Сколько стоят социальные сети, или Главное правило пузыря

Jan 13, 2011 08:42

Хороший график и здравое замечание от kouzdra:



Это средний Price-Earnings Rate - отношение рыночной капитализации к прибыли - для американских публичных компаний. На пике "пузыря доткомов" он достигал 45 (т.е. на 45 млрд. капитализации приходился 1 млрд. прибыли, чуть больше 2% годовых, даже гособлигации США давали большую доходность), а в периоды кризисов падал к нормальныму уровню в 20 (5% годовых).

То есть когда P/E 20, это нормальный бизнес, когда P/E 40 и выше - это пузырь. P/E Гугля, например, сейчас составляет от 18 до 25, смотря как считать капитализацию. P/E Эппла - от 15 до 22. Как видите, в этих компаниях период роста (когда акции скупаются в надежде на будущие прибыли) закончился, идет нормальная устойчивая работа.

Так что же у нас с социальными сетями?

По сообщению двух источников, близких к руководителям Facebook, корпорация Марка Цукерберга стремиться стать первой компанией, чья капитализация может быть оценена в $1 триллион, сообщает Business Insider...

Это замечу, компания, у которой в 2009 году доход был $800 млн, а прибыль - $200. В 2010, говорят два ярда - стало быть прибыль около $500 млн - если 50 ярдов капитализация - P/E получается как раз 100...

Мавроди, конечно, сынок.


Как мы знаем по опыту "пузыря доткомов", P/E 100 - это еще не Мавроди, это нормальная "пузырящаяся" компания. Может вырасти в серьезный бизнес, как Гугль, а может и красиво обанкротиться, как WorldCom. Вот когда будет триллион капитализации, при тех же доходах (P/E > 1000), вот тогда "Мавроди - сынок".

Возникает вопрос: а как быстро оценить стоимость социальной сети? Несколько месяцев назад я вывел для себя эмпирическое правило, которым и хочу поделиться:

1) Выручка социальной сети "ВКонтакте" в 2009 году по РСБУ составила 1,094 миллиарда рублей. Кроме того, чистая прибыль "ВКонтакте" ... составила 369,3 миллиона рублей... Согласно июльским показателям TNS, месячная аудитория сети составляет 19,3 миллиона человек.

В долларах: выручка 36 млн - прибыль 12 млн - аудитория 19 млн.

2) В 2009 году социальная сеть "Одноклассники" увеличила чистую прибыль в 9,4 раза по сравнению с 2008 годом - с 39 до 366,4 миллиона рублей. При этом выручка выросла всего в 2,4 раза и составила 1,54 миллиарда рублей...По апрельским данным TNS, ежемесячно "Одноклассников" посещают 15,2 миллиона россиян.

В долларах: выручка 51 млн - прибыль 12 млн - аудитория 15 млн.

3) Только за первые три квартала 2010 года доход Facebook, управляемой самым молодым миллиардером планеты - 26-летним Марком Цукербергом, достиг 1,2 млрд долларов, а чистая прибыль - 355 млн долларов... Сеть Facebook, основанная Цукербергом и его соседями по общежитию в Гарвардском университете в 2004 году, сейчас насчитывает более 550 миллионов пользователей по всему миру...

Месячную аудиторию Facebook можно посмотреть на Steananalytics: , это примерно 130 миллионов. По другим часто встречающимся данным, Facebook насчитывает 500 миллионов "живых" (с заходом за последние полгода) аккаунтов.

В долларах: выручка 1200 млн - прибыль 355 млн - аудитория от 130 до 500 млн.

Моя эмпирическая формула для социальных сетей была такой: 1 доллар прибыли от 1 активного пользователя в год. Как видите, плюс-минус сходится даже для фейсбука.

Таким образом, когла в Facebook будет ежемесячно заходить каждый житель Земли, его годовая прибыль составит 7 млрд. долларов, и по нормальному P/E (25, берем Гугль-Эппл по максимуму) цена ему будет 175 миллиардов. Почему же тогда Цукерберг сотоварищи целятся на триллион?

А потому, что "формула Щеглова" выведена для периода 2000-2010 годов. В 2011-2020 вполне логично ожидать большего чем сейчас переселения человечества в виртуальные миры - а значит, и увеличения количества долларов, которые это население будет там оставлять. Есть на что надеяться, есть под что надувать пузырь.

Так что записываем Главное Правило Пузыря: каким бы ни был предыдущий пузырь, всегда можно надуть следующий. Жизнь продолжается!
Up