Утром барабанящий по тенту дождь не стал для меня неожиданностью. Хотя я рассчитывал, что вечерние капли уж за ночь то должны были угомониться. Но похоже, небо сегодня играло по-серьезному. Сегодня у меня уже не было варианта подождать солнца в спальнике - вставать нужно было до рассвета, чтобы уложиться в график. Хотя вокруг всё было мокро, шел далеко не ливень, так что с костром задержек не возникло. Каспийское море было уже близко, но первое время я не планировал к нему подъезжать. Для начала нужно было преодолеть несколько километров по приморской равнине, чтобы достичь высокого берега - а там-то меня уже волей не волей прижмёт к морю. Сегодня среди дождевой дымки далекие уступы высокого берега даже не были видны, но расстояние к счастью от этого не увеличивалось. Я выбрался из долины Кумакапы по дороге, и двинулся вперед. По пути не было ничего примечательного, лишь кое-где группа кустиков в далеком от дороги овраге - да, если бы вчера я не остановился на реке, а попытался бы проехать дальше, не знаю, где бы я ночевал. Продолжая приближение к морю, дорога снова пересекла насыпь узкоколейки. Вскоре начали проклевываться знакомые, но уже порядком подзабытые проблемы - мокрая глина. Приблизившись к морю, дорога вышла на старое морское дно. Каспийское море несколько веков назад имело более высокий уровень, старая береговая линия вполне ясно читается.
Старое дно - это илистые отложения, превратившиеся в глину. Увы, дождь развез всё это. А ехать я как-то должен был. Участки глины наступали неожиданно, перемежаясь с нормальной дорогой. Когда колеса начинали обрастать налипшей массой, подчас было уже поздно куда-то съезжать - приходилось останавливаться и отскребать всё это. Объезжать дорогу по траве не прокатывало - травяной покров был прерывистым, и выглядел покровом лишь при взгляде вдаль, а на самом деле это была голая глина с редкими зелеными кочками, налипавшая на колеса не хуже, чем та глина, что на дороге. Первое время помогало спешиваться на проблемных участках. Вес велосипеда становился меньше, грязь почти не липла. Однако чем дальше, тем чаще и продолжительнее становились трудные отрезки пути. Моя средняя скорость стала черепашьей. Не самое лучшее начало дня. С муками, но я все же достиг пристани Сарыташ - той, куда вела капитальная грунтовка. На шлагбауме пристани дежурил охранник, рядом был небольшой разрушенный поселок. Подобные поселки теперь будут часто мне встречаться. Дорога казалось бы стабилизировалась, но я рано обрадовался. Хорошо было лишь до пересечения с первой речкой (на моем пути вдоль берега в Каспий впадало несколько речек).
Речки опять же напоминали мне окрестности Эльтона - с той лишь разницей, что здесь нет таких красивый дельт. Остальное повторялось - обрывистые глиняные берега, прерывистое русло, кочки в ложе долины. Эти речки были не постоянными, водорослей на их дне не было. Вода очевидно была соленой.
Дальше дорога спустилась под обрыв старого берега, и начался самый главный ад. Здесь в паре мест глина густыми комьями накрепко налипла на колеса, заклинив всякое движение. В первый раз я ее как-то отскреб, во второй же раз я так просто не отделался. Пришлось переворачивать велосипед, и хитростью выскребать глину из-под крыла, засунув в зазор траву, палки и камни, и прокручивая колесо. Тогда у меня промелькнула мысль, что дорога моя закончилась. Велосипед кажется удобной вещью, даже для пешего передвижения, но лишь до тех пор, пока его колеса крутятся. В противном случае он становится неподъемной скребущей железякой, а сам процесс мало отличается от волочения по глине старого холодильника, а то и вовсе плуга. Последнее заклинивание произошло рядом со следующей речкой, и заставило меня задуматься о своей судьбе. Кажется, нужно было убираться с глиняного старого дна подальше. После речки одна из ветвей дороги выходила наверх, сверху грунт должен стать другим. Сама речка походила скорее на лужу - водой был наполнен небольшой отрывок русла, зато как обильно! Берега лужи кое-где были топкими, ботинок уходил полностью. Велосипед я уже нес, а не катил, чтобы ничего нового здесь на него не налипло. Даже при подъеме на обрыв мои ботинки оставляли слоновьи следы на дороге, хотя вроде бы это было уже не старое дно. Но на самом верху, где я кинул велосипед, ситуация улучшилась - больше я отсюда (сверху) ни ногой.. Напоследок - фотографии речки. Здесь виден ее выход на старое морское дно, виден и старый берег (я нахожусь на его линии), и само море вдали. Каспий никогда не имел постоянного уровня, в том его особенность. Очень древнее, дикое море. А весь окружающий рельеф, все известняки и слоистые обрывы - это донные отложения другого древнего моря, которое было здесь 10 миллионов лет назад.
