Когда я работал над книгой
"Строгановка: 190 лет русского дизайна", познакомился с прекрасным человеком -
художником Евгением Евгеньевичем Щегловым. Его отец - знаменитый карикатурист Евгений Борисович Щеглов, в 1945 году поступил в воссозданное Строгановское училище, был студентом первого набора. Евгений Евгеньевич передал мне множество работ своего отца для публикации в наших юбилейных изданиях. Они вошли и в книгу "Строгановка", и в отдельное издание
190 фактов, и в двухтомник
"Мастера Строгановской школы". Е.Б. Щеглов известен не только как художник-карикатурист, уже после смерти Евгения Борисовича оказались востребованы его фотографии - они выставлялись на Московской фотобиеннале и в Фотогалерее имени братьев Люмьер. Прекрасны его циклы "Взгляд из автомобильного окна" и "Московские истории". Всё это тоже можно увидеть на его
сайте. Там же целый раздел посвящен воспоминаниям Евгения Борисовича - о жизни и творчестве. Ниже я приведу фрагмент из этого уникального и прекрасного текста - воспоминания о послевоенной Строгановке:
В 1945 году открылось МВХПУ (б.Строгановское).
Мама взяла папку с моими рисунками и куда-то со6ралась.
Я спросил, куда.
- Скоро вернусь.
Пришла, поставила папку и улыбается. Я думаю: «С чего бы это?»
- Тебя приняли в Cтрогановку, все очень смеялись. Велели явиться в понедельник.
- На экзамены?
- Какие экзамены! Я же сказала - все очень смеялись…
В понедельник тоже смеялись. Это значит, по второму разу.
Удивительное училище! Кукрыниксы, когда узнали, что я в МВХПУ, сказали:
- Карикатурист - и в каком-то художественно-промышленном училище! Идите в Суриковский к К.Ф.Модорову. Я послушался.
- Смешно, - сказал неулыбчивый ректор, посмотрев мои рисунки показал пальцем на потолок и изрек: - Чувство юмора - это от Бога!.. А вы знаете Дубинского? Очень хорошо. Начинал в «Крокодиле», теперь иллюстратор. Вот и из вас, если вы к нам поступите, мы всю вашу карикатуру вы6ьем - учтите.
От добра добра не ищут. Надо ходить туда, где тебя любят. И я вернулся в Строгановку.
Началась Строгановка с набора на первые и старшие курсы тех, кого не успели призвать в армию и вернувшихся с фронта. Но все вместе пережили одну войну. Сдружились сразу, ценя тишину и особенно остро ощущая 6есподобную красоту мира. Война не прошла бесследно. По коридорам стучали костыли и поскрипывали ремни протезов, но на слух это не воспринимали и память старались не ворошить.
Первому директору училища С.П.Маркелову удалось создать необычайно творческую атмосферу. Поощрялось все талантливое и самым активным образом. А преподавательский корпус состоял почти из одних классиков - С.П.Маркелов нашел старых «строгачей» из дореволюционной Строгановки. Мы гордились, что у нас преподает ученик Репина Фролов, первый русский художник кино Eгopoв, Алексич - мастер офорта, а живопись ведет П.В.Кузнецов.
Из творческого состояния не выходили. Днем в училище - вечером работали дома по вдохновению. Увлекались офортом.
Досок не было, но так имитировали - сразу и не отличишь, что перышком сделано. Меня увлекло композиционное - какая-нибудь битва на Калке, а если делал на юморе - то веселая толчея перед нашей столовкой, где каждый себя узнавал, или увиденное - жанровое, городское. Себя убеждал: если вместо заданного по математике принесу хороший рисунок - этим все окупится.
Свобода выбора в посещении всех курсов и занятий помогла мне в постижении тайн разных видов искусства. П.В.Кузнецов открыл нам жизнь вещей. Поставив сложнейший натюрморт, Павел Варфоломеевич, минуту помолчав, начинал рассказывать о своем понимании живописи: натюрморт не только живописен, но и полон звуков, как хорошо сыгранный оркестр и отразить это живое и сложное совершенно невозможно, если ты не мастер… Это была программа большого художника.
В.Е.Егоров заряжал духовным напором и невероятной силой противления всему, что не относится к искусству. Казалось, он готов немедленно, сейчас же изгнать каждого бесталанного, пинками и с бранью. Мастера из старой Строгановки помогли восприятию пластики в скульптуре, осмыслению подлинной монументальности, постижению специфики искусства гравюры, офорта. Уже седенькие, они передавали нам свое благоговение и преклонение перед истинным и неповторимым искусством. По этой причине мы постоянно входили в конфликт с окружающей действительностью. Однажды я поехал с Ю.Александровым на зарисовки в Донской монастырь. Запустение нас ошеломило, а загаженность потрясла. Вторичный продукт убил все первозданное.
В Строгановке я осуществил свою мечту - создать рукописный журнал. Начинался журнал с этюдов и рисунков студентов, а завершал его раздел юмора «Щелчок по носу». Я рисовал карикатуры, жанровые сценки, а наш бард «Го» - Горпенко - сочинял злободневные стихи. В конце месяца журнал появлялся на столе в библиотеке и пользовался успехом. Но журнал чуть не закрыли. Явилась комиссия, которая была шокирована моими орущими кошками на крышах «столицы нашей Родины - Москвы». Секретарь парткома училища Парменов схлопотал выговop, но журнал отстоял, а я получил второе предупреждение «вы6ить из меня карикатуру».
В 1948 году редактор художественного отдела журнала «Крокодил» Б.И.Пророков открыл курсы молодых карикатуристов при газете «Московский комсомолец», а занятия вел Г.О. Вальк.
С Г.О.Вальком я познакомился еще в 1944 году и каждое воскресенье ездил к нему на консультации. По рисункам, которые я тогда сделал можно легко вспомнить все, о чём мы говорили.
В том же, 1948 году «московский комсомолец» опубликовал мой рисунок. Первая публикация в печати явилась неожиданной для меня и моих товарищей по Строгановке. И никто мне не завидовал, а все только радовались. В этом был основной настрой жизни училища.
После всего рассказанного меня не удивляет, что из училища узкого профиля вышли будущие мастера живописи, скульптуры, графики, дизайна, художники театра и кино, мультипликаторы, искусствоведы, профессора и академики, народные и заслуженные и среди них один карикатурист.
Вот только из первого набора: И.Голицын, B.3aмков, Г.Захаров, М.Смирнов, А.Соколова, М.Воскресенская, Ю.Александров, В.Шевков, В.Сидур, В.Лемпорт и Н.Силис, П.Шимес, А.Миронов, А.Горихина, Г.Кнорре, Л.Токмаков. Многих я не назвал, но всех помню - и тех, кого уже нет.
Вагон метро 1948 г.