Экран ЭЛИН

Feb 16, 2016 18:40



Третьего ноября 2012 года исполнилось 40 лет со дня ввода в эксплуатацию системы ЭЛИН, разработанной и изготовленной специалистами Центрального конструкторского бюро информационной техники (ЦКБИТ) г. Винницы, входившего в то время в состав Министерства электронной промышленности СССР. Экран ЭЛИН стал первым в мире наружным видеоэкраном, предназначенным для демонстрации не только текстовой и графической информации, но и полноценных цветных видеофильмов. Установили ЭЛИН в Москве на проспекте Калинина. В тот день 1972-го года межведомственной комиссией под председательством начальника Управления внешнего благоустройства и озеленения ГлавАПУ г. Москвы Н.М. Щепетильникова и начальника ГНТУ МЭП В.М. Пролейко был подписан соответствующий акт под номером 2307.




Появлению этого экрана предшествовала определенная работа. Начало ей было положено в период 1968-1970 гг. разработкой и изготовлением динамического электротабло, установленного впоследствии на стене роддома им. Грауэрмана. Эта работа была выполнена экспериментальным конструкторским бюро «ЭРА» при Бауманском РК ВЛКСМ. Поскольку в КБ «ЭРА» ни опыта, ни производственных возможностей не было, этот экран так и не заработал и вскоре был демонтирован.



Принципиальная особенность демонтированного экрана заключалась в том, что на каждый световой элемент был свой управляемый усилитель. Этот принцип в последствии использовался для создания выставочного образца, представленного на отраслевой выставке «Электроника-71» в институте «Электроника» на пр. Вернадского в марте-апреле 1971 г. Экран имел размеры 3х4 м и около 5000 световых элементов, частично использовалась схемотехника КБ «ЭРА». Главным конструктором проекта стал начальник научно-тематического отдела ЦКБИТ Леонид Львович Могилевер.



После посещения выставки правительственной делегацией, которую сопровождал начальник Главного научно-технического управления МЭП В.М. Пролейко в министерстве обсуждался вопрос дальнейшего развития направления «матричные экраны», в том числе и больших размеров для площадей современных городов. По окончанию выставки вышел приказ министра, которым ЦКБИТ обязывалось разработать, изготовить и установить на одной из площадей Москвы большой экран площадью 120-140 кв. метров. На весь комплекс работ отводилось всего 6 месяцев, кроме того, необходимо было найти заказчика, который профинансировал бы эти работы.



Приказом по ЦКБИТ Главным конструктом проекта снова назначается Л.Л. Могилевер и подробнейшим образом расписываются все работы с закреплением ответственных исполнителей. Ценой невероятных усилий было изготовлено по эскизной документации основное оборудование, приобретены необходимые материалы и комплектующие изделия и все это к концу ноября 1971 г. отправлено в Москву. Одновременно в длительную командировку отбыла бригада для выполнения всех последующих работ. На временную работу были приняты москвичи - бывшие сотрудники КБ «ЭРА». По мере необходимости в командировку направлялись слесари, радиомонтажники, наладчики.



В отличие от выставочного образца, ЭЛИН имел совершенно другой принцип действия. Немыслимо было изготовить 100 000 управляемых усилителей и разместить их на табло. В новой разработке была применена идея импульсного управления световыми элементами при повышенном напряжении питания. Это позволило применить схему управления, состоящую всего из 2500 управляемых усилителей, расположенных в специальных шкафах на одном из этажей. На тот момент такая идея была реализована в экспериментальном проекте японского 100-дюймового телевизора Sony Color Video Panel.



Фактически ЭЛИН представлял собой полноцветный «телевизор» насчитывавший 102 900 автомобильных ламп накаливания закрытых красными, синими и зелеными светофильтрами. Площадь экрана составляла 235 квадратных метров. Система «ЭЛИН» давала возможность демонстрировать кинофильмы, плакаты, иллюстрации, текстовые материалы и передачи с телепроектора. Все это осуществлялось с помощью телекинопоста и аппаратуры, включавшей в себя более 600 тысяч электрорадиокомпонентов.