Если пройти вверх по речке, начинается уже вполне нормальная долина и русло.
Уйдя со старого морского дна, я преодолел несколько километров по уже нормальной дороге. Хоть я особо и не спешил, было ощущение, что я лечу - наконец-то стабильное движение, стабильная дорога. Ветер сегодня был уже встречным, попутного ветра больше не будет ни сегодня, ни завтра. Высокие края плато стремительно приближались. Наконец, я достиг стыка плато и моря. У этого были как позитивные, так и негативные последствия. Начну с позитива. Наконец-то я мог без зазрения совести подойти к воде! Дорога прижалась к морю, всё было в наилучшем доступе. Первое, что бросилось в глаза, это обилие змей. Еще пока я шел пешком к берегу, вдали с камней сползли несколько напуганных змей, и уплыли восвояси. Выглядели змеи как огромные гадюки, но на самом деле название вида - водяной уж. Змея не ядовитая. Вода моря была по весне еще прохладной, солнца сегодня не было, и вообще погода была не самая лучшая для встречи с морем. Было ощущение промозглости с ноткой духоты, но змеи были вполне активными.
Само побережье оказалось на удивление не выразительным. Может, в этом сыграла роль и погода - не такой я ожидал свою встречу с морем. Но как бы то ни было, лучше горькая правда, чем сладкая ложь - я ехал исследовать, и теперь знаю объективную информацию. Высокий приморский берег при рассмотрении на карте выглядел гораздо более интересным, чем на самом деле. На самом деле берег представлял из себя неказистый навал скрошившихся камней, сползших с обрыва. Всё это напоминало строительную свалку, куда свозят колотый цемент. По сути, порода и представляет из себя цемент, только природного происхождения. Краски не радовали какой-то особостью - бело-серый известняк и зеленая трава - больше ничего. Что касается негативного аспекта, о котором я упоминал, то приморская дорога под высоким берегом проходит вплотную к морю по небольшой глинистой террасе - мои глиняные приключения возобновились. Дорога 50 на 50 шла по песку и по глиняным "лужам", начинавшимся неожиданно. На взгляд дорога совсем не менялась, но на колеса внезапно и коварно начинали налипать новые комья. К моменту, когда комья начинали налипать, с дороги сходить было бесполезно - глина была уже со всех сторон. Назад идти - тоже малоэффективно, так как по той же глине обратно до песка. В общем намучался я. Навострился уже узнавать глину загодя, и по первым звоночкам уходить вплотную к обрыву, волоча велик через камни, но даже таким образом выигрывая время и нервы. Похоже, мой план ехать вдоль морского берега накрывался. С такими мучениями я не достигну Шевченко. Подсказку, что делать дальше, мне дала сама местность. Я прорвался к месту впадения в море двух огромных широких оврагов. Здесь участок равнины увеличивался, и я был вынужден отступить дальше от моря и от связанных с ним проблем. Тут я и подумал, не отступить ли мне от моря совсем, и не подняться ли наверх на плато? В текущем районе такая возможность была, а наверху плато точно не будет глины. Конечно, мне придется набрать около 180-190 метров высоты, но это окупится с лихвой. Так я и сделал. Тем более, основная дорога срезала через самые ужасные глиняные просторы, и по ней мне никак было нельзя ехать. Я свернул на другую дорогу - вглубь материка, вглубь оврага по сухому руслу. Вдоль старого русла росли акации. Погода постепенно улучшалась.
Подъем происходил в несколько этапов, дорога пошла в сторону склона, и далее забиралась довольно круто, кое-где ветвясь на два варианта - для машин посильнее и послабее. Я пыхтел, несколько раз пил воды, но 40 минут спустя оказался наверху, на стрелке двух больших оврагов - того, по которому я свернул от берега, и следующего. Прямо напротив открывался вид на мыс Ашымурын - длинный выступающий кусок пиццы, или плавник ската, кому как удобнее. В сухую погоду было бы интересно туда сходить, сейчас же проезд был затруднен из-за глины, а проход возможен лишь по пляжной полосе, куда прибой выносит песок. Свободные от растительности участки, идущие причудливыми завитыми полосами, обозначают самую адскую глину. На втором кадре - панорама со стрелки оврагов. Справа и слева - входы в два широченных оврага, посередине - море и мыс Ашымурын, по краям виднеется приближающееся чистое небо.
Прокрутка панорамы (
Ссылка на эту панораму на Яндекс.фотках)
Рядом с выходом дороги на плато обнаружилось поле незабудок. Я воспользовался потребностью в передышке, и решил дождаться прихода солнца. Даже прилег ненадолго. Правда, граница облаков приближалась медленно, а в один момент и вовсе начала двигаться назад. Пришлось снимать уже как есть.
