Жертва - это один из универсальных способов взаимодействия человека с духовным миром. Жертва - не только христианское (и как мы увидим, не столько христианское!) понятие. Язычники умеют и любят приносить жертвы, и приносят их намного более охотно, чем христиане. Впрочем, и атеисты тоже не чужды этого искусства.
Принцип жертвы - это принцип воздаяния. Если я что-то отдал, то я должен за это что-то получить. Если я что-то взял, то я должен за это воздать. Так устроен мир, если смотреть на него с точки зрения логики жертвы. Но принцип воздаяния - это не безличный природный механизм, действующий автоматически. Напротив, воздаяние по самому смыслу понятия требует наличия воздающего. Жертва всегда приносится кому-то, и от кого-то ожидают воздаяния. Невозможно и бессмысленно приносить жертву абстрактно, в безличную пустоту, и напрасно было бы ожидать, будто воздаяние придет из этой безличной пустоты автоматически.
Жертва приносится кому-то, и именно тот, кому она приносится, несет ответственность за воздаяние.
Он является гарантом воздаяния, он обещает воздать. А что будет, если он не воздаст обещанное? Тогда в дело вступает тот, кто дал ему власть. Давший власть должен рассудить между принесшим жертву и несправедливо удержавшим должное за жертву воздаяние. И не факт, что он заставит получившего жертву воздать обещанное. Может быть он, напротив, накажет нарушившего обещание. Что же будет в таком случае с принесшим жертву? Совершившаяся несправедливость требует суда, и дело пойдет на следующую ступень, все выше и выше, пока не дойдет до Всевышнего Бога. Именно Он является последней инстанцией в вопросе о любой жертве и любом воздаянии. И потому в конечном итоге всегда неразумно приносить жертвы, неугодные Богу: рано или поздно это плохо кончится.
Но все-таки - даже когда люди приносят неугодные Богу жертвы, например, жертвуют что-то демонам, они как правило получают воздаяние. Казалось бы, зачем демону исполнять данное им обещание, что мешает «кинуть» ничтожных людишек? А вот исполняют. И это нетривиально; тут есть, о чем подумать. И я думаю, причина этого феномена в том, что демоны стараются не доводить дело до Божественного вмешательства. Когда вмешивается Промысел, ситуация становится непредсказуемой и неуправляемой - кому это может понравится? Бог берет дело в Свои руки, и это всегда выходит демонам боком. Потому они стараются по мере возможности поддерживать баланс между жертвой и воздаянием, и не обманывать ожидания доверившихся им людей. И это частный случай более общего духовного принципа, что всякое благо в этом мире исходит, в конечном итоге, только он Бога, даже если вроде бы не имеет к Нему никакого отношения. Смотри внимательнее - и увидишь связь.
Итак, для того, чтобы жертва имела смысл, она должна, во-первых, быть не безличной, должна иметь адресат. И если таковой имеется, то имеет смысл убедиться, что ему стоит доверять. Парадокс в том, что демоны в этом смысле более надежны, чем люди. Люди по глупости часто обманывают и «кидают» доверившихся им, в то время как демоны предпочитают держать своё слово. И причина этого в том, что демоны умнее, а люди глупее. Демоны смотрят вдаль, а люди часто не видят дальше своего носа, не ожидают последствий. А каждое действие, и тем более каждая жертва имеют свои последствия, и последствия эти неизбежны. Тут мудрость; кто имеет мудрость, сочти число зверя, ибо это число человеческое.
Рассуждая о жертвах, надо иметь в виду, что никому никогда ничего не приходит в голову «просто так». Если кому-то что-то пришло в голову, значит, есть тот, от кого это пришло, и кто несет ответственность за эту мысль. И потому всякая жертва, какой бы странной и бессмысленной она ни казалась, обязательно имеет какой-то смысл и какие-то последствия. Даже лишенные на первый взгляд смысла жертвы маньяков и серийных убийц. Потому что если жертва приносится - то она приносится кому-то. Кому же? А тому, от кого исходила идея принести вот такую вот жертву. Кто автор, тот и отвечает. И он знает, что придется ответить.
Так обстоит дело с жертвами вообще.
http://palaman.livejournal.com/296580.html