О мужестве

Jun 13, 2013 13:03


Из письма Людвига фон Мизеса Айн Рэнд.

У вас хватило мужества сказать массам то, что ни один политик никогда им не говорил: "Вы - люди второго сорта, и каждым улучшением в вашей жизни, которое вы воспринимаете как само собой разумеющееся, вы обязаны усилиям людей, которые лучше вас".

Насчет "никогда не говорили" фон Мизес преувеличивает: ( Read more... )

ayn_rand, ludwig_von_mises, libertarians, society

Leave a comment

Comments 25

taki_net June 13 2013, 17:16:46 UTC
Нет, не совсем так, до сравнительно недавнего времени общим местом было, что "лучшие люди" заботятся только о себе, улучшают свою жизнь, а на "вас" им наплевать, и правильно.

В такой форме, как описывает Мизес - мысль восходит, конечно, не к Рэнд, а к Марксу ("только сознательные представители высших классов могут объяснить пролетариату, что ему делать, сам он не может придумать освобождающей его теории").

Reply

kouzdra June 13 2013, 17:20:06 UTC
Гораздо раньше - чуть не от трех сословий

Reply

abba65 June 13 2013, 17:50:49 UTC
Просвещенный абсолютизм же!
То есть уже в 18 веке общим местом было, что "лучшие люди" заботятся о народе. Хотя бы на уровне риторики.

Новизна подхода Айн Рэнд (в понимании Мизеса) в другом - в назывании народа "вторым сортом". Это и в 18-19 веке было не очень-то прилично, а в 20-м - просто нецелесообразно.
Но Айн Рэнд плевать хотела на приличия и целесообразность.

Reply

scholar_vit June 13 2013, 17:45:15 UTC
Мне кажется, что это не так. Аристократ в идеале (как он себя видит) имеет не только права, но и обязанности. Средневековое миропонимание исходит из взаимности обязанностей выше- и нижестоящих. В раннекапиталистической этике есть обязанность богатых жертвовать на бедных, искусство, науку и т.д. "Волчья" этика, где greed is good - это очень новое явление.

Reply


alexey_ivanov June 13 2013, 17:42:25 UTC
Не бывает людей "второго сорта".
Бывает поведение второго сорта, образ жизни второго сорта.
Принципиальная разница здесь в том, что это вопрос личного выбора, а не предопределённость.

Reply

+1.5 fumiripits June 13 2013, 18:58:04 UTC
Звучит здраво.

Reply

3seemingmonkeys June 16 2013, 08:46:43 UTC
а личный выбор не предопределен?

Reply

alexey_ivanov June 16 2013, 10:00:25 UTC
Если выбор предопределён, то это не выбор. :)

Reply


meshko June 13 2013, 18:33:56 UTC
Какие лапочки.

Reply


enemyoflj June 13 2013, 20:12:28 UTC
Перевод "люди второго сорта" для "inferior" слишком эмоционально нагружен.

Reply

scholar_vit June 13 2013, 20:17:28 UTC
Наоборот, этот перевод несколько сглажен. Более точным был бы перевод "унтерменши".

Reply

urod June 14 2013, 02:53:19 UTC
Правильнее "вы - низшие".

Reply

enemyoflj June 14 2013, 16:56:47 UTC
Ну ещё дальше. Оксфордский словарь объясняет inferior как "a person lower than another in rank, status, or ability". Не меньше, но и не больше. Вы прочитали текст Мизеса, прибавили к нему последующий и предыдущий опыт, в том числе и такой, к которому Мизес непричастен, и вставили этот опыт в свой перевод. На ИноСМИ всё время так переводят, только они язык хуже Вас знают :)

Reply


maksymonyshko June 13 2013, 23:43:31 UTC
Да, на палю их! Улучшения сами по себе появляются, все давно знают.

Reply


Leave a comment

Up