Нашлась одна особенная незабудка, мутировавшая. Таких незабудочных полей я больше наверху не встречал - повезло мне выехать именно сюда, видимо незабудки символизировали знак свыше, что я на правильном пути.
Дальше по плато пошла удобная ровная дорога. К сожалению, встречный ветер не давал разогнаться, но и на том спасибо, что глины не было. Иногда ветер чуть ослабевал, и мне удавалось ускориться ненадолго. Разрушенные хутора встречались с завидной регулярностью. Когда-то здесь процветало скотоводство, сейчас же места практически не обитаемы. Я объезжал огромный овраг, вынужденно удалившись от моря, и сейчас был рядом с одной из его ветвей близ вершины - см. панораму на втором кадре. На панораме виден куст боярышника вроде, или какой-то гигантской смородины, приютившийся в расщелине. А вдали в овраге - еще один разрушенный хутор.
Наконец, я объехал этот огромный овраг, и вновь приблизился к морю. Местность была плоская, ориентироваться было сложно, и здесь реально помогал GPS. Дальше мой путь будет проходить сплошняком вдоль моря, я периодически буду выглядывать вниз с обрыва, и помощь в навигации будет не так критична. На подборке ниже - виды моря: старая береговая линия и старое дно, овраги и отмели, мыс Ашымурын. Есть варианты дороги как снизу по глине, так и чуть выше, над уступом старого берега. Интересно было бы попасть сюда в сухую погоду, когда глиняные приморские дороги затвердевают, и ими можно пользоваться для передвижения рядом с шумом прибоя - что-то в этом есть.
Выступающая к берегу гора. Погода, как видите, наладилась. Только она наладилась, как я оказался разделенным с морем. Но будет еще завтрашний день, к тому же виды сверху тоже чего-то стоят.
Начинаю серию панорам оползня Жыгылган ("упавшая земля"). Этот древний оползень отлично виден со спутника. Около двух квадратных километров плато потрескались и грядами обрушились в сторону моря, образовав будто бы выгрызенный карман, обрамленный полузамкнутым обрывом. Сейчас я был с восточного конца обрыва. Крутите картинку.
Прокрутка панорамы (
Ссылка на эту панораму на Яндекс.фотках)
Проехал в самую середину. Крутите. А дальше - проехал в самый западный край. Опять же крутите. Солнышко уже заканчивалось, я гнал, как мог, лишь бы отснять хоть как-то Жыгылган.
Прокрутка панорамы (
Ссылка на эту панораму на Яндекс.фотках)
Прокрутка панорамы (
Ссылка на эту панораму на Яндекс.фотках)
Акации - постоянный мой спутник на этом плато, и не только. Хорошо, что сейчас сезон их цветения. Со стороны моря через Жыгылган также можно проехать, через каменные торосы идет то ли дорога, то ли тропа, но проход точно есть.
По плато шла сеть дорог, звездами сходящихся к разрушенным хуторам. Я имел с собой спутниковую карту, на которой почти все эти дороги были видны. Вот и очередной хутор, наверное последний на сегодня по солнечному свету. За ним в небольшом понижении стояло озерко, видимо остающееся здесь регулярно после дождя. Даже наверху здесь есть водоемы. Озеро было завалено кирпичами хутора.
Впереди оставался один ходовой день, и сегодня я явно перевыполнил план, оставив на завтра буфер для неспешных исследований. А исследовать было что. Главной целью на завтра была Канга - большая заброшенная деревня, рядом с которой находится изветный источник. В середине дня я думал, что сильно не доеду до Канги, но теперь до нее оставалось всего 4 километра. Фонарь мой подсел, и мало на что годился, потому закат остановил мое путешествие. Будь у меня еще хотя бы полчаса, я бы успел спуститься вниз, на прибрежные поляны, и устроиться с комфортом. Но видимо придется ночевать здесь, наверху - нечего ночами ездить, пусть ноги отдохнут. Мест для ночевки здесь мало - на плато палатку может сдуть ветром, а спуски к морю слишком крутые для лагеря, а то и вовсе вертикальные. Чудом нашелся небольшой пологий овраг, заканчивающийся на обрыве - в нем я и расположился. Под защитой оврага росли кусты акации, так что и дрова у меня были, и защита от ветра и лишних глаз (овраг был далеко от главной дороги). Уже открывался вид на мыс с развалинами Канги, а над еще прохладным морем начал подниматься ночной туман.
Финиш близился. Казалось бы, только я встретился с морем, как начали доноситься нотки расставания с ним. Из завтрашнего дня мне предстояло выжать максимум - будем надеяться на погоду!