Прежде чем на проспекте Калинина появился большой экран, с ноября 1971 г. по май 1972 г. на базе Мосгоркинопроката у станции метро Рижская, впритык к Крестовскому кладбищу был развернут малый комплекс. Здесь были частично испытаны и доработаны основные функциональные узлы, разработан блок управления и защиты ламп табло от выгорания в случае сбоя или отказа схемы управления.



Обстоятельства складывались так, что разработчикам пришлось нарушить установившиеся на то время обязательные этапы проектирования и изготовления промышленных изделий. Законный экспериментальный образец (макет) был представлен опытным образцом. Работа по монтажу и наладке проходила в очень напряженной обстановке.



Лето 1972-го года оказалось очень жарким. Электроника ЭЛИНа не выдерживала температурных режимов. Велись разговоры о некомпетентности и авантюризме разработчиков. Каждую неделю на Коллегии министра заслушивали отчет о ходе работ по ЭЛИНу. Руководство министерства нервничало. Дошло до того, что была назначена ведомственная комиссия во главе с доктором технических наук Д.И. Юдицким. Перед комиссией стояла задача произвести анализ технических решений ЭЛИНа.



На Коллегии, Юдицкий сделал «компетентное» заявление о том, что этот экран не включится и работать не будет никогда. Там же на Коллегии присутствовал главный конструктор проекта Л.Л. Могилевер. Леонид Львович прибыл на ЭЛИН и в узком кругу было принято решение - доказать всем, что ЭЛИН уже почти настроен и работоспособен.



Пятого августа в 3 часа ночи включили настроечный режим (30% световых элементов экрана). Вывели на экран стилизованный портрет В.И. Ленина - быстро сделали несколько снимков. Утром на стол начальника ГНТУ В.М. Пролейко ложится пара десятков отпечатков. Кризис был пройден, работа продолжалась. Кстати, именно Пролейко на одном из совещаний предложил название ЭЛИН - сокращенное словосочетание «электронный информатор».



Коллектив разработчиков обязался к 7-му ноября показать на ЭЛИНе праздничную программу. Третьего ноября 1972 г. Межведомственной комиссией система ЭЛИН была принята в опытную эксплуатацию. А в праздничные дни на проспекте собралось много людей, всем хотелось посмотреть чудо-экран. В наши дни, по прошествии 40 лет, трудно представить, чтобы люди вот так собирались на улице смотреть телепередачу на большом экране.



image Click to view



Многие отечественные и зарубежные газеты и журналы откликнулись хвалебными публикациями. На ЭЛИН приходили многие зарубежные спецы, в основном фотографировали, однажды была и киносъемка. От этого визита венгерских специалистов осталась одна память - фрагменты монтажа, из которых уже в наши дни удалось смонтировать небольшой видеоролик.

image Click to view



Со всеми проблемами разработчики справились, оставалось определить будущего хозяина и передать ему систему ЭЛИН для постоянной эксплуатации. Были попытки передать ЭЛИН на баланс Министерства связи, Мосгоркинопрокату, Управлению городского оформления и рекламы (Мосгороформление). Все попытки не увенчались успехом, ЭЛИН так и остался на балансе Министерства электронной промышленности и не был передан московским предприятиям только потому, что никто не хотел иметь лишней головной боли. По распоряжению главного инженера «Мосгороформления» С.С. Клюшкина даже были составлены два больших альбома компромата, состоящии из фотографий демонстрирующих якобы некачественную работу ЭЛИНа.



В то время информационные средства были под контролем партийных и «компетентных» органов. Все праздничные программы имели политическую окраску, утверждались и контролировались горкомом партии. Работа велась в режиме «прямого эфира», и любое ЧП или небрежность, не говоря о преднамеренной провокации, тут же были бы замечены и соответственно оценены.



Бюджет проекта тогда составил чуть более 1 миллиона рублей. Потенциальным рекламодателям были разосланы письма с изложением технических возможностей системы ЭЛИН и предложениями по коммерческой демонстрации их продукции. Определили стоимость одной минуты проката от 8 руб 09 коп (со временем возросшую до 11 руб 80 коп) в зависимости от времени показа (часы пик дороже) и способа подготовки и обработки информационного материала для демонстрации программ (открытки, рисунки и т.д.).



