Мы уже писали, что в офисе ЖЖ периодически проходят «
Блогерские среды». В рамках этого проекта мы приглашаем к нам в гости известных блогеров, чтобы попить с ними чаю, поболтать в непринужденной обстановке, обсудить дела ЖЖ-шные и послушать истории о пути к успеху и не только их. В сентябре нас посетил Сергей
ottenki_serogo Мухамедов, с
советами популярности которого вы уже могли недавно в Школе ЖЖ ознакомиться. Напомню, Сережа - один из топ-блогеров, занимающий 19-ю строчку рейтинга популярных блогеров по социальному капиталу, его добавили в друзья более 20 тысяч человек.
Фото заместителя директора по маркетингу ЖЖ
sergeimac Сережа поведал нам много интересного. За чаем и разговорами неспешно пролетели два с лишним часа и мы, разумеется, хотели бы услышанным с вами поделиться.
«В то время (свой аккаунт Сергей зарегистрировал в 2006 году. - прим.
lytdybr) ЖЖ был единственным сервисом, куда мне казалось, стоит идти, - начал наш гость. - Начиная с 90-х годов, у меня в разное время было несколько разных бизнесов: я был издателем, провайдером… Решил попробовать заняться развитием блога. В журнал стал выкладывать фотографии, тексты про мою собаку, потом захотелось что-то сказать и я стал описывать разные интересные истории, которые в то время со мной происходили. Писал не часто, как говорится, "от балды" - приспичило вдруг что-то написать, и написал. Через полгода мои собственные истории закончились, и я решил оглядеться вокруг, потому что кругом много всего происходит, писать хочется».
Со временем оказалось, что самому находить темы, на них писать - это очень здорово. Сергей купил один фотоаппарат, потом другой, потом третий - и понеслась… «Опять же, мне это просто нравилось. Просто нравилось писать. Ну а потом решил что-то такое "замутить" - и этим "чем-то" и стала регистрация блога как СМИ. В 2009-м я зарегистрировал свой блог как СМИ, очень здорово пошумел, около полугода, стал первым человеком, которому удалось это сделать. Скажу сразу, что все было по-честному - раза три получал отказы. И потом, когда администрация ЖЖ обратила на это внимание (юридически нельзя зарегистрировать блог как СМИ без разрешения обладателя товарной марки. - прим.
lytdybr), подал на разрегистрацию. До сих пор все помнят, что мой журнал был первым зарегистрированным в качестве СМИ блогом.
Контент все время менялся. Через полгода он практически перестал писать про собаку, его журнал стал блогом из серии газеты «Мой район» - своего рода новостной дайджест того, что произошло, неглубокие новости. Потом захотелось чего-то более масштабного, и Сергей начал снимать фоторепортажи. К слову, самым популярным его постом на сегодняшний день остается
экскурсия по ночному "Яндексу" - запись и снимки просмотрели около 700 тысяч человек.
Фото
sergeimac Блогер признался, что поначалу его читали примерно 35 человек, потом постепенно это число начало расти. «Заметный прирост пошел тогда, когда я стал заниматься масс-френдом, тогда он не наказывался абсолютно никак. Согласитесь, внимание читателей надо привлекать. Номера газеты обычно разбрасывают по почтовым ящикам... Как обратить на себя внимание в ЖЖ? Зафрендить! Если вы хотите статья популярным, блогом нужно заниматься».
Сергей и до сих пор френдит всех взаимно, но ленту друзей не зачистил, просто создал группу читаемых блогеров. Как он признается, в нее входит человек 200 и она все время пополняется. «На самом деле блогеры никого не читают. Просматриваешь определенные записи, но надо найти время, чтобы всех прочитать почитать досконально, откладываешь. Иногда возвращаешься, читаешь. Есть писатели, есть читатели, есть комментаторы. Следишь больше не за постами друзей, больше времени тратится на то, что вокруг - что в рейтинге, что происходит в блогосфере, на
главной странице ЖЖ».
Сколько Сергей тратит времени на блог? «Пару часов в день точно. Обработка фоток очень много занимает - из 1000 снимков около 80 офигенных, из них для поста можно оставить 20. С текстами у меня всегда катастрофа. В 6 часов сажусь, в 11 вечера, в 3 часа дня - никакой разницы, все равно заканчиваю в 4 утра (тут мы дружно смеемся и предлагаем начинать тогда в три ночи :))». Оказывается, самое сложное - написать первое предложение, потом обычно все идет как по маслу. Бывает, что и тема не нравится, но иногда надо писать, потому что надо писать.
