Московские киоски

Feb 19, 2016 11:49



Издавна в Москве торговали в лавках. Помимо отделений в рядах, это были еще и временные сооружения для продажи товаров на ярмарках и базарах, вроде дощатого сарайчика. На крыше таких лавок устанавливали доску с рукописной надписью, обозначавшей предмет торговли. Эти примитивные вывески под дождем и снегом быстро темнели, надписи облезали, а хозяину все не досуг было поправить. И облупленная доска с едва различимыми буквами продолжала уже чисто символически нести свою службу.

[Читать дальше]


Для мелкой торговли на базарах строили палатки - легкие постройки из натянутой на остов ткани, а так же ларьки (от слова ларь), первоначально имевшие вид большого ящика с навесом в виде шалаша из жердей, покрытых ветками или соломой. Вся реклама на палатках сводилась к развеске товара по краю навеса.



Ко времени правления Петра I, уличная торговля в лавках распространилась по всему городу. Всякого рода шалаши и лавки перегораживали улицы, мешали проходу и проезду. Для разрешения этой проблемы в 1722 г. в Инструкцию Московской полицмейстерской канцелярии был включен пункт, удивительно напоминающий недавние действия московских властей. Напомню, что в октябре 2010 г. столичное правительство развернуло масштабную компанию по борьбе с "объектами мелкорозничной торговли", в ходе которой количество торговых павильонов в городе существенно поредело.



В последней четверти XIX века в Москве появляются шестигранные в плане книжные и газетные киоски за стеклом которых выставлялись предметы торговли, а в верхних ярусах, зачастую размещалась реклама: каждое сообщение в отдельном окошечке. Киоски эти долгое время принадлежали «Товариществу печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина», а с 1910 года «Первой Московской Трудовой Артели Производства и Сбыта Произведений Печати», которая арендовала у Московской Городской Управы сроком на 6 лет места под киоски и под столбы для всякого рода объявлений, выкупив эту «оброчную статью» у Сытина.



В 1909 г. на московских площадях, улицах, проездах и бульварах появляются аккуратные киоски кремового цвета с зеленой крышей, сооруженные по типовым проектам, утверждаемым городской управой. На фасаде таких киосков размещалась небольшая стандартная вывеска.



В 1913 г. в дни празднования 300-летия Дома Романовых Московская Городская Управа постановила «чтобы торгующие из газетных киосков не раскладывали свой товар: газеты, журналы и книжки по стенкам киоска с внешней стороны, а имели бы весь товар в киоске, а так же <…> чтобы в означенных киосках торговля производилась бы только разного рода печатными произведениями. Рекламы и объявления на киосках также не допускать». Вообще в дни посещения Москвы Высочайшими Особами, Городская Управа поручала специальным комиссарам на время визита демонтировать за счет городской казны рекламы размещенные на киосках близ Городской Думы, с последующим возвращением их на место.



Основным видом рекламы в лавках и палатках оставалась простая выкладка товара, дополнявшаяся различными надписями. «В 1912-1915 гг. в Москве в Охотном ряду можно было наблюдать состязание двух торговцев-частников, носившее чудаческий характер - писал знаток народного быта и городского фольклора Евгений Иванов - На одной из палаток, заваленной соленой рыбой-кетой, красовалась следующая надпись: «Сам ловил, сам солил, сам продаю!».



На соседней палатке, торговавшей тем же товаром, висела другая надпись: «Сам не ловил, сам не солил, а дешевле соседа продаю!» Владелец торговли, в противоположность конкуренту, был одет в русский кафтан, почти сплошь закрытый белым широким передником». Такими чудачествами охотнорядские торговцы пытались привлечь покупателей к своему товару.



После революции и на протяжении 1920-х годов палатки остаются все те же, что были утверждены еще царской Городской управой, хотя и украшают их новые плакаты.



Но именно в это время активно проектируются конструктивистами новые оригинальные киоски. Госиздат планировал построить серию книжных киосков по Москве. Книжные киоски, по замыслу дизайнеров, должны были утром открываться наподобие книги, так, чтобы обеспечить максимальную поверхность для демонстрации. Вечером же вся конструкция должна была компактно складываться и запираться на ночь. Наилучшим решением оказалось использование ставень в качестве лотков. Авторами проектов трансформирующихся киосков были А. Родченко, Г. Миллер, Г. Клуцис и А. Лавинский. Правда из всей серии проектов книжных киосков был построен лишь один киоск по проекту Антона Лавинского.