Регулярная коммерческая эксплуатация системы ЭЛИН началась в 1977 г. Поступлениями от коммерческой деятельности были покрыты все затраты, ЭЛИН стал приносить прибыль. К 1982 г. сумма финансовых поступлений составила более 1,5 млн. руб. при годовой выработке около 350 тыс. руб.



Значение системы ЭЛИН в истории развития наружной видеорекламы трудно переоценить не только в силу первенства этого экрана в ряду подобных устройств, но и по причине той особой роли, которую он выполнял, заняв отведенное ему на проспекте Калинина место. В чем же заключалась эта роль? В 1960-х годах строительство в центре Москвы новой магистрали, связанное с уничтожением целого квартала исторической застройки, было очень неоднозначно воспринято современниками. Москва переставала быть уютным городом, много писалось и говорилось о чужеродности проспекта для Москвы. Появились ироничные названия для комплекса новоарбатских высоток - «вставная челюсть», «мишкины книжки», «Пятикнижие Моисеево».



Но поскольку руководитель проекта Михаил Посохин был главным архитектором Москвы, председателем Комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и заместителем председателя Госстроя в ранге министра, противостоять этому строительству было чрезвычайно сложно. И все же строительство так и не было завершено, на проспект с обеих сторон выходят остатки старой застройки, не вписывающиеся в современный облик магистрали. Одним из таких домов оказался знаменитый роддом им. Г.Л. Грауэрмана. Вставшая поперек широкого пространства пешеходной части улицы глухая брандмауэрная стена роддома существенно портила городской ландшафт.



Размещая на этом месте экран проектировщики решали сразу целый комплекс задач: ЭЛИН стал не только городским информатором, прекрасно обозреваемым как с пешеходной части проспекта, так и с магистральной, но и органично вписался в комплекс новоарбатских высоток, прикрыв собой голую стену роддома. ЭЛИН стал и прекрасным нюансом, подчеркивающим агитационное значение проспекта и Москвы в целом, как «витрины социализма».



Однако технический прогресс не стоит на месте - в 1980 г. японская компания Mitsubishi, установила в Лос-Анджелесе на открытом стадионе Доджерс электронный видеоэкран нового поколения - Mitsubishi Diamond Vision. В конструкции этого экрана были использованы принципиально новые светоизлучающие приборы, способные давать качественное изображение при прямой солнечной засветке. Это были вакуумно-люминесцентные индикаторы, представлявшие собой, своего рода кинескоп без расширяющейся части с расфокусирующей системой и нанесенным на торец колбы люминофором одного из трех цветов - красного, синего или зеленого.



За Diamond Vision последовали Astrovision (Panasonic), Starvision (EEV), Super Color Vision (Toshiba), JumboTron (Sony), и система швейцарской компании Омега. Советские инженеры старались не отставать от западных коллег, и в 1985 г., приблизительно в одно время с появлением японского гиганта Sony JumboTron, на проспекте Калинина был установлен видеоэкран на вакуумно-люминесцентных индикаторах ЭЛИН 2.



image Click to view



Одновременно торец дома под экраном был облицован профильным анодированным алюминием образующим большие, выразительные арки. Перед образовавшимися нишами установили декоративные решетки. В контраст вертикалям облицовки и всей прямолинейности окружения решетки имели мягкие, провисающие линии стилистики модерна. Этот небольшой нюанс очень ярко подчеркнул визуальную связь между казалось бы случайно соседствующими зданиями XIX века и современной застройкой, придал архитектурному ансамблю проспекта характер «обжитого» пространства. Тем самым получила окончательное развитие главная мысль проектировщиков проспекта, стремившихся сформировать новый крупный фрагмент городской среды, где единому замыслу было подчинено всё - от общего направления пространственной структуры до деталей благоустройства и рекламы.



