге наверх из долины, я вновь встретился с насыпью узкоколейки, и впервые увидел море. До моря по прямой оставалось еще около 3 километров, однако местность впереди открывалась ровная, без единого кустика - если бы я даже уехал вперед, ночевать на ветру и без дров было бы не лучшим вариантом.
До заката между тем оставались считанные минуты, потому я решил вернуться чуть назад, где были еще кусты и закрывающий от ветра обрыв, и потратить светлое время на заготовку дров для костра. В месте, где я расположился, в русле ненадолго показывалась вода, так что можно было там даже помыть руки или посуду. Дров было вдоволь, и я устроил хороший костер. Когда стемнело, уже привычно для меня начал накрапывать дождик - что же это за пустыня, где почти каждый день идет дождь? Но сильно погода вроде бы не портилась. У костра можно было даже погреться какое-то время, хоть было и не холодно. Каспийское море вдали выглядело невзрачно, но в дымке уже вырисовывались очертания высоких берегов, под которыми я завтра поеду. Это был новый рубеж.
За сегодня я проехал около 60 километров, конечно немалую в этом службу мне сослужили попутный ветер и ровная дорога. До Форта Шевченко мне оставалось около 90 километров, вполне посильное расстояние для 2-х оставшихся дней пути, но приключения меня несомненно еще ждали.