Появляются оригинальные киоски в виде бутылки, самолета, являющиеся уже сами по себе рекламой продаваемого товара, а так же запоминающийся киоск Грузгосторга «Боржом». Поверхность этого киоска была разлинована под блочную кладку, по сторонам от окошка были изображены бутылки, на козырьке надпись «Боржом», а на самом верху, на шпиле венчающем остроносую крышу помещался небольшой щит, рекламное поле которого сдавалось в аренду.





Начиная с 1930-х гг. городские власти прикладывали немало усилий для создания в городской среде праздничной атмосферы летнего парка. Улицы города заполнялись разнообразными типовыми киосками. Все рекламирование на них ограничивалось надписями, обозначающими принадлежность киоска к той или иной торговой организации либо предмет торговли.







После войны, к 800-летию города появляется немало оригинальных по форме киосков, напоминающих сказочные домики, но в скором времени дизайн киосков упростился, а жесткая номенклатура типовых проектов утверждалась приказами Минторга СССР. Разнообразие среди однотипных павильонов для уличной торговли вносили лишь газосветные вывески, укреплявшиеся на крышах некоторых киосков.







В дни Олимпиады, в Москве появляются красно-бело-синие киоски Пепси-Колы, с большим кубом на крыше и многократно повторенным запоминающимся знаком и красно-белые киоски Фанты. Это были первые со времен НЭПа киоски с рекламой западной фирмы. По окончании спортивных мероприятий киоски Фанты исчезают, а Пепси-Кола остается.





В 1985 г. на ВДНХ в рамках выставки «Дизайн-85» был показан проект модульного городского оборудования, разработанного во ВНИИТЭ группой под руководством Дмитрия Азрикана. Этому проекту, как и многим другим перспективным разработкам советской эпохи, не суждено было воплотиться в реальности. Но сегодня на его примере стоило бы поучиться проектировщикам из Москомархитектуры, разработавшим серию модульных киосков.



В конце 1980-х гг., расплодившиеся кооператоры застроили всю Москву коммерческими палатками, превращая ее в палаточный городок. Палатки «украшались» самодельными вывесками, исполненными на самых разнообразных материалах во всевозможных техниках. Стекла палаток заклеивали наклейками и рекламными плакатами - яркими и красочными, от которых рябило в глазах. Возродилась разновидность киосков на колесах - тонары.





Со временем бесчисленные в своем многообразии кооперативные киоски были демонтированы; в какой-то степени произошел возврат к стандартизации. Реклама на киосках в наши дни опять стала довольно скромной. Это, как правило, фирменный знак и логотип предприятия владельца сети киосков, иногда с фирменной покраской всего павильона или же простое обозначение предлагаемого товара, иногда дополненное небольшими стикерами наклеенными прямо на стены или стекло киоска. Многие из сетевых киосков имеют оригинальную форму, разработанную дизайнерами специально по заказу фирмы-владельца.





Встречаются и киоски с пилонами на стене или большими рекламными щитами на крыше. Например газетно-журнальные киоски с конструкцией «Тривижн» на крыше. Устанавливаются они по две - под углом друг к другу и рекламируют различные печатные издания.





Нередко в городе можно увидеть комбинированный вариант торгового киоска с остановочным павильоном. Некоторые из них оснащены односторонними рекламными пилонами, закрепленными на одной из стен киоска.



Уже упоминавшаяся выше компания по сносу торговых павильонов внесла существенные коррективы в эту картину. Особенно заметно сократилась уличная торговля в центре города. По указанию мэра Москвы Сергея Собянина, Москомархитектура разработала модульную систему типовых ларьков нового типа, а так же схему их размещения в городе. Первый такой ларек появился на Тверской улице 22 июня 2011 г. А в октябре потихоньку стартовала массовая замена старых киосков на ларьки нового образца.



Полностью текст приведен в книге А.В.Сазикова и Т.Б.Виноградовой "Наружная реклама Москвы: история, типология, документы". М., 2013.


Москва, киоски, история, наружная реклама

Previous post Next post
Up