К сожалению, техническая часть системы ЭЛИН 2 была далека от совершенства. Темные или наоборот яркогорящие квадраты вышедших из строя модулей в значительной степени искажали изображение. Разрешающая способность экрана (количество пикселей) и число градаций преобразования видеосигнала было недостаточным для такого типа устройств, это существенно ограничивало возможность демонстрации видеоматериалов. Отсутствие собственной телестудии лишало экран оперативности, все эти недостатки способствовали уменьшению финансовых поступлений от рекламодателей.

image Click to view





Программы на ЭЛИНе 2 транслировались с видеомагнитофона, видеоролики изготовляли на специализированном предприятии, все это стоило денег и отнимало много времени. Потребление электроэнергии достигло 450 кВт, что составляло чувствительную расходную статью экрана. Всё это в совокупности с хаосом перемен в стране и в значительной степени бесхозяйственной деятельностью руководства предприятия МСХКБ «Эстэл», на балансе которого состоял ЭЛИН 2 и привело к тому, что в начале 1990 года он прекратил свою деятельность - место экрана заняли четыре призмадинамические установки.



В 1990 г. с целью эксплуатации и технического перевооружения системы ЭЛИН 2 было создано малое предприятие «Эстэл-Инфо» (в настоящее время ООО «Эстэл-Инфо»). После того, как ЭЛИН 2 был демонтирован, постоянно предпринимались попытки убрать с этого места оставшуюся от него металлоконструкцию. Но новые владельцы сопротивлялись этому, будучи уверенными, что когда-нибудь экран вновь загорится на Новом Арбате. Для этого и размещали брандмауэр Банка Москвы и крышную установку Coca Cola. Убрать рекламу таких «монстров» было сложно.



Повсеместное распространение светодиодных наружных экранов, в 2001 году настигшее и Москву, подсказало владельцам оставшейся от ЭЛИНа металлоконструкции очевидный выход из сложившегося положения. В 2005 г. ООО «Эстэл-Инфо» совместно с компанией News Outdoor Russia реализовали совместный проект по установке электронного табло на этом месте (уникальный светодиодный экран сверхвысокого разрешения ALX 25rgb-672х512 был изготовлен компанией Алексарт). Для этого понадобилось убеждать многих ответственных людей в необходимости сохранения на этом месте экрана, как части исторического облика Нового Арбата.



Введение в конце 2012 г. новых правил установки и эксплуатации рекламных конструкций поставило под угрозу сам факт существования видеоэкрана на этом историческом месте. ЭЛИН оказался расположенным на территориальной границе зоны охраны объектов культурного наследия. Еще одним из поводов к запрету его эксплуатации послужило примыкание экрана к фасаду роддома им. Г.Л. Грауэрмана, а как известно реклама на фасадах запрещена (кроме медиафасадов). Между тем, металлоконструкция ЭЛИНа представляет собой самостоятельное 9-этажное строение, установленное на мощном фундаменте. Фактически это целый дом, который никак не может быть причислен к «рекламным конструкциям, размещенным на фасадах зданий».



В первом же пункте «Требований к рекламным конструкциям», утвержденных новыми правилами, указано - «Рекламные конструкции, установленные на территории города Москвы, должны соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города». ЭЛИН не просто соответствует этим требованиям, он является ключевым, градоформирующим объектом архитектурного облика и застройки Нового Арбата.



В свое время ЭЛИН явился предвестником использования в городской среде больших экранов, ставших не только источником информационного воздействия, но и свето-графическим акцентом улиц и площадей. Это послужило практическому воплощению приема светового художественного оформления городской среды, построенному на комплексном взаимодействии архитектуры и света. Не случайно экран появился именно на Новом Арбате, бывшем в те годы своеобразной экспериментальной площадкой для поиска архитекторами и дизайнерами новых форм синтеза архитектуры, свето-графики и новейших информационных средств.



ЭЛИН - это не только памятник инженерной мысли, но и исторический объект, сыгравший существенную роль в средовой организации пространства целого микрорайона и, несомненно, он должен остаться на том месте, на котором простоял уже более 40 лет.

Спасибо Александру Ивановичу Никитичу за фотографии и помощь в подготовке материала

агитация и пропаганда, Москва, электроника, наружная реклама, ЭЛИН, СССР

Previous post Next post
Up