Темы для постов Сергей придумывает по-разному. В свое время увидел на Facebook купон о курсах секса, все посмеялись, а он не растерялся, написал их организаторам и в результате создал рынок. «Раньше в ЖЖ секс-товары не были представлены вообще. Увидев, что я один раз написал, второй раз написал. 60 человек в день идет после моего репортажа до сих пор - все производители поняли, что рынок готов».
О временем и контент изменился. Сперва изменились фотографии. «Купил камеру, понял, что нужна обработка. После поста Сергея Доли подвигал рычажки - подумал, вау! И все отметили, как преобразились снимки. Доля приучил ЖЖ к большим снимкам, люди привыкли смотреть большие, красивые, резкие фото. Появился спрос на фотографии, на рассматривание, читатели стали смотреть». Еще один существенный сдвиг в пользу улучшения качества произошел тогда, когда Сергей стал ходить на встречи с блокнотом и диктофоном. «Хороший пост можно наговорить уже за 20 минут, если больше - значит, есть что сказать».
Как появился ник, спросите вы? «Меня зовут Сергей, следовательно, оттенки серого - самое лучшее название. Ник
grayscale уже был занят, но я ни капельки не жалею, так как с нынешним ником себя прекрасно соотношу. Все присылают мне ссылку про 50 оттенков серого, говорят, что мой пиар-проект. Это весело». И потом, оказалось, что юзера
grayscaleбыло бы сложно найти в поисковике, т.к. название хоть и красивое, но неуникальное.
Сергей не скрывает, что ЖЖ приносит неплохие деньги. «Ко мне обращаются с заказами, и всегда мой первый вопрос - это реклама или маркетинг? Чего именно вы хотите добиться при работе с блогосферой: известности, узнаваемости или повысить продажи? Считать, что блогер пишет по той же кальке, что и журналист - ошибка. Компании хотят донести что-то о своей марке, но при этом хотят сделать все стандартно, а ведь это неправильно и неинтересно. Я всегда со всеми разговариваю минимум час, чтобы узнать, кому что нужно, предлагаю идеи, хочу сделать что-то провокационное или необычное. Я предлагаю идею клиенту, а деньги получаю в обмен на впечатления. Просто делать неохота. Все вокруг одинаковое. Поэтому надо делать что-то действительно офигенное».
«В 30 тысяч рублей за стоимость рекламного поста у Сергея входит еще и съемка, 8 часов фотографа стоит 25 тысяч рублей, это средняя цена. Делаю материал, пишу текст, трачу день или два или даже 5 на съемку, обработку... Фактически здесь даже нет денег за размещение в блоге». На заработки от блога, однако, можно жить, причем неплохо, отмечает наш герой.
Важно создавать уникальные, классные вещи. Команда «Ридуса» при Сергее и Илье Варламове начала делать трансляции с митинга, впервые это произошло 5 декабря 2011 года. У нее было более 1,5 млн просмотров! На «Ридус» дали ссылки все агентства, включая BBC - и уже после этого все стали делать такие же трансляции.
Сережа рассказал и о самой интересной своей поездке - когда они с Ильей
zyalt ездили в Ирак. «Все думали, выберемся мы оттуда или нет? Как только выбрались, все уже поняли, что опасности позади и интерес резко упал». А еще приводит пример про путешествия в целом: «Организаторы почему-то не всегда думают, что блогеры в поездках работают. Я фрилансер, если я еду куда-то, я не могу в это время зарабатывать. Если каждый день что-то постить по плану, только потому что что-то надо запостить для отчета о поездке - на третий день читатели взвоют! Не надо публиковать посты по дням: вот мы забрались на гору, поели, пошли в один музей, пошли в другой... Надо писать, группируя репортажи по темам - как школьницы чулки носят или что-то еще. Выхватывать самое интересное и качественно это преподносить. Не надо никуда везти блогера на две недели, отвезите лучше на три дня, а еще лучше двух - и они все прекрасно отснимут. В день можно сделать три классных поста. Агентства, например, приглашают в пресс-туры. Для людей из редакций поездка - это награда. Они получают пресс-материалы, все нужные фотографии, иногда даже не сами потом пишут. Они туда едут отдыхать, потому что отели обычно в таких турах хорошие, предусмотрены развлекательные мероприятия. Блогеру же все надо снять самому, написать от себя, блогер не может взять готовое».
«Мне интересны сейчас более глубокие вещи, - подводит итог Мухамедов. - Чтобы быть в топе, можно каждый день постить запись. Но можно и делать более глубокие вещи, более осмысленные, долгоиграющие».
Взяли что-то из его рассказа на вооружение? :)